Последний день 1968 г. ознаменовался первым полетом новейшего сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Советский самолет опередил своего конкурента англо-французской сборки на 2 месяца. «Конкорд» поднялся в небо лишь в начале марта следующего года.
Ту-144 стал первым из числа пассажирских самолетов, кому удалось преодолеть сверхзвуковой барьер. Но радость от такого лидерства была недолгой.
У Ту-144, как и у его зарубежного конкурента, была применена «бесхвостовая» схема. Это значит, что оба лайнера были лишены отдельных плоскостей управления высотой. Полет в вертикальной плоскости регулировался лишь элевонами – плоскостями на задних кромках крыльев. А отсутствие горизонтального оперения на хвосте давало двойное преимущество в скорости по сравнению со скоростью звука, ввиду снижения аэродинамического сопротивления.
Советский авиалайнер отличался от своего зарубежного «собрата» формой крыльев. Крыло Concorde было снабжено обводами, что придавало ему большую обтекаемость по сравнению с отечественной машиной. Конструкция и форма крыла Ту-144 во многом копировала особенности крыла истребителя МиГ-21 с некоторыми изменениями и конструктивными доработками.
На обоих самолетах были смонтированы отклоняемые носовые обтекатели, заимствованные у английского исследовательского сверхзвукового Fairey Delta 2. Такая особенность была вызвана тем, что при взлете и посадке под большим углом, сверхзвуковой лайнер вынужден был «задирать нос». Советские авиаконструкторы внедрили рацпредложение — они установили специальные небольшие закрылки рядом с кабиной пилотов, которые направляли потоки воздуха под крыло авиалайнера, что значительно снижало расход топлива и уменьшало шум двигателей.
Для заправки топливом были установлены 18 баков в крыльях самолета. Для переноса центра тяжести машины в момент перехода к сверхзвуковой скорости, в задней половине фюзеляжа был установлен бак для балансировки.
Кабину экипажа было решено вписать в обводы фюзеляжа без привычного выступающего фонаря. По этой причине носовая часть со всеми приборами и необходимыми системами слегка опускается вниз при взлете и посадке, чтобы пилоты могли визуально наблюдать обстановку на ВВП через стекла кабины. Чтобы улучшить взлетно-посадочные характеристики, была установлена система, которая убирала горизонтальное переднее оперение после взлета авиалайнера.
Надежность работы всех систем и приборов самолета обеспечивалась методом четырехкратного резервирования. Посадку советский авиалайнер мог осуществлять в автоматическом режиме в любое время суток и при любых метеорологических условиях. Ту-144 впервые в Союзе был оснащен автоматической системой контроля за работой и техническим состоянием всех бортовых систем.
Но при всех этих новшествах и достоинствах, Ту-144 так и не стал гордостью авиапрома, всепогодным покорителем просторов и расстояний. Причина здесь стара и очевидна – двигатель.
На первом варианте Ту-144 был установлен двигатель НК-144А, что не устроило ожидания "Аэрофлота" по причине малой дальности будущих полетов. Максимальное расстояние не превышало 4 тыс. км.
Все двигатели Ту-144, включая устанавливаемые на опытных экземплярах, превосходили силовые агрегаты «Конкордов» - Olympus-593. Но это не значит, что западным инженерам не удалось придумать мощные моторы. Просто в их задачу (помимо прочего) входило учесть вопросы экологичности и экономичности.
Если «Конкорд» долгое время считался символом достижений европейской авиационной отрасли, то Ту-144 ярко блеснул на небосводе, промчался вдаль и оставил лишь воспоминания о бесхозяйственности, нерациональности и жажде рекордов.
Это часть статьи. Полная версия здесь