Найти в Дзене

Истории: Дед Мороз с ППШ и прочие атрибуты Нового года на фронте

Искать повод для радости, в то время как Отечество страдает от фашистских намерений - неуважение к приносимым жертвам или моральная необходимость? Военные годы были неимоверно тяжёлыми и безрадостными, это очевидно. Однако, жить столько лет без света в конце тоннеля ещё тяжелее, и служивым было жизненно необходимо поднимать боевой дух и просто поддерживать моральное состояние, как и тем, кто голодал и трудился в тылу. И сегодня мы поговорим о том, что было праздником для советского человека в те годы, помимо боевых успехов. В наше время с Новым годом связано немало понятий: "предновогодняя суета", "новогодняя атмосфера", "новогодние подарки", "новогодние выходные" и многие другие. Стоит ли говорить о том, что в те времена люди даже не думали использовать в речи эти слова, и, чаще всего, даже сама ночь с тридцать первого декабря на первое января была для людей просто обычным тёмным временем суток... Первый военный новогодний праздник, ведущий страну из 1941-го в 42-й

Искать повод для радости, в то время как Отечество страдает от фашистских намерений - неуважение к приносимым жертвам или моральная необходимость?

Военные годы были неимоверно тяжёлыми и безрадостными, это очевидно. Однако, жить столько лет без света в конце тоннеля ещё тяжелее, и служивым было жизненно необходимо поднимать боевой дух и просто поддерживать моральное состояние, как и тем, кто голодал и трудился в тылу. И сегодня мы поговорим о том, что было праздником для советского человека в те годы, помимо боевых успехов.

Новогодний плакат 1943 года
Новогодний плакат 1943 года

В наше время с Новым годом связано немало понятий: "предновогодняя суета", "новогодняя атмосфера", "новогодние подарки", "новогодние выходные" и многие другие. Стоит ли говорить о том, что в те времена люди даже не думали использовать в речи эти слова, и, чаще всего, даже сама ночь с тридцать первого декабря на первое января была для людей просто обычным тёмным временем суток...

Первый военный новогодний праздник, ведущий страну из 1941-го в 42-й год, был донельзя наполнен как горечью потерь и душил в людях радость пылью рухнувшего мира, так и надеждой на то, что наступающий год принесёт хоть какие-то проблески в кромешном покрывале настоящего и обозримого будущего.

Такой вот рассказ прибыл к нам из осаждённого Ленинграда, это воспоминания девочки:

  • Помню, где-то нашли небольшую ёлку, чем было украсили, да нас, худеньких совсем, еле живых детей, позвали. Не скажу, что было веселье, или какой-то праздничный настрой - все мы, даже дети, понимали, в каких реалиях живём. Однако, ту ёлку я запомнила хорошо, она подарила немало впечатлений, удивления - вокруг такое, и вдруг ёлка... Более того, нам даже подарки раздали! То были небольшие стеклянные баночки, в которых мы с удивлениям разглядели по кусочку хлеба и кружочку колбасы! Вот это для нас было настоящее детское чудо, потому что мы в последнее время, кроме хлеба и воды, ничего не ели. Были невероятное удивление, радость, и это придало нам сил. Потом, помню раздали по баночке желе.. Откуда взяли - не знаю, но вкус был сказочный!

Новогодняя атрибутика тоже претерпевала изменения в соответствии с общей обстановкой. Для украшения елки стали использовать новые игрушки: фигурки советских солдат, санитарок, боевой техники; более того, в какой-то момент появилась фигурка Деда Мороза с ружьем! В нынешнее время она очень ценится коллекционерами.

Однако, для граждан проблемой вдруг стало достать саму елку - в прифронтовой области нужно быть начеку, не до ёлок, да и в тылу времени свободного люди не знали, трудились от рассвета до рассвета. Да вот только какой без неё праздник? При необходимости елку просто рисовали на стене, а затем вбивали гвоздики и просто вешали на них украшения, зачастую, таковыми могли стать и сами подарки, особенно ценились грецкие орехи или конфеты, завернутые в фольгу.

Как не ищи повода для радости, а боевые действия таковыми и оставались, и противоборствующие стороны старались не давать друг другу времени на отдых и перегруппировку. Следующую небольшую историю прозвали не иначе как "боевое крещение пирожков", её мы знаем из уст пулемётчика Тимофея Кутыгина.

  • Как раз Новый год встречать старались, сорок четвёртый, как сейчас помню. И был среди нас с Кавказа мужик. Старшой уже, за полвека ему по возрасту. Рассказывал он нам, что в мирное время в ресторанах работал, повар, стало быть. Вот и взялся он в канун Нового года талдычить командиру, мол, пусть муки сыщет старшина, да такие я вам всем пирожки сделаю! К слову, нам тогда в пай давали рыбу иной раз, да кашу гороховую. Так то на начинку и пошло. Ну, вот наш повар и тесто замесил, кое-как в блиндаже махонькую печурку себе собрал, да начал обещанное готовить. В землянку бойцы заглядывают. А как не заглядывать, когда такой запах вьётся? Ну, что же, скоро полночь. Тут вдруг радист во всё горло: "К бою!". Ну, побросали мы дела свои, к орудиям да на позиции несёмся, каждая минута на счету... А командир батальона нам: «Дорогие товарищи, поздравляю вас с наступающим новым, 1944 годом, желаю счастья, всем живыми вернуться домой! Три снаряда, по фашистским захватчикам — беглый огонь!». Эх и славно мы тогда отстреляли положенное. Но пора и честь знать — вернулись в окопы, вернее сказать, в блиндаж к пирожкам. Ну, как водится, налили фронтовых капель, мне, как парторгу, слово положено держать. Только слова сказал, как тут же немцы ухнули по нам, видать, тоже поздравления передали. Трясётся всё, на пирожки родимые гряз сыплется. Кто-то, помню, плащ-палатку накинул поверху, пирожки сберечь. Как утихло, мы опрокинули налитое, закусили, всё как полагается. Эх, какие же то пирожки были... Никогда я таких не ел".

Конечно, непросто было в те годы. Реалии требовали принятия безошибочно правильных решений, выдержки, как от тех, кто бился за будущее на фронте, так и от героев, оставшихся ковать победу в тылу. Ещё одну грань военных лет приоткроет статья "Если я умру - не плачьте" о юной девушке, Васильевой Матрёне, которая после одного из бурных комсомольских собраний написала заявление и добровольцем ушла на фронт...