Найти тему
Леди-Не-Леди

Пересвет, Ослябя и Челубей… Кем на самом деле были легендарные воины

«Уже близко сходятся сильные полки, выехал громадный татарин из великого полка татарского, показывай свое мужество перед всеми. Увидев его, старец Александр Пересвет выехал из полка и сказал: «Этот человек ищет равного себе, я хочу встретиться с ним!» И возложил старец на голову вместо шлема куколь, а поверх одежды надел спои мантию. И сел он на коня своего, и устремился на татарина, и ударились крепко копьями, и копья переломились, и оба упали с коней своих на землю мертвыми, и кони их пали».

Так чаще всего в сказаниях описывается начало Куликовского сражения.

М.И. Авилов "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»
М.И. Авилов "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Куликовская (Донская) битва (Мамаево побоище) между русскими и монгольскими войсками произошла 8 сентября 1380 года на реке Дон. Во главе русских стоял Великий князь Московский Дмитрий Иванович, прозванный позже Донским. Монголо-татарское войско возглавлял Мамай.

Согласно легенде, накануне битвы Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь за благословением к Сергию Радонежскому. Старец дал свое добро на сражение и послал вместе с князем на битву двух своих монахов – Андрея Ослябю и Александра Пересвета.

Сражение началось со смертельного боя между русским и монгольским богатырями - Пересветом и Челубеем.

Однако современные историки не могут найти в иных источниках, как в «Сказании о Мамаевом побоище», описание этого боя. Да и про то, что Дмитрий Иванович ездил в Троицкий монастырь, тоже нет никаких фактологических записей.

К тому же в «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается, что литовские полки возглавлял князь Ольгерд. Но к этому времени Ольгерд уже умер, и в Куликовской битве сражались его сыновья – Дмитрий Ольгердович и Андрей Ольгердович.

Все это привело историков к мысли, что, возможно, никакого смертельного боя между Пересветом и Челубеем и не было. Анонимный автор «Сказании о Мамаевом побоище» решил приукрасить описываемую битву таким эпическим началом сражения.

А. Никитин – ученый-историк вообще считает, что Александр Пересвет и Андрей Ослабя не были никакими монахами, а были профессиональными воинами.

Да и в «Задонщине» говорится о том, что Пересвет и Ослабя считают себя братьями. Пересвет принимает активное участие в Куликовской битве. А это значит, что он не мог погибнуть в самом начале сражения. Хотя в конце Мамаева побоища его сразила сабля ворога. Тело Александра Пересвета доставили в Москву, где и похоронили.

И если с Пересветом все как-то более или менее ясно, то судьба Андрея Осляби оставляет много вопросов.

В некоторых источниках говорится, что Ослябя также погиб в ходе Куликовской битвы. Но при этом в одной из Московских летописей говорится о том, что Андрей Ослабя в конце четырнадцатого века входил в русское посольство, которое отправилось в Царьград.

Также много вопросов вызывает монгольский богатырь Челубей. Разные редакции «Сказании о Мамаевом побоище» называют его не только Челубеем, но и Темир-мурзой и Таврулом.

Ученые сходятся во мнении, что никакого Челубея не существовало в истории. Скорее всего, это собирательный образ врага.

Например, в русских сказаниях основателя империи Тимуридов Тамерлана часто называли Темир-Аксак, что близко по звучанию с Темир-мурзой.

Таврулом звали одного из плененных русскими войсками воина из монголо-татарского войска после сражения под Киевом в 1240 году.

Челубей, вероятно, происходит от тюркского «челеби», что переводится как князь или принц.

Но самое интересное, что имя Челубей впервые появилось не в ранней версии «Сказания о Мамаевом побоище», а в варианте от 1680 года. И чуть позже бой между Пересветом и Челубеем стал изображаться на лубках, и уже потом прочно вошел в сознание русских людей.

Подписывайтесь на мой канал и пишите комментарии.