Марсоход Curiosity (Кьюриосити, любопытство) – это марсоход третьего поколения, который успешно исследует Марс уже многие годы (после марсоходов Спирит и Оппортьюнити). Это намного больший по размерам аппарат. Его масса составляет почти 900 кг(на Марсе сила тяжести меньше и его марсианский вес всего 340 кг).
Не смотря на его внушительные размеры, сравнимые с легковым автомобилем (3,1×2,7×2,1м), на нем уместилось всего 80 кг научного оборудования. Все остальное – это системы жизнеобеспечения, включая РИТЭГ (радиоизотопный термоэлектрический генератор), работающий на плутонии-238 и вырабатывающий 125 Вт*ч электрической энергии и 2 кВт*ч тепловой энергии. Работы РИТЭГа хватит надолго, даже через 15 лет его мощность упадет лишь до 100 Вт*ч.
Запущен к Марсу Кьюриосити в 2011 году. Исследования поверхности Марса планировалось всего один марсианский год (686 дней), но миссия марсохода была продлена на неопределенный срок. И правда, зачем прекращать программу того, что работает. Но не смотря на этот работающий марсоход, NASA в 2020 году запускает на Марс его брата-близнеца, Perseverance (Персеверанс, настойчивость). С февраля 2021 года он тоже исследует Марс и их фотографии можно даже перепутать.
Манипулятор, держащий камеру не видно, т.к. программа камеры удаляет его из кадра, как на камерах GoPro.
На октябрь 2023 года Кьюриосити проехал 31 км со средней скоростью 30 м/час. Иногда он сам себя фотографирует с помощью камеры на манипуляторе для диагности в центре управления на Земле. И общественности открываются некоторые детали. Например, на марсоходе, стоимостью 2,4 млрд.$, использовались обычные пластиковые стяжки для крепления проводки (и на Персеверанс – тоже самое). Об этом была статья здесь:
Но самое интересное, это то, что стало с его колесами.
Колеса изготовлены из алюминиевого сплава (вероятно, что-то типа силумина) и крепятся на титановые изогнутые амортизирующие спицы. Почему полностью бы не сделать из титана? Не нашлось суммы в бюджете 2,4 млрд.$ еще для одной тысячи американских рублей?
Судя по фотографии, металл не такой и тонкий.Тогда с его прочностью что-то не так, так как он порвался, как бумага. Ведь на обкатке в земных условиях эти повреждения должны были проявиться в первый же километр пробега, т.к. масса марсохода на Земле в три раза больше марсианской.
Как получилось, что высококлассные инженеры NASA не смогли рассчитать нагрузку на колеса, сделали их обод слишком тонким? И это не показали земные испытания? Вообще, такие поломки алюминиевых колес выглядят странным для аппарата марсианской массой 300 кг. Колес ведь 6 шт. и на каждое распределяется нагрузка всего 50 кг.
Существует конспирологическая версия, что марсоходы катаются по земной пустыне. И если так, то нагрузка в 150 кг на каждое колесо вполне может повредить тонкий и хрупкий металл.
На колесах Кьюриосити имеются технологические отверстия для того, чтобы из внутренней полости колес высыпался песок и мелкие камни.
Судя по фотографиям другого марсохода, Персеверанс, в нем учли этот инженерный просчет и использовали колеса с другим протектором.
Использованы более частые ребра жесткости (зацепы протектора). В остальном – он близнец Кьюриосити.
Именно такие странные моменты в конструкции марсоходов провоцируют многих думать о том, что они находятся не на Марсе, а на Земле. Как вы считаете – напишите в комментариях.