2 мая 2009 года православный священник из Хайнувки, его жена и двое их детей возвращались на машине из поездки к другу. Было около 10 часов вечера, и путешественники уже находились в нескольких километрах от дома.
Вероятно, водитель мечтал поскорее оказаться дома, потому что он превысил ограничение скорости и, объезжая ямы, сместился к центру дороги. Внезапно в свете фар появилось то, чего мужчина никак не ожидал увидеть - это был... унитаз.
Ворота Беловежской пущи
Хайнувка - небольшой польский городок, расположенный на западной окраине Беловежской пущи, в 15 километрах от границы с Белоруссией. Из-за его расположения иногда его называют воротами в этот удивительный природный памятник.
Поскольку Хайнувка долгое время входила в состав Российской империи, большинство её жителей - православные. Там, к слову, до сих пор проживает много белорусов (почти 27% от общей численности населения).
В городе имеется три православные церкви: церковь Рождества Иоанна Предтечи, церковь Святого Димитрия Солунского и собор Святой Троицы (обратите внимание на его необычную архитектуру). Стоит ли говорить, что религия занимает важное место в жизни местного населения.
Томаш
В 2009 году население Хайнувки составляло чуть более 22 000 человек, в их число входил и православный священник по имени Томаш Левчук, живший с женой и двумя маленькими детьми.
Томаш родился здесь же 20 января 1971 года. После окончания средней школы молодой человек поступил в Высшую православную духовную семинарию в Варшаве.
В 1991 году Левчук отправился в Словакию, чтобы учиться на факультете православного богословия Прешовского университета. Через пять лет он защитил диссертацию на тему "Техника Иисусовой молитвы по трудам отцов-аскетов" и получил диплом.
Священник
Окончив учёбу, Томаш окончательно решил связать свою жизнь с религией и посвятить себя служению Богу. 31 августа 1997 года в соборе Святой Марии Магдалины в Варшаве он был рукоположен в сан диакона.
Но отец Томаш был очень привязан к своему родному городу, поэтому приложил немало усилий, чтобы вернуться назад. Через 11 лет его мечта сбылась, он стал священником в соборе Святой Троицы в Хайнувке.
Несмотря на молодой возраст, он пользовался большим уважением среди верующих, которые ценили его участие в жизни прихода. Например, он организовывал фестиваль "Дни православной церковной музыки" и всегда был рад помочь людям, если это было в его силах.
Дорога домой
2 мая 2009 года отец Томаш вместе со своей семьей отправился в гости к старому другу, у которого недавно родился ребёнок. Левчук собирался крестить его и в тот же день вернуться домой.
Но они несколько засиделись за празднованием этого события, поэтому выехали обратно уже затемно. Вся дорога была в выбоинах по краям, поэтому Томаш ехал практически по центру. Но тут, не доезжая 7 километров до дома (ссылка на карту), водитель увидел то, чего никак не мог ожидать.
Прямо перед перекрёстком по центру дороги стоял старый и ужасно грязный унитаз. Бачок у него отсутствовал, края были обломаны, а из чаши выглядывало сидение...
Дерево
Вряд ли Томаш успел подумать о том, как унитаз очутился на дороге. Ясно одно, если бы он соблюдал ПДД и ехал по своей полосе, то избежал бы дальнейших событий. Но произошло то, что произошло.
Похоже, из-за разметки мужчина заметил унитаз слишком поздно. Резко вывернув руль вправо, чтобы объехать препятствие, он потерял контроль над управлением автомобиля...
Вскоре на место происшествия прибыла машина скорой помощи. 34-летняя жена Томаша, 7-летняя дочь и 3-летний сын отделались ушибами, а вот 38-летнему главе семьи повезло намного меньше. Мужчина находился в критическом состоянии. Он умер спустя неделю...
Расследование
Неожиданная смерть Томаша потрясла жителей города и в особенности прихожан.
- Он был замечательным человеком и прекрасно проводил службы. Грустно, что Томаш так недолго пробыл священником. Последний раз я видел его на Пасху... Мы будем молиться за него, - сказал о Левчуке священник и друг, Анатолий Шиманюк.
Тем временем полиция приступила к расследованию обстоятельств странного происшествия. Ведь если бы не унитаз, поставленный кем-то посреди дороги, то ничего этого бы не произошло.
Когда полиция занялась осмотром "виновника" ДТП, то следователи пришли к выводу, что унитаз был очень старым и выглядел так, словно кто-то избавился от него во время ремонта. Но больше всего их внимание привлекла одна деталь - в чаше лежала белая перчатка со следами... крови.
Проклятие
Полиция мало что смогла извлечь из своей главной улики. ДНК-анализ следов крови не помог установить её владельца, поскольку такой образец отсутствовал в базе. Шансов найти хозяина унитаза было ещё меньше. Однако правоохранители всё же опубликовали в сети фотографии на тот случай, если его кто-то узнает.
К удаче властей, через шесть недель в полицейский участок Хайнувки явился Штефан Крупчик, житель соседней деревни. Мужчина заявил полицейским, что этот унитаз когда-то стоял в его доме. Полгода назад он его демонтировал и заменил на новый.
Но вместо того, чтобы выбросить своего старого фаянсового друга, Штефан отвёз его на дачу (тоже находится в городе Хайнувка). Он подумывал установить его после того, как построит там домик, но в один прекрасный день унитаз просто исчез (другие вещи не пропали).
Штефан заподозрил, что унитаз украли... его сёстры - Анна и Евгения, с которыми у мужчины был давний конфликт. Ссора, как это часто бывает, возникла из-за денег. Первый занимался предпринимательством и на заработанные деньги построил большой дом. Родственницы постоянно просили у него деньги. Сначала он помогал им, но потом перестал.
Обиженные сёстры пообещали Штефану, что найдут способ наложить на него проклятие, чтобы тот "век не знал счастья". Конечно, полицейские не восприняли историю мужчины всерьез, но им ничего не оставалось, как проверить эту необычную зацепку.
Допрос
Когда полиция вызвала женщин на допрос, Анна и Евгения заявили, что брат их оклеветал. По их версии, всё было по-другому. Оказалось, Штефан был любимчиком родителей, и те отдали ему все свои накопления, чтобы он открыл свой бизнес.
Неизвестно, собирался Штефан вернуть деньги родителям или нет (никаких расписок не было), но когда через год, с промежутком в несколько месяцев, они умерли, вопрос решился сам собой. Пожилые супруги не оставили завещания, поэтому мужчина для вида отдал своим сестрам небольшую сумму и счёл вопрос закрытым.
Анна и Евгения обратились в суд. Имущество родителей было поделено поровну, только вот ни копейки из тех денег (500 000 злотых ~ 11,5 млн. рублей), что отец и мать отдали Штефану за год до своей смерти, они не увидели.
Тем не менее, когда полицейские спросили сестёр о том, имеют ли они отношение к краже унитаза и его установке на дороге, женщины ответили отрицательно. Чтобы доказать свою невиновность, Анна и Евгения даже согласились пройти полиграф.
Анна прошла проверку без каких-либо замечаний, а вот Евгения споткнулась на вопросе о краже. Впрочем, на главный вопрос о том, ставила она унитаз на проезжую часть или нет, женщина ответила без колебаний. В отсутствие каких-либо улик против Штефана и его сестёр (их ДНК не совпали с образцом на перчатке) следователям пришлось оставить эту троицу в покое.
Но за прошедшее время история с "проклятым унитазом" успела обрести самостоятельную жизнь. СМИ во всю тиражировали версии о причастности к смерти священника загадочной колдуньи. Этот странный случай обсуждала вся Польша.
Шептунья
Общественность требовала от полиции ответов, но расследование зашло в тупик. Следователи исключили из числа подозреваемых местную молодёжь и хулиганов, а вот что делать дальше, они не знали.
В порыве отчаяния правоохранители решили расспросить местных "колдунов". Так они узнали о Ханне Брыльской - пожилой женщине, которая, по слухам, была шептуньей (так в Польше называют ведьм, помогающих людям с помощью заклинаний и магических ритуалов).
Она часто рекомендовала своим клиентам проделывать похожие ритуалы. К примеру, чтобы навести порчу, Ханна попросила одну женщину раздобыть вещь, принадлежавшую жертве, нанести на неё несколько капель крови "доброго человека" и оставить её ночью на перекрёстке.
Ханна была очень напугана и не могла вымолвить ни слова, когда к ней пришли из полиции. После того, как женщина успокоилась, она стала уверять, что не имеет никакого отношения к унитазу, остановленному на перекрестке. В конце концов, её уговорили пройти проверку на полиграфе. Хоть и с несколько неоднозначными результатами, она её прошла.
Двуликая
Что интересно, местные жители относились к Ханне по-разному. Одни говорили, что она - глубоко верующий человек и бесплатно помогает всем, кто к ней обращается, потому что считает свои способности "даром, который нельзя продавать".
Другие же считали её очень сильной колдуньей, использующей самую тёмную магию, которая помогает ей скрывать свою истинную сущность. Следовательно, ей не составит труда обмануть кого угодно.
- Если человек считает себя православным христианином и одновременно называет себя шептуном, говоря, что обладает сверхъестественными силами, то вы сами понимаете, тут не может быть двух вариантов. Либо первое, либо второе. Либо он служит Богу, либо Дьяволу, - сказал сосед Ханны, пожелавший остаться анонимным.
Свидетельница
Конечно, кроме "колдовской" версии полиция рассматривала и другие. В частности, они долго пытались найти свидетелей, которые могли видеть людей, поставивших унитаз на дорогу.
Никто из местных жителей, проехавших мимо того места 2 мая 2009 года, не заметил ничего подозрительного. Исключением стала молодая женщина. По её словам, возвращаясь с работы около 6 часов вечера, она увидела на обочине что-то белое.
Свидетельница не приглядывалась к объекту, поэтому нельзя с уверенностью сказать, был это унитаз или просто какой-нибудь белый пакет, прилетевший с ветром.
Так неужели не в меру изобретательный хулиган, заметив на обочине чашу, решил поставить её на дорогу ради шутки? Кто, в таком случае, обокрал дачу Штефана? Это был один и тот же человек? Какую цель он преследовал, похитив один лишь унитаз и отвезя его на перекрёсток? И самое интересное, как там оказалась перчатка со следами крови?
Полиция так и не смогла ответить на эти вопросы. Самые большие надежды возлагались на экспертизу ДНК, но без сравнительного материала она оказалась бесполезной. Через два года после смерти священника прокуратура прекратила расследование, обосновав это "невозможностью обнаружить преступника".
Анджей
Что удивительно, на этом история не закончилась. Через 7 лет после происшествия с Томашем Левчуком произошел очень похожий случай. 18 марта 2016 года прокурор Анджей Русско, который, по странному совпадению, приходился двоюродным братом погибшему священнику, ехал по той же самой дороге из Бельск-Подляского в Хайнувку.
Анджей знал эти места как свои пять пальцев, потому что проезжал там не одню сотню раз. Когда он был в километре от злополучного перекрёстка, внезапно поднялся сильный ветер, который обломил огромную ветку прямо над машиной прокурора...
Увы, Анджей не выжил. Расследованием обстоятельств происшествия занялась полиция. В конце концов, они пришли к выводу, что тут не были замешаны третьи лица, а мужчина стал жертвой несчастного случая.
Но многие местные жители увидели в произошедшем нечто большее. Анджей Русско тяжело переживал смерть своего двоюродного брата и пытался сам расследовать случившееся. Он не раз говорил друзьям, что в смерти брата виновата шептунья, и добивался того, чтобы расследование смерти Томаша было возобновлено...
p.s. Я не нашел никаких свежих новостей о Штефане Крупчике, его сёстрах или Ханне Брыльской. Судя по всему, все они живы и здоровы. Так что даже если женщины и накладывали "проклятие" через унитаз, то оно не сработало.