Найти в Дзене
чопочитать

«Живя за пределами русскоговорящего мира, язык перестает развиваться» – интервью с Мартином Нильсом

Интервью, в котором угнездилось множество тайн. Мартин Нильс рассказал о себе (вроде бы), но вопросов осталось больше, чем ответов. Гость рубрики «Разговор с писателем» – человек, который предпочитает называть себя автором. Пишет в различных жанрах, живет (ого) в Канаде! И это не мешает издавать книги на русском языке. Да что я рассказываю – слово автору!

– Расскажите о себе. Из какого вы города, сколько вам лет, чем занимаетесь в жизни вообще помимо писательства?

– Имя – Мартин Нильс. Псевдоним. Настоящего имени никто не знает. Возраст – полный расцвет сил. По официальной версии живу в Утреннем Городе (место, описанное в одном из рассказов). По неофициальной – Калгари, Канада. Живу здесь почти двадцать лет. Кроме писательства (честно говоря, не нравится это слово и ниже объясню почему) еще занимаюсь фотографией, живописью, хоккеем, хайкингом… всего не перечислишь.

– Писатель – это кто? Человек, который начал писать / выпустил книгу / написал, но еще не выпустил?

– Трудно сказать. В наше время, судя по соцмедиа, писателем может быть кто угодно. Я же себя таковым не считаю. Само слово «писатель» вызывает ассоциации с чем-то монументальным. Перед глазами стоит, вернее, сидит человек в сером (обязательно) костюме за массивным «писательским» столом, на котором стоит тяжелый письменный прибор и лежат стопки писчей бумаги. Всплывают имена: Валентин Катаев, Леонид Пантелеев, Толстой, Тургенев, Паустовский…

Как в песне Макаревича – «писатель на посту стоит не унывает, видит за версту и мысли выражает». Писатель, как «рупор эпохи». Выдает что-то действительно эпохальное, как «Война и Мир», например. Что-то созвучное времени. Понятна идея? 😊

Поэтому, и слово «писательство» тоже можно отнести к этому разряду. Может быть, со временем и я стану вот таким писателем. Заведу себе портфель, надену строгий серый костюм, буду ходить степенной походкой победителя….

Себя я отношу, скорее, к авторам. Это, на мой взгляд, будет честно и наиболее точно отражает то, чем я занимаюсь. Ничего концептуального я не выдал. Напишу или нет, не знаю, да и надо ли? Хотелось бы назвать себя художником, в широком понимании этого слова. Но, посмотрим, что скажут читатели. Поэтому, с вашего позволения, буду дальше в тексте использовать слово «автор».

-2

– Каков ваш писательский багаж – есть ли изданные на бумаге книги / выпускаете их в электронном формате / пока не выпустили?

– Авторский багаж пока небольшой, но уже есть. Во-первых, один рассказ напечатали в ежегодном альманахе от Союза Писателей – дебют года 2022. Альманах, если не ошибаюсь, даже есть в продаже. Во-вторых, на Литрес вышла электронная книжка, сборник рассказов «Неделя. Истории на каждый день». Сборник включает семь историй. Постарался написать их в стиле новелл. Разброс тем получился от реализма то мистики.

Какие-то рассказы расползлись по интернет сайтам proza.ru и какие-то еще, не вспомню. Кроме готовых книг, в авторском портфеле лежат еще рассказы, из которых, по задумке, может выйти что-то более значимое.

– Расскажите о том, как это происходило именно у вас: в какие издательства вы обращались, как получилось дойти до успеха?

– Первое и единственное издательство, в которое я пока обращался, это Литрес. Рассматривал и собирал информацию еще о Ридеро. Думаю, что со второй книгой, обращусь туда. Почему? Хочется попробовать разные варианты.

В данный момент книжка переводится на английский и испанский языки. Как пойдет дело с местными издателями, напишу на своей странице на ФейсБуке.

– Быть писателем трудно?

– Когда перейду из разряда «авторов» в «писатели», тогда скажу. 😊

На самом деле не знаю. Стараюсь следовать правилу – «ни дня без строчки». К сожалению, не всегда получается. Но пока есть чувство или, вернее, осознание какой-то невысказанности, буду писать. Мне кажется, что одно дело, если авторство, это ремесло и совсем другое, если это не основное твое дело. Ни то, чтобы хобби, а, как дополнение к тебе, что ли.

Если это ремесло, то и отношение, как к работе – ты пишешь, скажем, по восемь часов в день, есть настроение или нет. Кстати, как показывает практика, пресловутое вдохновение часто появляется в процессе написания, а не вначале. Аппетит приходит во время еды. И тут может сыграть удачная строчка, идея, слово… Они, как искра, зажигают свет, который разливается вокруг и ведет тебя дальше в твоем повествовании.

А, если авторство, как дополнение или увлечение, то здесь ты волен сам выбирать, когда тебе удобнее сесть и писать. Мне кажется, так.

-3

– Вы занимались на каких-нибудь писательских курсах / получали профильное образование / еще как-то готовили себя к писательству или это изнутри?

– Нет, но думаю, было бы полезно взять какой-нибудь курс то сторителлингу. Такое модное современное слово. У меня как-то получалось само. Не знаю, что это. Когда-то это были стихи и песни, некоторые из которых сейчас можно услышать на бардовских слетах в Канаде, что меня, честно говоря, удивило, когда услышал их в первый раз. Ну, раз кому-то нравится, спасибо. Прозой стал заниматься сравнительно недавно и пока отдаю предпочтение малой прозе.

– Расскажите о быте: писательство – это основное занятие или хобби? Если хобби, то что нужно сделать для того, чтобы зарабатывать только писательством?

– Нет, к моему глубокому сожалению, это не основное занятие. Надеюсь, что пока. Для полноценного занятия катастрофически не хватает времени. Мне кажется, что для того, чтобы это приносило достойный заработок, нужна раскрутка, маркетинг.

Пришли на ум слова Макаревича, у которого я когда-то спросил, набравшись смелости – что нужно сделать, чтобы пробиться начинающей рок-группе? В то далекое время я, действительно, играл в одной команде. Да, собственно, кто в молодости не играл? Просуществовали мы недолго, но амбиций было полно. Эх, молодость. 😊

Так вот, Его буквальный ответ: «Нужно писать, чтобы это было больше и лучше. Остальное придет само». По-моему, лучше не скажешь, по крайней мере, стараюсь следовать совету. 😊

– Насколько я понимаю, первая книга – это то, что писатель хочет рассказать миру. А как у него появляется вторая книга?

– Не обязательно миру. В первую очередь себе. Иногда ты пишешь для того, чтобы выстроить цепь рассуждений и помочь себе разобраться в каком-либо вопросе. Так может появиться одно большое произведение или сборник из маленьких. Но через какое-то время выясняется, что в первой книге ты рассказал не все или что-то упустил. И вот это «что-то» начинает тебя мурыжить, требуя, чтобы ты вылил это на лист бумаги. Ну, или в компьютерный файл.

– Вам сложно от того, что все в Москве, а вы нет? Реально ли издаваться, живя в регионе?

– Трудно ответить. На самом деле сложность не в местонахождении или локации. Сложность в том, что, живя за пределами русскоговорящего мира, язык перестает развиваться. Ты не знаешь новых слов и словечек, каких-то оборотов и так далее. Твой язык словно «замораживается» в том времени, когда ты пересек границу. Смотреть фильмы, читать современную литературу, это одно, и это помогает поддерживать язык, но нет практики живого языка и это естественно не может не сказываться на твоих произведениях.

Издаваться, кстати, живя в другом месте, достаточно реально, особенно в электронном виде. Издательствам, в принципе, все равно, где ты. Другое дело, если ты хочешь подержать свою книгу в руках, здесь, конечно, есть ограничения. 😊

Пожалуй, это все. Спасибо, что прочитали.

_______________________

Это было как минимум необычное интервью. Спасибо, Мартин, ждем крупную прозу. И успехов в раскрутке. Советую принимать участие в конкурсах и премиях – это точно должно помочь!

Если вы хотите стать героем рубрики, то пишите мне на kirikatomsk@gmail.com