19,4K подписчиков

Дачные посёлки от Автово до Новознаменки: в предвкушении Оранэлы.

1,8K прочитали

Так же как сегодня даже призрачные перспективы открытия станций метро в районах массовой застройки преподносится девелоперами как конкурентное преимущество, так и сто лет назад ожидавшееся открытие движения электрических поездов вдоль Петергофской дороги дало толчок появлению проектов развития дачных поселков, которые были реализованы в разной степени. Об этом – в материале краеведа, кандидата исторических наук, Алексея Юрьевича Алексеева.

Вторая половина XIX – начало XX века ознаменовались появлением вокруг Петербурга новых посёлков и городков. Предприниматели скупали земли, зачастую – бывшие дворянские имения, разбивали их на участки и реализовывали их жителям столицы, желавшим вырваться из далеко не всегда комфортной городской среды.

Дачный бум на Петергофской дороге

На рубеже столетий этот «дачный бум» дошёл и до участка исторической Петергофской дороги в рамках современных юга Кировского и севера Красносельского районов. В начале XX века время появляется сразу несколько новых посёлков. И одновременно муссируется вопрос о прокладке по трассе Петергофской дороги электрического рельсового транспорта в виде Ораниенбаумской электрической железной дороги (Оранэлы).

Два этих процесса – появление посёлков с одной стороны и разработка концепции будущей Оранэлы и её строительство с другой – имели между собой связь. Речь идёт, во-первых, о наличии лиц, связанных одновременно с Оранэлой и посёлками, а, во-вторых, – об использовании информации о будущем транспортном сообщении с Петербургом тогдашними «девелоперами» в коммерческо-рекламных целях. Об этой связи и поговорим дальше.

Дачные поселки вдоль Петергофской дороги и года их появления
Дачные поселки вдоль Петергофской дороги и года их появления

Первым новым пригородом Петербурга, расположившимся возле Петергофской дороги и оформившимся в ходе «дачного бума», стал посёлок «Новые места». В 1899 году группа совладельцев приобрела ряд земель в районе станции Лигово. На этих землях и возник посёлок, в 1913 году ставший Романовским, в советское время – посёлком имени Урицкого и затем городом Урицк.

Современная улица Партизана Германа сохраняет главную ось бывшего поселка Новые мест-Романовский-Урицк. Фото А. Флорштейн
Современная улица Партизана Германа сохраняет главную ось бывшего поселка Новые мест-Романовский-Урицк. Фото А. Флорштейн

После «Новых мест» стали возникать новые поселения и в то же время на повестку дня встал вопрос об организации новой рельсовой связи вдоль Петергофского шоссе.

Поселок Лигово (Романовский) на открытке
Поселок Лигово (Романовский) на открытке

Следующие по времени появления два поселения, находившиеся ближе к городу, имели непосредственное отношение к будущей Оранэле.

Дачное

Первым из них стал посёлок Дачное, план которого был утверждён Строительным Отделением Петербургского губернского правления 7 (20) июля 1904 года. Владельцем этих земель и основателем Дачного стал дворянин Сергей Константинович Максимович, а управляющим имения Дачное – Леонид Иванович Осташев.

От поселка Дачное остались лишь Дачный (б. Екатерининский) проспект и бывший усадебный пруд
От поселка Дачное остались лишь Дачный (б. Екатерининский) проспект и бывший усадебный пруд

И Максимович, и Осташев вошли в группу инженера Станислава Александровича Бернатовича, которая предлагала концепцию прокладки линии электрической железной дороги вдоль Петергофского шоссе, от Нарвских ворот до Красной Горки. Как известно, именно проект Бернатовича (основывавшийся на более раннем проекте надворного советника Ковалинского) и был, в итоге, поддержан Комиссией о новых железных дорогах, а затем и принят к реализации, о чём подробно рассказал в своей «Истории Оранэлы...» исследователь Николай Гольцов. А Бернатович, Максимович и Осташев стали соучредителями Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги.

Поселки Княжево и Дачное на карте 1910-х гг.
Поселки Княжево и Дачное на карте 1910-х гг.

Максимович и Осташев, разумеется, были весьма заинтересованы в реализации проекта Ораниенбаумской электрической железной дороги не только как учредители созданного в 1909 года акционерного общества дороги, но и как предприниматели, реализовывавшие участки под застройку в Дачном. И если обратиться к «Плану Пригорода “Дачное” С.К. Максимовича», который можно датировать второй половиной 1900-х годов, то на нём у Петергофского шоссе видна полоса с надписью «Проектируемый трамвай».

План поселка Дачное (Екатерининский проспект - ныне Дачный проспект)
План поселка Дачное (Екатерининский проспект - ныне Дачный проспект)

Более того, на самом плане видно, что на участки разбиты лишь центральная и южная часть имения Дачное (то есть территория южнее нынешней нечётной, северной стороны проспекта Ветеранов). Это решение вполне объясняется репликой Леонида Осташева, относящейся к 1910 году: «…в ожидании проведения Электрической железной дороги по Петергофскому шоссе, мы воздерживаемся от продажи, дабы иметь возможность поднять продажную цену этого района значительно выше».

Упоминалась будущая рельсовая связь и в рекламе посёлка. Читатели «Петербургского листка» в номере от 7 (20) ноября 1907 года могли в объявлении о продаже участков в Дачном узнать о том, что вскоре должна открыться пассажирская платформа (а открылась платформа Дачное уже в 1909 году) – но не только. Как сообщалось в рекламном тексте, «…правительством уже рассматривается ходатайство на получение концессии на постройку электрической железной дороги Петербург – Ораниенбаум, которая будет проходить через Дачное». Вывод из этого утверждения был прост: «Пользуйтесь случаем, пока цены на участки в Дачном ещё не подняты». То же самое следовало из рекламы Дачного 1910 года, опубликованной в справочнике по фабрикам и заводам: «Пользуйтесь, пока до открытия электрического трамвая цены на землю низкие».

Реклама поселка Дачное
Реклама поселка Дачное

Впрочем, в 1912 году руководство Общества Ораниенбаумской электрической дороги сменилось, а в декабре 1914 года Максимович был вынужден расстаться с Дачным, которое за долги перешло во владение Губернского Акцизного управления. Управление, в свою очередь, стало вести переговоры о перепродаже Дачного, причём в качестве покупателя был готов выступить князь Александр Дмитриевич Львов – известный огнеборец и… еще один из учредителей Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги. Однако эта идея в жизнь так и не воплотилась. А вот Оранэла успела ещё до революции подойти к Дачному – летом 1916 года.

Княжево

Следующий же из посёлков, чей план был утверждён – Княжево – оказался наиболее связанным с Оранэлой в целом. В апреле 1904 года владение из двух стандартных участков на Петергофском шоссе (а стандартный участок – это 100 саженей или около 213 метров в ширину), неподалёку от реки Красненькой, приобрёл князь Николай Евгеньевич Куткин. Он решил основать здесь новое поселение и назвать его по своему титулу – Княжево.

Трамвайный проспект - главная ось поселка Княжево. Фото: Е. Борисова
Трамвайный проспект - главная ось поселка Княжево. Фото: Е. Борисова

При этом Куткин через своё доверенное лицо, инженера Брандта (мосты Оранэлы будет строить варшавское отделение фирмы "Карл Брандт" - прим. ред.), выразил желание продлить к своему новому посёлку существовавшую между Нарвскими воротами и Путиловским заводом линию конно-железной дороги (в чём было отказано). В то же время в предложенном князем проекте посёлке главная улица должна была получить название «Трамвайный проспект» (это за три года до появления в Петербурге собственно трамвая! – прим. ред.). Как замечает Николай Гольцов, «имение было куплено на заемные деньги, возможно, для продажи будущим концессионерам».

Современный герб муниципального образования Княжево сохраняет память о роде Куткиных
Современный герб муниципального образования Княжево сохраняет память о роде Куткиных

Утверждение плана посёлка затянулось, и князь до него не дожил, скончавшись в июле 1905 года. Затем потребовалось время для определения наследника земель на Петергофской дороге. Им стал троюродный племянник покойного, статский советник Яков Иванович Куткин. Наконец, 24 мая (6 июня) 1906 года план посёлка Княжево был утверждён.

Однако уже в конце августа 1908 года Яков Куткин также покинул сей бренный мир, и опекунство над имением перешло вдове покойного, Анастасии Викентьевне и – что немаловажно – Станиславу Бернатовичу. Бернатович являлся соопекуном имения до сентября 1909 года, а в декабре того же года Анастасия Куткина и дети Якова Ивановича от обоих его браков вступили во владение имением Княжево. Именно в том же 1909 году впервые улицы посёлка Княжево (из которых до нас дошёл только вышеупомянутый Трамвайный проспект) начинают фигурировать в справочниках «Весь Петербург».

Впрочем, долги Куткиных и убыточность имения поставили перед Анастасией Куткиной вопрос о необходимости продажи имения. В июне 1912 года указом Правительствующего Сената было разрешено продавать или закладывать эти земли. В результате, в два приёма – 10 (23) августа за 100761 рубль и 4 (17) октября за 315000 рублей – имение с нераспроданными доселе участками приобрёл один из директоров Общества Ораниенбаумской электрической дороги Лоран (Лаврентий Эдуардович) Меус (Мееюс).

Лоран Меус
Лоран Меус

Это дало Куткиным средства для расчёта по долгам, а Обществу – землю для строительства депо и подстанции, сооружённых к концу 1915 года, что позволило открыть первые участки Оранэлы в 1916 году. Заодно это повлияло и на характер самого посёлка Княжево, где стал селиться обслуживающий персонал Оранэлы. В частности, в декабре 1916 года была организована потребительская лавка Общества потребителей служащих и рабочих дороги.

Сосновая Поляна

Ещё одна волна появления новых пригородных посёлков последовала уже в первой половине 1910-х годов, в нынешней северной части Красносельского района. Первым в этой волне возник посёлок Сосновая Поляна, план которой был утверждён Строительным Отделением 23 февраля (8 марта) 1911 года.

Улица Пограничника Гарькавого - ось поселка Сосновая Поляна. Фото А. Флорштейн
Улица Пограничника Гарькавого - ось поселка Сосновая Поляна. Фото А. Флорштейн

Изначально Сосновая Поляна расположилась на небольшом участке земли, на котором были предусмотрены две улицы, идущие от шоссе к железной дороге – Морская (упразднена в 1983 году) и Бульварная, современная улица Пограничника Гарькавого, а также три переулка между этими самими улицами.

Послевоенная застройка бывшей Сосновой поляны
Послевоенная застройка бывшей Сосновой поляны

Основателями посёлка явились братья Павел и Яков Алексеевичи Львовы (к князю Львову эти выходцы из Псковской губернии отношения не имели). И они также учитывали, что рядом с новым посёлком должна будет пройти линия Оранэлы, Общество которой к тому времени уже функционировало.

Через некоторое время после утверждения плана посёлка был опубликован рекламный буклет под названием «Новый дачный поселок в имении Львовых “Сосновая поляна” у ст. Лигово Балт. ж. д.», где рекламировались преимущества нового петербургского пригорода. В частности, указывалось, что «исключительное удобство сообщения» Сосновой Поляны с Петербургом вскоре ещё увеличится, поскольку должна появиться железнодорожная платформа (она, впрочем, возникла уже в советское время), «а главным образом от проведения из СПб в Ораниенбаум трамвая, который пересечёт продаваемые участки».

Реклама Сосновой Поляны (Эбсвортовский пр. - ныне пр. Народного Ополчения)
Реклама Сосновой Поляны (Эбсвортовский пр. - ныне пр. Народного Ополчения)

Далее следовала отсылка на статью из вечернего выпуска «Биржевых ведомостей» за 17 (30) мая 1911 года, где сообщалось об утверждении Николаем II чуть раньше, 8 (21) апреля, нового варианта Устава Обшества Ораниенбаумской электрической железной дороги. В следующем же, после указанного, вечернем выпуске «Биржевых ведомостей», 18 (31) мая, уже можно было найти рекламу нового посёлка (хотя ещё и без его названия, возникшего, видимо, чуть позже) в выражениях, схожих с фразами из буклета, включая фразу про проведение «из СПб в Ораниенбаум трамвая». В буклете также представлен план посёлка с участками и указанием на то, что постройка трамвая «решена в скором времени».

Реклама Сосновой Поляны (из коллекции Музея Оранэлы)
Реклама Сосновой Поляны (из коллекции Музея Оранэлы)

Реклама Сосновой Поляны встречается также в «Петербургской газете» весной 1914 года. И в этой рекламе можно увидеть привязку к Оранэле, которая к тому времени начала строиться. «Удобство, быстрота и дешевизна сообщения с СПБ. увеличиваются благодаря начавшейся уже постройке трамвая: посёлок был расположен в 13/4 вер. от ст. ж.д., теперь же в самом посёлке устраив. остановка трамвая, об этом с Об-вом Ораниенб. электр. ж. дор. заключен нотариальн. договор, что достигнуто хотя с больш. затратами и трудом, но необходимо, было сделать, т.к. Оран. трамвай будет иметь редкие удаленные одна от другой станции, как и жел. дорога, таким образом один трамвайн. путь без устройства остановки ничего не дал бы покупателям, остановка же трамвая даёт ещё больше удобств, чем железнодор. станция» – объяснялось потенциальным покупателям.

Стоит заметить, что братья Львовы в 1913 году обязались продать участок имения Фердинанду (Августовичу) фон Мерклину, также одному из бельгийских членов правления Общества, который, в свою очередь, переуступил это право Лорану Меусу.

Маврино – Фаворито

Другие два пригородных поселения, планы которых были утверждены в 1913 году, относились к деятельности одной и той же компании – акционерного общества «Строитель». 3 (16) июля 1913 года был утверждён план посёлка «Маврино-Фаворит» в северной части нынешнего Лигово. Впрочем, затем план был дважды изменён – решениями Строительного Отделения от 25 июня (8 июля) и 12 (25) ноября 1914 года, причём начиная с первого изменения, посёлок именуется уже просто «Фаворито».

С севера к Тавриде должен был примыкать частично сохранившаяся до нашего времени усадьба «Литания» (фото A-121.ru)
С севера к Тавриде должен был примыкать частично сохранившаяся до нашего времени усадьба «Литания» (фото A-121.ru)

Второй посёлок, представленный «Строителем» как «город-сад», получил название «Таврида» и расположился в районе современной улицы Тамбасова (часть которой как раз и входила в дорожную сеть нового посёлка) и теперь уже бывшей территории киностудии «Ленфильм», восточнее земель Львовых. План Тавриды был утверждён 20 ноября (3 декабря) 1913 года.

Планы поселков Таврида и Фаворито
Планы поселков Таврида и Фаворито

В рекламе посёлков сообщалось: «Строится Ораниенб. эл. трам. с остан. у самаго поселка», кроме того, обещался «собств. трамвай для соединения жел.дор. с Оранб. (sic! – прим.) эл. трамваем» (это, очевидно, касалось конкретно посёлка Фаворито). На плане Фаворито и Тавриды 1916 года вдоль Петергофского шоссе строящаяся электрическая железная дорога также подписана – как на собственно плане, так и на схеме сообщений посёлков с Петроградом.

Следы нереализованной планировки Тавриды в виде круглой площади (Свинцовской) видны еще на спутниковом снимке 1966 года (источник Etomesto.ru)
Следы нереализованной планировки Тавриды в виде круглой площади (Свинцовской) видны еще на спутниковом снимке 1966 года (источник Etomesto.ru)

Нельзя не отметить, что названия отдельных проездов посёлка Таврида явно имеют отношение к именам руководителей общества «Строитель». На утверждённом в 1913 году плане Тавриды две площади подписаны как Свинцовская и Келлеровская – соответственно, по всей видимости, по Анатолию Свинцову и Владимиру Кел(л)еру, членам правления «Строителя».

Реклама поселков Фаворито и Таврида
Реклама поселков Фаворито и Таврида

В этой связи внимание себя обращает одна из улиц Тавриды, проходившая чуть южнее нынешней трассы проспекта Ветеранов. Она была названа Лаврентьевской, что, очевидно, происходит от русского варианта имени всё того же Лорана Меуса, который помимо правления Общества дороги входил и в правление «Строителя». Таким образом, по всей видимости, имя одного из лиц, причастных к проекту реализации Оранэлы, успело, хотя и на короткий срок (после революции это название, как и часть других, не встречается) попасть в топонимическую историю современного Красносельского района.

Сами же посёлки, по сути, не состоявшиеся как отдельные предместья Северной Столицы, были поглощены соседями. Фаворито оказалось в составе Лигово (Урицка), а Таврида – Сосновой Поляны. Пассажирское же движение по Оранэле же в этой местности было организовано лишь в 1920 году (грузовое – несколько ранее).

***

Таким образом, люди, стоявшие за посёлками, возникавшими в предреволюционный период, использовали Оранэлу в своей рекламной кампании как дополнительную «приманку». Собственно, подобный маркетинговый приём хорошо знаком и нам – на примере рекламы жилых комплексов неподалёку от будущих (будущее, как известно, понятие растяжимое) станций метрополитена. Кроме того, ряд лиц – Сергей Максимович, Леонид Осташев, Лоран Меус – были непосредственно связаны и с Оранэлой и с появлением и развитием посёлков одновременно.

При подготовке использованы материалы ЦГИА СПб и РНБ, сайтов aroundspb.ru и ligovo-spb.ru

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL