Путин на Госсовете подвел итоги Года педагога и наставника. Президент подчеркнул, что это вовсе не означает, что год поговорили, похвалили тех, кто нас учил и направлял, а с новым боем курантов обо всем забыли. Президент и правительство уделяли и будут уделять этому вопросу особое внимание на протяжении многих лет. О чем, Вы, Сергей Александрович, на протяжении всего года говорили: о роли педагога и наставника. Президент назвал важнейшим вопросом улучшение условий труда учителей в России. Он призвал поднять зарплату учителей в регионах России и в целом сделать оплату труда педагогов более справедливой. Сейчас «вилка» зарплат в зависимости от субъекта составляет от 31 000 до 140 000 рублей в месяц. Возможным решением проблемы может стать введение федеральных доплат учителям – по аналогии с ранее установленными выплатами медработникам. Президент отметил большое значение для суверенитета страны повышение качества образования и внедрение воспитательной составляющей в обучение. Но при этом важно сохранить «живой дух наставничества» и не загонять это движение в бюрократические рамки. Нужно создавать такие условия, чтобы как можно больше людей искренне стремились взять на себя эту почетную миссию: наставлять, в самом хорошем смысле этого слова, вести за собой других. То есть, одно дело - педагоги, учителя, которые работают в школах и других учреждениях среднего, высшего, профессионального образования. А отдельной строкой стоит вопрос наставников.
Сергей Михеев: Всё правильно сказано, ни с одним словом не поспоришь. Если отмечается «вилка» в зарплате, а эта проблема обсуждается лет 15-20, кто должен её решить? Я думаю, что без государства, без федеральных доплат ничего не получится. Опять к вопросу: что цель, а что средство? Если мы хотим что-то поменять, то в первую очередь надо поменять тех, с кем молодые люди общаются, - это учителя и наставники. Во-первых, качество кадрового состава должно расти, потому что учителя бывают разные. Во-вторых, надо вернуть им достойную оплату и статус в обществе. Если их не уважают те, кто платит им копеечную зарплату, с чего их будут уважать ученики, которые живут в два раза лучше учителя, который на них тратит весь день, свою жизнь, нервы и здоровье? Думаете они будут уважать его? К сожалению, не стоит питать иллюзий: не будут уважать.
Поэтому статус учителя, наставника должен быть повыше. Но это должно стать стратегической целью для государства, а всё остальное подтянется. Мы очень много увлекаемся модными вещами (искусственный интеллект, цифровые технологии), а здесь люди буквально пропадают. Пропадают учителя, а вместе с ними ученики, которым они не могут донести нужные знания. Вложили все деньги в «цифровые интеллекты», а учитель не хочет учить или не может, и ученик не хочет учиться или не может.
Что будет дальше? Здесь задача стратегическая. А этот год был учителя и наставника?
Да, который мы провожаем.
Сергей Михеев: Первый раз об этом слышу в конце года! В Telegram-каналах ничего про это не писали. Повышение статуса учителя решит много проблем, потому что войны выигрывают учителя. Те, кто формируют человека, закладывают в него знания, дают возможность аргументировать свою позицию, правильные ориентиры для принятия правильных решений в дальнейшем, а не те, кто что-то проговорили, галочку поставили, услуга оказана, ИИ её засчитал, отчёт написан - всё хорошо. Так не получится. Поэтому здесь: 1. кадровый потенциал; 2. статус учителя и наставника; 3. изменение программ и всей системы. Президент Путин сказал, что «мы сочетаем лучшее из досоветского и советского опыта». Я бы так сказал, что «мы пытаемся сочетать лучшее из досоветского и советского опыта». Пока до оптимальной модели этого сочетания далеко.
Тестовые подходы позволяют заполнять отчёты, но не позволяют давать школьникам глубокие и качественные знания. Поставил галочки в квадратиках - и что дальше? Эта проблема более чем актуальна (как с демографией): тут нужно не год, а столетие учителям и наставникам - десятилетия как минимум.
Президент и говорил, что эта задача на долгие годы.
Сергей Михеев: Сверхзадача на долгие годы. Я очень надеюсь, что мы будем этим заниматься, в том числе и президент Путин.
С Нового года нашу систему образования ждут многочисленные изменения: и мобильные телефоны запретят на уроках, и появятся уроки труда у младшеклассников и учеников средней школы, и запланировано, что ИИ будет проверять половину домашних заданий. Последнее по планам к 2030-му году, но в Москве планируют форсировать этот процесс цифровизаторы, чтобы быстрее ввести.
Сергей Михеев: Зачем?
Чтобы снять нагрузку с учителей, наверное.
Сергей Михеев: Понятно. Может быть это так, но мне кажется, что не так. Нагрузка на учителей их не волнует, потому что она накладывает огромное количество отчётов. Про отчёты они не говорят. Пусть бы ИИ занялся огромным ворохом отчётной документации, которая лежит на учителях и врачах! Нет, они хотят, чтобы он внедрялся в суть процессов. Там, где он нужен, его нет, а где он не нужен, туда его внедряют. Здесь есть группа помешанных на ИИ, а есть те, кто ведётся на кампанейщину. Важно отделить смысл от формы: смысл должен быть главным, а форма вторичной.