ДИСПРАКСИЯ - как общий термин, означает моторную неловкость, неуклюжесть, трудности с координацией. Поэтому при диспраксии нужно уделять внимание развитию крупной, мелкой и тонкой моторики, заниматься подвижными играми, спортом, сенсорным развитием с когнитивной нагрузкой.
Так же логопеды выделяют АРТИКУЛЯЦИОННУЮ ДИСПРАКСИЮ, которая связана именно с органами речевого аппарата. Говоря простыми словами, «каша во рту», когда у человека нет явных звуконарушений, но при этом речь всё равно непонятная, неразборчивая, смазанная, нечёткая.
Артикуляционная диспраксия, в свою очередь, делится на кинетическую и кинестетическую:
•Кинетическая артикуляционная диспраксия характеризуется сложностью в переключении со звука, слога на другой, связана с нарушением слоговой структуры слова.
•Кинестетическая - связана с незнанием того, как движется артикуляционный аппарат в момент произнесения звуков. При этом человек не имеет физических нарушений и в состоянии произнести правильно изолированный звук или слоговое сочетание, но тот же самый звук в другом слоге может произнести невнятно, смазанно.
Что делать? Как исправить?
Чтобы установить причины некорректного звукопроизношения, в первую очередь, нужно посетить логопеда. Он порекомендует, при необходимости, других специалистов (отоларинголога, стоматолога, невролога, психиатра и др.) и предложит пациенту индивидуальный план коррекции звуконарушения.
В работе с артикуляционной диспраксией эффективными будут дыхательная и артикуляционная гимнастика. Так как артикуляционная диспраксия может быть связана с дислексией (нарушение чтения и письма), в процессе занятия важна яркость и наглядность, поэтому логопедические пособия и материалы для занятий должны быть интересными и красочными.
И помните, чем дольше произносятся речевые дефекты, тем труднее их исправлять!