Ранние годы Элизабет.
Элизабет Холмс родилась в Вашингтоне 3 февраля 1984 года (является представителем 9ой типологии в системе ХВД) в семье вице-президента энергетической компании Enron и служащей Конгресса США. Из-за работы отца на руководящей должности в учреждении USAID семья часто переезжала и подростковый возраст Элизабет прошёл в Китае, где девочка выучила китайский язык и с самого раннего детства мечтала лечить людей, но не переносила вида крови и боялась игл. Потом Холмсы вернулись в США и Элизабет поступила в Стэнфордский университет на химфак, однако в 19 лет будущая основательница компании Theranos решила бросить альма-матер, чтобы заняться собственным бизнесом. Успехи в обучении по разным источниками довольно противоречивы. Иногда это высказывания о том, что Элизабет была очень способной и выдающейся студенткой, в других упоминается - по отзыву профессора мед.факультета Стэнфордского университета Филлиса Гарднера, Элизабет мало что понимала в инженерном деле, а в медицине не понимала вообще ничего. Именно с ним Холмс советовалась поначалу, пока проект был в стадии идеи.
Хотелось бы отметить, что именно 9ая типология имеет такую особенность, как предначертанного отсутствия сценария жизни. Девятки могут быть как абсолютными везунчиками, так и глубоко несчастными по жизни людьми. Они могут проявляться как любая другая типология, так как им свойственно самим выбирать роль, которую они будут играть на протяжении всей своей жизни, так как девятка в чистом виде будет не понята и не принята окружающими.
«Когда приходит момент и вы понимаете, для чего были рождены на свет, вы просто начинаете делать то, что должны» (Э. Холмс)
Мечты сбываются.
В 2002 году Холмс познакомилась с Рамешем «Санни» Балвани: ей тогда было 18 лет, а ему — 37. К тому моменту он уже успел основать свою техкомпанию и успешно её продать, поэтому она обратилась к нему за помощью с запуском Theranos. В 2004-м они съехались, а в 2009 году Балвани присоединился и к стартапу.
По словам Элизабет, Балвани контролировал каждое её действие, применял насилие и запрещал общаться с семьёй и университетскими друзьями. Он же придумал ей образ с чёрной водолазкой и красной помадой. «Он твердил, что я должна “убить в себе Элизабет”, иначе не состоюсь как предприниматель», — рассказала она.
Для последнего ей также следовало спать не более пяти часов, стать веганом, отказаться от алкоголя и приходить в офис к 5 часам утра — так «завещал» Санни, которого в итоге приговорили к 13 годам тюрьмы. Элизабет искусно занижала тембр своего голоса, чтобы придать своей значимости для партнеров и инвесторов. Низкий показатель 1ой чакры, всего 10% говорит о ней как неуверенном в себе человеке, склонному попадать под влияние властных людей, а Рамеш именно таким человеком и был с максимальным показателем в 99% на 1ой чакре. Из 6ти чакр у Элизабет в норме только 2ая и 3ья говорят о том, что человек очень хочет верить в то, что он делает, мечтает о собственной значимости. Поэтому сама без наставника, она навряд ли смогла провернуть подобную аферу.
Холмс поняла, что ошибалась в нём, только когда успехи компании поставили под сомнение. Ей было не с кем обсудить проблемы. По словам отца Холмс, с Балвани она жила «в полной изоляции». Впрочем, по воспоминаниям её друга у неё на тот момент было много богатых и влиятельных приятелей. В ее портрете преобладает эмоциональный контур ( сентиментальный) который во многом помог Элизабет перевоплощаться в кого угодно, с целью произвести нужное впечатление о себе. Несмотря на очевидную фальшь в её образе, она смогла убедить нужных Theranos людей. Например, основателя холдингов News Corp и 21st Century Fox Руперта Мёрдока, который в 2016 году инвестировал в проект $125 млн.
«Сам виноват, что не задавал ей вопросов. Казалось бы, такая приятная девушка, а взяла и обдурила кучку стариков вроде меня. Стыд да и только», — осуждал медиамагнат сам себя.
Здесь отлично сработала задача рода и кармы 5/5 умение проявить себя, харизматично заявить о себе, обрести славу, хоть и не в самом лучшем её виде.
Идея Элизабет была очень проста. Холмс хотела создать лабораторию крови в маленьком аппарате в виде коробки, доступную каждому. Компания обещала создать инновационный продукт, который позволил бы сделать сразу несколько анализов, позволяя выявить онкологию, высокий уровень холестерина или глюкозы всего лишь по одной капле крови, а также выполнять около 200 других различных анализов. Это должно было быть не только удобно (такие анализы планировалось делать на дому), но и доступно (медицина в США, как известно, очень дорогая).
Холмс говорила, что мечтала о том, чтобы никому не пришлось слишком рано терять любимых людей. Theranos должна была все это изменить. Компания обещала медицинские чудеса, и все — от пациентов до инвесторов — хотели в них верить. Самым невероятным во всей этой истории было то, что компания просуществовала очень долго и смогла заработать такие большие деньги.. Холмс удалось это сделать за счет того, что на протяжении всего времени она отказывалась раскрывать подробности работы. Предпринимательница утверждала, что эта информация не подлежит разглашению — мол, она не хочет, чтобы коммерческая тайна стала известны конкурирующим брендам.
Работа велась в обстановке строгой секретности, сотрудники компании подписывали документы о неразглашении, всех подчиненных Элизабет строго контролировала. Ученых, которые говорили о невозможности создания аппарата, она увольняла.
Инвесторы — от отдельных миллиардеров до американских крупных брендов, таких как Walgreens, и медицинских учреждений, таких как Кливлендская клиника, — сотрудничали с Theranos и активно вкладывали в нее деньги, руководствуясь только верой. Верой в саму Холмс. Благодаря этому ей удалось привлечь $400млн. инвестиций и уже в 2015 году, Theranos оценивался в $9 млрд, при чем 50% стоимости компании принадлежали Элизабет Холмс. Она стала самой молодой миллиардершей США.
Афера на $9 миллиардов.
В 2015 году успехом Theranos заинтересовался журналист газеты Wall Street Journal Джон Каррейра. Он изучил деятельность компании со дня основания, провел интервью с бывшими сотрудниками и выпустил скандальное расследование. Бывшие работники признались, что им угрожали и запугивали, требуя скрывать, что «Эдисон» (аппарат для анализов по капле крови, разработанный компанией) -пустышка в красивой обертке. Тех, кто не был готов с этим смириться, ждало увольнение.
Во время работы над аппаратом специалисты поняли, что одной капли крови для поставки диагноза мало. Возможно, осознав к чему может привести дальнейшее продвижение на рынке «Эдисона», заставило его основного разработчика Йана Гиббонса свести счеты с жизнью в 2013 году накануне выступления в суде по защите своего изобретения.
После выхода расследования против Theranos были поданы сотни исков. Люди жаловались, что аппарат ошибочно ставил смертельные диагнозы. В связи с шумихой в 2016 году Минздрав США запретил Theranos проводить анализы крови. После выхода статьи Джона Каррейру компания Theranos просуществовала еще три года, но ее репутация была фактически уничтожена в один день. Элизабет Холмс знала о подготовке материала Джона Каррейру и подозревала о таком исходе. Поэтому она пыталась лично обратиться к владельцу The Wall Street Journal и многих других крупнейших мировых СМИ Руперту Мердоку с просьбой предотвратить выход статьи. Мердок — один из главных инвесторов в Theranos, вложивший в компанию больше 125 миллионов долларов — отказался вмешиваться в работу редакции. Но шила в мешке не утаишь и правда о том, что для получения результатов анализов использовались сторонние лаборатории, а не аппараты компании, всплыла на поверхность. Революционная технология не работала и стартап оказался пустышкой, а сама Холмс мошенницей.
Арест и приговор.
Против Theranos было подано несколько коллективных исков от крупных аптечных сетей-партнеров, инвесторов и от пострадавших из-за неправильных диагнозов. В 2018г компания обанкротилась и была расформирована. Ирония в том, что в этом же году компания Theranos была признана одной из самых перспективных биотехнологических стартапов года по заключению Bussiness Insider. В июне 2018г Элизабет и её гражданскому мужу и бизнес-партнеру Рамешу Балаани, занимавшему пост президента компании, были предъявлены обвинения в мошенничестве с угрозой лишения свободы сроком до 20 лет. Они были отпущены под залог в $500 тыс, который за Элизабет внесли её родители. Первые слушания по делу должны были начаться летом 2020 года, но откладывались несколько раз – сначала из-за пандемии коронавируса, а потом из-за беременности Холмс, которая 10 июля 2020 года родила мальчика от Уильямса Эванса, наследника сетей отелей в Калифорнии. В итоге в ноябре 2022 года Федеральный суд Сан-Хосе приговорил Элизабет к 135 месяцам (11 лет и 3 месяца) лишения свободы, кроме того, ей присудили выплатить компенсацию инвесторам в размере $121 млн. Её бывший гражданский муж получил срок почти 13 лет лишения свободы.
В мае текущего года, Элизабет явилась с повинной для отбывания своего срока 11 лет и 3 месяца, после рождения 2го ребенка, что помогло ей отсрочить свое наказание. Отец детей просил суд о смягчении приговора, так как в противном случае Элизабет «может пропустить самые важные моменты взросления детей». Условия содержания тюрьмы Брайан в Техасе, в которой отбывает наказание Холмс, довольно комфортны и позволяют видеться с детьми каждые выходные, она может поддерживать веганскую диету, заниматься на беговой дорожке, смотреть телевизор и посещать местный салон красоты. В тюрьме Элизабет работает волонтёром на горячей линии для жертв изнасилования, так как с её слов она сама стала жертвой в юном возрасте, что заставило её бросить учёбу в Стэнфорде.
Но какой бы ни была Элизабет в жизни, она обманом привлекла деньги на свой проект, который мог угрожать здоровью людей и она это прекрасно знала.
А что вы думаете, Элизабет действительно раскаялась в содеянном или нет? Была ли она послушным орудием в руках Рамеша Балвани или играла ведущую роль в этом проекте? Поделитесь своим мнением в комментариях.