Найти тему

Как наука меняет представление о вселенной?

Инфракрасный — новый черный

«Джеймс Уэбб» — это телескоп для наблюдений в инфракрасном диапазоне. Он обладает самым большим раскладывающимся зеркалом, когда-либо работавшим в космосе. Разработку можно считать совсем молодой, так как телескоп был запущен в космос только в конце 2021 года.

Такие уникальные проекты в мире науки появляются достаточно редко. Но еще одной его особенностью стал срок работы. Инженеры NASA рассчитывали на 10 лет, но благодаря удачной посадке на орбиту, телескоп смог сэкономить топливо. Теперь ресурсов «Джеймса Уэбба» хватит на 20 лет работы.

Чем дальше галактика, тем больше ее свет уходит в инфракрасный. Именно поэтому «Джеймс Уэбб» работает в этом диапазоне. Для корректной работы его температура не превышает -267°C, а положение к Солнцу всегда находится под углом 90°.

Главная цель телескопа — изучать мельчайшие детали объектов. Поэтому «Джеймс Уэбб» работает как лупа, делая снимки с небольшой площадью объема. Снимки телескопа получаются черно-белыми, так как мы не видим в инфракрасном спектре. А после ученые раскрашивают эти фотографии.

Всем и каждому

Использовать телескоп в своих целях может любой астроном, но на конкурсной основе. Это делается для повышения эффективности использования «Джеймса Уэбба».

Лучшие проекты отбирает Комитет по распределению наблюдательного времени. На первый цикл пришлось около 1000 заявок, а одобрено всего 286. Все эти заявки займут ровно 6 000 часов наблюдательного времени в год.

Все данные, которые соберет «Уэбб» в рамках вашего проекта, выложат в открытый доступ. Они станут доступны ученым во всем мире.

Поиск моделей для фото

Первыми пятью объектами для изучения стали: экзопланета WASP-96b, планетарная туманность NGC 3132, область звездообразования NGC 3324, группа галактик «Квинтет Стефана» и скопление галактик SMACS 0723.

Эти объекты были выбраны неслучайно. Во-первых, для ученых было важно продемонстрировать все возможности телескопа. Во-вторых, необходимо было не забыть о разнообразии объектов. Ну и в-третьих, красивые фотографии и PR никто не отменял!