Пятибальная система оценивания установилась в нашем образовании уже очень давно, но называть ее пятибальной абсолютно некорректно. Вы когда-нибудь встречали такую отметку, как "единица"? Учителя уже и позабыли о том, что можно кому-нибудь влепить кол. Не справился с работой - твоя отметка "два", для того чтобы единицу выставить и критериев никаких нет. Так что система оценивания у нас четырехбальная, и знания ученика должны укладываться в эти рамки: знаешь ты предмет отлично, хорошо, удовлетворительно или не знаешь совсем.
Многие педагоги давно жалуются на подобную систему , и все потому что одну и ту же отметку приходится ставить совершенно разным по знаниям ученикам. Согласитесь, большая разница в том, чтобы знать предмет на 3,5 и получить итоговую "4" и совсем другое дело, когда у ученика средний балл 4,45, например, но от тоже получает "законную" четверку. Ученикам обидно. Мне одна девочка чуть ли не со слезами в голосе выговаривала:" Неужели я знаю русский язык на уровне Вовочки? У него четверка , и у меня четверка." А Вовочка все контрольные на тройки пишет, сочинения домашние списывает и на уроках не отвечает. Но, получается, знает русский язык на уровне Маши, у которой ни одной тройки текущей?
Но это еще как-то можно понять , объяснить, детей успокоить, и как-то с этим смириться. А вот с тенденцией, которая наметилась в последнее время, а заключается она в том, что мы постепенно переходим на трехбальную систему оценивания, я смириться не могу. Поясню, почему трехбальная вдруг. А все потому, что постепенно и незаметно из журналов и дневников уходит... "двойка". Если текущие двойки педагоги все-таки выставляют, хотя завучи порой недовольно морщатся, разглядывая красненькие клеточки в журнале ( в электронных журналах двойки подсвечиваются красным цветом), то за итоговые двойки учителя огребают много негатива со стороны администрации.
Какие двойки, особенно за год? Какой второй год обучения? В нашей стране все дети должны успешно справляться с программой, а, если вы, учитель, вдруг ставите какому-нибудь ученику пару, то это вы, учитель, виноваты в том , что не сумели, найти подход к ребенку, заинтересовать его. Двойки она ставит, видишь ли, лентяем ученика называет. Ты учитель или кто? Учи хорошо и ставь хотя бы "тройку"! Всем, наверное, и не только учителям известно "справедливое" мнение: " Вы не ученику двойку поставили, вы себе двойку поставили". Как любила это повторять моя незабвенная первая директриса.
И идет бедный учитель-двоечник с поникшей головой после выволочки администрации и думает :"И зачем я только поставил эту злосчастную двойку Иванову? Ведь все равно ничего не выучит никогда, все равно на второй год его не оставят. Не буду я больше двойки ставить, себе дороже."
И администрацию школы тоже можно понять и пожалеть: на них тоже сверху давят и требуют стопроцентной успеваемости. А я искренне не понимаю, зачем нужна эта стопроцентная показуха. Ну есть у нас необучаемые ученики, по разным причинам получающие пары, чаще всего потому, что знают прекрасно, что все их текущие двойки куда-то к концу года испарятся и в табеле только троечки красоваться будут.
А если учитель не побоится гнева администрации, если будет отстаивать свое право поставить двойку, то на такого учителя другая управа найдется: заставят его написать подробный отчет о том, что сделал педагог для того, чтобы у Вовочки двойки не было, какие усилия предпринял, когда и о чем с Вовочкой и родителями его говорил, когда приглашал на дополнительные уроки. Ах, ничего этого ты не делал? Тогда и двойку не имеешь права ставить! А если все-таки поставил, то, дорогой товарищ, напиши теперь подробный план индивидуальной работы с этим двоечником злосчастным! Не хочешь индивидуально за бесплатно работать? Убирай "2" быстро!
И почешет репу педагог задумчиво и не будет больше ставить двойки, потому как БЕСПОЛЕЗНО бороться с нашей трехбальной системой оценивания. Ну а я в этой четверти что-то опростоволосилась: придется мне писать отчет о том, что я сделала, чтобы у моих учеников двойки не вышли, потому что я умудрилась целых две пары за четверть выставить. Урок раз в неделю, видела я этих товарищей за месяц один раз, двойки текущие они получили еще в ноябре, когда меня не было на работе, получили заслуженно. А я теперь должна "пеплом голову посыпать". Пойду однако, пепел поищу. Писать отчет все равно заставят.