Найти в Дзене
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Дон Жуан и выгоды лицемерия

Завершили наш театральный год походом на спектакль "Дон Жуан и каменный пир" в Государственном академическом Малом театре. Ну, сюжет пересказывать смысла не имеет. История Дон Жуана так или иначе известна каждому. Постановка - классическая, то есть полностью по тексту пьесы Мольера. И у Мольера, и в афише Малого театра история о Дон Жуане заявлена как комедия. Но вот прям похохотать от души не получилось. Ну, потому что смешного в сюжете нет почти ничего, а наоборот - я увидела драму человека, которому скучно, который ни во что не верит, и оттого пытается уловить вкус жизни через постоянное познание новых "женских прелестей". Отличный получился "пресыщенный красавчик" у заслуженного артиста России Андрея Чубченко. И как ни пыталась я в нем "прощупать" глубину, почувствовать её - не получилось у меня. Наверное, так и было задумано:) Но постановка Малого театра выстроена так, что для меня главным героем оказался не Дон Жуан, а его слуга Сганарель в исполнении Михаил Фоменко. Он словно б

Завершили наш театральный год походом на спектакль "Дон Жуан и каменный пир" в Государственном академическом Малом театре.

Ну, сюжет пересказывать смысла не имеет. История Дон Жуана так или иначе известна каждому. Постановка - классическая, то есть полностью по тексту пьесы Мольера.

И у Мольера, и в афише Малого театра история о Дон Жуане заявлена как комедия. Но вот прям похохотать от души не получилось. Ну, потому что смешного в сюжете нет почти ничего, а наоборот - я увидела драму человека, которому скучно, который ни во что не верит, и оттого пытается уловить вкус жизни через постоянное познание новых "женских прелестей". Отличный получился "пресыщенный красавчик" у заслуженного артиста России Андрея Чубченко. И как ни пыталась я в нем "прощупать" глубину, почувствовать её - не получилось у меня. Наверное, так и было задумано:)

Но постановка Малого театра выстроена так, что для меня главным героем оказался не Дон Жуан, а его слуга Сганарель в исполнении Михаил Фоменко. Он словно был живее, интереснее, многограннее, эмоциональнее и остроумнее, в конце концов. И на фоне довольно сдержанных декораций эта яркость и эмоциональность были особенно выпуклыми.

Дон Жуан и Сганарель. Фото с сайта Театр to go
Дон Жуан и Сганарель. Фото с сайта Театр to go

Я вообще классику всё время иду смотреть с осторожностью. Иногда в меня "не попадает" совсем. Но спектакль "Дон Жуан и каменный пир" больше всего задел меня не развратностью и безбожностью героя, не его неверием в "небо", а одним монологом про лицемерие. Как-то особенно остро я ощутила его актуальность.

А суть речи проста: лицемерие - идеальное прикрытие для грешника. Не постесняюсь процитировать Мольера:

Нынче этого уже не стыдятся: лицемерие - модный порок, а все
модные пороки сходят за добродетели. Роль человека добрых правил - лучшая из всех ролей, какие только можно сыграть. В наше время лицемерие имеет громадные преимущества. Благодаря этому искусству обман всегда в почете: даже если его раскроют, все равно никто не посмеет сказать против него ни единого слова. Все другие человеческие пороки подлежат критике, каждый волен открыто нападать на них, но лицемерие - это порок, пользующийся особыми льготами, оно собственной рукой всем затыкает рот и преспокойно пользуется полнейшей безнаказанностью. Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия. Заденешь одного - на тебя обрушатся все, а те, что поступают заведомо честно и в чьей искренности не приходится сомневаться, остаются в дураках...

Просто удивительно, как циклично время и до чего одинаковы люди в разные времена и в разных странах. Вот то самое лицемерие, о котором говорит Дон Жуан, - оно так типично сегодня. Мне кажется, что особо пристально надо следить за теми, кто громко и безапелляционно обвиняет других в их грехах. Вот они-то точно знают толк в нарушении морально-нравственных законов. Ну, разве нет?:)

В буфете
В буфете

Впрочем, если без такой патетики, то тема обмана женщин мужчинами тоже очень даже современна. Перед нами сидели 4 подружки лет 30-ти, и они очень активно сопереживали тому, что происходило на сцене: цыкали, охали, переговаривались, шептали: "О боже, он неисправим!" или "Ну, как так?!" - в общем, активно включились в происходящее. Это говорит не только об острой актуальности темы для молодых женщин 21 века, но и о том, что малыми художественными средствами (а постановка показалась мне как будто бы лаконичной и минималистичной) можно вовлечь зрителя.

Дон Жуан и статуя Командора, фото с сайта theatreworld.ru
Дон Жуан и статуя Командора, фото с сайта theatreworld.ru

А вообще, спектакль - это счастье и удовольствие. Это возможность выключиться из реальности на 2 часа. Классический академический театр - это почти телепортация в какую-то вневременную театральную камерную атмосферу. Она мне очень нравится.

Кстати, пока писала этот текст, прочитала, что до текущей постановки (премьера состоялась в декабре 2023 года) "Дон Жуана" в Малом театре ставили аж 150 лет назад! Ну, разве это не чудо?! Обожаю эти бесконечные культурологические нити, которые тянутся и тянутся во времени и пространстве.

Пожелаю себе и вам почаще в 2024 году ходить в театр!