"Разум и чувства" — американская историческая мелодрама, снятая Энгом Ли по мотивам одноимённого романа Джейн Остин. По сюжету основные события фильма происходят летом-осенью 1811 года. История повествует о сёстрах Дэшвуд, принадлежащих к обедневшей ветви английской аристократической семьи. Их счастье и благополучие всецело зависят от удачного брачного выбора. Актёрский состав почти полностью состоял из британских актёров. Главные роли сыграли Эмма Томпсон (написавшая также и сценарий к фильму), Хью Грант, Алан Рикман и Кейт Уинслет. Картина имела сравнительно небольшой бюджет, но неожиданно стала большим хитом и культурным феноменом, породив новую волну интереса к творчеству Остин и длинную череду экранизаций её романов.
Разработка
В 1989 году продюсерская компания "Mirage Enterprises" провела среди своих сотрудников "мозговой штурм" в поисках свежих идей для потенциальных кинохитов. Продюсер Линдси Доран, большая поклонница Джейн Остин, предложила экранизировать дебютный роман писательницы. На тот момент существовало две адаптации, последней был британский телесериал 1981 года. Доран с юности мечтала превратить эту книгу в фильм. Сильной стороной романа она считала наличие сразу двух главных женских персонажей, резко отличающихся по характеру и мировоззрению. Кроме того, эта история полна неожиданных поворотов.
Женщина потратила несколько лет на поиски сценариста, сочетающего в своём характере романтичность и юмор, при этом способного "думать на языке Остин". Доран читала сценарии английских и американских писателей, пока не наткнулась на британское телевизионное скетч-шоу, представляющее серию комедийных сцен в исторических декорациях. Сценарии к ним писала актриса Эмма Томпсон. Эмма и Линдси уже работали вместе над фильмом "Умереть снова" 1991 года . Доран приняла решение и позвонила ей, хотя та ещё не была большой звездой и никогда не писала сценарии для крупных проектов. Зато она разделяла любовь продюсера к творчеству Джейн Остин и вдобавок оказалась филологом по образованию.
Томпсон потратила пять лет на написание и редактирование сценария, попутно снимаясь в других фильмах. Она стремилась упростить диалоги, сохранив при этом «элегантность и остроумие оригинала». Сначала она превратила в сценарий весь роман целиком. Получилось около трёхсот страниц, что делало будущий фильм чересчур длинным, затянутым и сложным для восприятия. Ей пришлось удалить "необязательные" сцены и некоторых второстепенных персонажей. Так из сюжета исчезли, например, смертельное падение мистера Дэшвуда с лошади и дуэль между Уиллоуби и полковником Брэндоном, а также жена сэра Джона и сестра Люси Стил. Но кое-что Эмма добавила. Первые двадцать минут фильма показывают появление Эдварда Феррарса в жизни сестёр и его постепенное сближение с Элинор Дэшвуд. Роман Остин сразу начинается с зарождения чувств между ними, а вся предыстория упоминается очень коротко и размыто.
Англичанка хотела избежать нереалистичного образа "неразлучной" семьи, где все только и делают, что обнимаются и поддерживают друг друга. В каждой сцене она искала повод для конфликта и недопонимания между персонажами.
Когда сценарий уже был практически закончен, из-за сбоя компьютера почти все файлы стёрлись. В панике Томпсон позвонила своему коллеге и близкому другу Стивену Фраю, который хорошо разбирался в технике. За семь часов Фрай смог восстановить текстовые документы. Всё это время Томпсон пила чай с Хью Лори, который также дружил с Фраем и гостил у него дома.
Выбор режиссёра
Тайваньский режиссёр Энг Ли был нанят из-за успеха семейной комедии 1993 года "Свадебный банкет", в которой он был соавтором сценария, продюсером и режиссёром. Доран чувствовала, что фильмы Ли, которые изображали сложные семейные отношения в контексте социальной комедии, хорошо сочетались с сюжетными линиями Остин. Продюсер отправила копии сценария пятнадцати режиссёрам, и Ли был одним из немногих, кто отметил юмор Джейн Остин. Также он заявил, что фильм "должен разбить людям сердца, и они два месяца не смогут оправиться от его просмотра". Английский не был его родным языком, но большую часть жизни он прожил практически в феодальном обществе и хорошо понимал значение социальных условностей, сковывающих свободу воли и проявления искренних чувств.
С самого начала Доран хотела, чтобы "Разум и чувства" понравился как поклонникам Остин, так и любителям романтических комедий. Она чувствовала, что участие Ли помешает проекту стать ещё одним "маленьким английским фильмом", который останется практически неизвестным массовому зрителю за пределами Британии.
В январе 1995 года состоялось финальное чтение и обсуждение сценария в присутствии режиссёра и продюсеров. Начало съёмок было назначено на апрель, а в перерыве Томпсон внесла последние правки в сценарий. Например, пришлось изменить и расширить роль Маргарет Дэшвуд - самой младшей из сестёр. Её превратили в "современную" девчонку-сорванца, наделённую независимым, "феминистским" духом. Её задачей было задавать "наивные" вопросы, разъясняющие суть дела зрителям XX века, незнакомым с реалиями той эпохи. Например: "Почему женщины не могут наследовать имущество"? Или: "Почему мы не можем найти работу, вместо того чтобы искать богатого мужа"?
Кастинг
Изначально Эмма Томпсон не рассчитывала играть роль Элинор Дэшвуд и создавала образы сестёр, подразумевая популярных в то время актрис Наташу и Джоэли Ричардсон. Но в течение 1992-94 годов в её карьере произошёл резкий взлёт. Она получила премию "Оскар" за роль в фильме "На исходе дня" и ещё одну номинацию за роль в фильме "Во имя отца", став одной из ведущих актрис своего поколения. Поэтому продюсеры хотели видеть в главной роли именно её. Проблема заключалась в том, что ей исполнилось уже тридцать шесть, а Элинор по сюжету всего девятнадцать. Ли предложил сделать Элинор двадцатисемилетней. Это также делало более понятным для современной публики, почему в фильме её называют "старой девой". Эмма согласилась, так как ей самой крайне понравился собственный сценарий и она отчаянно мечтала стать частью этой истории.
Официальный кастинг начался в феврале 1995 года, хотя некоторые актёры приглашались на обсуждение сценария ещё за год до этого. Хью Лори, Имельда Стонтон и Роберт Харди в итоге приняли участие в фильме, а Аманда Рут сыграла главную роль в другой экранизации Остин 1995 года - "Доводы рассудка".
Сценаристка писала роль Эдварда Феррарса, имея в виду Хью Гранта, но не слишком надеясь на его согласие. После выхода в 1994 году романтической комедии "Четыре свадьбы и одни похороны" он стал едва ли не самым популярным человеком в мире. Но он назвал её сценарий "гениальным" и даже согласился урезать свой гонорар, чтобы вписаться в бюджет картины. Также актёр сообщил, что ему захотелось сыграть именно тот образ, который создала Томпсон, а книжный Эдвард кажется ему скучным. Эмма была бесконечно ему благодарна, но комплексовала из-за своей внешности. Она считала, что Хью гораздо привлекательнее, чем она. Даже фанаты Джейн Остин поначалу возмущались его участием в фильме, заявляя, что Грант "слишком красив для этой роли".
Актрису Кейт Уинслет, которой было всего восемнадцать лет, сначала рассматривали на второстепенную роль Люси Стил. Но она притворилась, будто по ошибке пришла не на то прослушивание и получила роль Марианны Дэшвуд после одной пробы. Эта работа в будущем принесла ей первую номинацию на "Оскар" и приглашение от Джеймса Кэмерона на главную женскую роль в "Титанике".
Также в фильме появился Алан Рикман, сыгравший полковника Брэндона. Обычно в кино он воплощал злодеев, и Томпсон была рада, что Рикман смог наконец выразить «необычайную нежность своей души».
Роль Уиллоуби, "роковой любви" Марианны Дэшвуд, стала прорывной для ещё одного молодого актёра - Грега Уайза... точнее, могла бы стать. Практически сразу после выхода фильма он получил кучу приглашений из Голливуда, но заявил, что не хочет туда переезжать. В результате вокруг него образовался некий вакуум. Он уехал за город и начал собственными руками строить дом. По всему миру гремела шумиха по поводу его фильма, а он в это время обстругивал балки, замешивал бетон и копал отводные канавы.
Наибольшие трудности вызвал кастинг на второстепенные роли. Энг Ли просматривал на каждую позицию несколько актёров с бесконечными повторными пробами, не в силах определиться с выбором. В конце концов он повернулся к Эмме Томпсон и спросил: "В Англии что, все умеют играть"? Особенно забавная ситуация сложилась вокруг образа Фанни Дэшвуд, сочетающей в себе неуклонную заботу о своей семье и циничную расчётливость. Каждая из претенденток предельно точно выражала этот контраст. В итоге Ли выбрал Гарриет Уолтер, а англичан объявил "нацией Фанни Дэшвуд".
Костюмы и причёски
Костюмеры попытались создать точные копии мужской и женской одежды конца 18 века. Они вдохновлялись работами английских художников того времени. Специалисты по реквизиту ориентировались на образцы посуды и предметов из музея Виктории и Альберта.
Чтобы добиться туго закрученных локонов, вдохновленных греческим искусством, некоторые актрисы носили парики, в то время как другие завивали волосы горячим способом и спали в завитках. У Фанни, самого снобистского персонажа, самые густые кудри, но силуэт менее греческий, что является отражением её богатства и глупости. Она носит яркие, но безвкусные платья, подчёркивающие её внутреннюю пустоту. И наоборот, разумная Элинор выбирает более скромные наряды и простые аксессуары. Застёгнутый на все пуговицы облик Эдварда отражает его «подавленную» личность. Каждый из 100 статистов, использованных в сцене лондонского бала, изображающих солдат и адвокатов, пижонов и вдовствующих женщин, носит визуально отличающийся костюм.
Образ полковника Брэндона создаёт впечатление "опытной и надёжной мужественности". Сначала он появляется в чёрном, но позже носит спортивное облачение в виде вельветовых курток и рубашек с рукавами. Спасение Марианны превращает его в "романтического байронического героя", одетого в расстёгнутую рубашку и свободный галстук. Работа костюмеров над фильмом принесла им номинацию на "Оскар".
Также актёрам пришлось носить корсеты и следить за осанкой. По словам Эммы Томпсон, только на этих съёмках она поняла, насколько впалой была её грудь и насколько современные люди разучились "держать себя". Двести лет назад люди двигались по-особенному. Они не только учились этикету и бальным танцам, но и выполняли много тяжёлой физической работы. За их грациозной лёгкостью скрывалась огромная сила.
Съёмки
Бюджет фильма составил 16 миллионов долларов - самый большой для экранизации Джейн Остин на тот момент. Columbia Pictures расщедрилась, основываясь на успехе костюмной мелодрамы 1994 года "Маленькие женщины".
По словам Томпсон, Энг Ли "пришёл на съемочную площадку, имея весь фильм в голове". Он показал актёрам подборку адаптаций классических романов, в том числе "Барри Линдона" Стенли Кубрика и "Эпоху невинности" Мартина Скорсезе, которые были «великими фильмами, но недостаточно динамичными и страстными". Он хотел добиться чего-то совершенно противоположного.
Перед началом съёмок Энг провёл вместе со съёмочной группой своеобразный ритуал: они зажгли ароматические свечи, воткнули их в чаши с рисом и, произнося молитву, поклонились всем сторонам света. Один из осветителей спросил: "Мы что, каждый день так будем делать?"
Поначалу режиссёр был глубоко потрясён, когда Томпсон и Грант начали предлагать свои идеи по поводу определённых сцен. Во-первых, в его родной стране режиссёр являлся единоличным диктатором на съёмочной площадке, во-вторых, он предельно ясно представлял себе каждый эпизод. Со временем актёры научились ему всецело доверять, а он спрашивать их мнение.
Едва познакомившись с мастером, Грант изрёк: "Мораль съёмок в Англии заключается в том, что погода отымеет тебя по полной". Тот ответил, что это единственное, что его беспокоит. Ли занимался китайской дыхательной гимнастикой и по воспоминаниям Томпсон, всегда был абсолютно спокоен и невозмутим. А также обладал "пугающей" склонностью не смягчать выражения. Он часто заставлял актёров делать множество дублей сцены, чтобы получить идеальный кадр, и не боялся называть вещи своими именами. Позже Томпсон вспоминала, что Ли часто подходил и говорил что-нибудь "неожиданно сокрушительное", например, просил её "не выглядеть такой старой". Однако он и подбадривал их, если что-то не получалось. Самой частой его просьбой была "простота и естественность". Особенно в адрес Томпсон, склонной к некой театральности, и Гранта, привыкшего играть эксцентрично и перетягивать всё внимание на себя. Ли был более сосредоточен на языке тела, чем любой режиссёр, с которыми они могли работать до этого. Он предложил Уинслет читать сборники стихов и обсуждать с ним её впечатления, чтобы лучше понять её характер. Он также заставил Томпсон и Уинслет жить вместе, чтобы развить сестринскую связь между их персонажами.
Иногда Ли давал актёрам странные установки. Например, просил "ласково ухмыльнуться". Или мог сказать Гранту после нескольких дублей: "А теперь сыграй, как плохой актёр". Хью отвечал: "Ну, а я тут чем занимаюсь?".
Для "кульминационной" сцены, в которой Элинор узнаёт, что Эдвард не женат и они могут быть вместе, Томпсон черпала вдохновение в своих чувствах по поводу смерти её отца. Грант не знал, что Эмма будет плакать большую часть сцены, и его шок был неподдельным.
Монтаж
Главной проблемой сценария Эмма Томпсон считала "почти полное отсутствие основных мужских персонажей как на экране, так и в жизни сестёр Дэшвуд". По её словам, "процесс напоминания зрителям о существовании Эдварда напоминал жонглирование тарелками". И очень многое в конечном итоге зависело от монтажа.
Монтажёр Тим Сквайрс только при работе с этим фильмом по-настоящему осознал, что его работа "не техническая". По сути, она заключалась в том, чтобы "сравнивать один великий кадр с другим и выбирать из множества дублей, сыгранных Эммой Томпсон и Аланом Рикманом, вынося суждение о работе выдающихся актёров".
Выход и восприятие
"Разум и чувства" изначально позиционировался, как "серьёзный" фильм, поэтому вышел в прокат 13 декабря ограниченным числом экранов. В России, кстати, он тоже шёл в кинотеатрах, но уже весной 1996 года. С другой стороны, рекламная кампания ставила целью стереть ярлык "исторической нудятины" и подчёркивала эмоциональность и юмор картины. В итоге количество показов постоянно расширялось, а кассовые сборы составили 135 миллионов долларов, многократно окупив бюджет.
Среди кинокритиков царили почти всеобщие восторги. На сайте Rotten Tomatoes этот шедевр имеет рейтинг 97%. Фильм попал более чем в 100 списков "лучших фильмов 1995 года".
Рецензент из "Сан-Франциско Кроникл" резюмировал: "В этой адаптации есть правильный баланс иронии и теплоты. В результате получился фильм большого понимания и эмоциональной ясности, снятый с элегантностью, которая никогда не привлекает к себе внимания".
Хотя, как отмечали другие, сценарий камня на камне не оставил от романа Остин: "Томпсон слишком вольно обошлась с первоисточником, вырезая огромные куски, добавляя целые сцены. В итоге от романа в фильме осталось всего шесть или семь строчек".
Фильм получил семь номинаций на 68-й церемонии вручения премии "Оскар", в том числе в категории "лучший фильм". Хотя в итоге получил лишь одну статуэтку - Эмма Томпсон была вознаграждена за титанические усилия в течение нескольких лет работы над сценарием, потребовавшем по меньшей мере два десятка редактур. Это единственный случай в истории премии, когда артистка, уже получавшая "Оскар" за актёрскую игру, была отмечена наградой и как сценарист. Также она была номинирована в категории "лучшая женская роль" - её воплощение образа Элинор Дэшвуд вышло утончённым, эмоциональным и многогранным. А ведь на съёмках она часто испытывала сомнения в себе и ощущала себя "профнепригодной".
Кроме того, эта возвышенная и красочная драма получила "Золотого медведя" на 46-м Берлинском Международном Кинофестивале. Председателем жюри в том году был Никита Михалков, и он выразил своё восхищение работой Энга Ли и всей съёмочной группы.
Успех этого шедевра, а также британского мини-сериала 1995 года "Гордость и предубеждение" привели к взрывному росту продаж романов Джейн Остин, а также возникновению мощной волны "костюмных мелодрам". В течение следующих трёх лет появилось ещё шесть экранизаций Остин. Так как её наследия было явно недостаточно для удовлетворения возросшего спроса, один за другим начали появляться фильмы, снятые в похожей стилистике: "Портрет леди" (1996), "Миссис Дэлоуэй" (1997), "Влюблённый Шекспир" (1998)... и даже "Дневник Бриджит Джонс" (2000).
Многие исследователи кино до сих пор делают на "Разум и чувства" ретроспективные обзоры, называя его "поворотным пунктом" в плане возрождения интереса к историческим мелодрамам, а также изображения "профеминистской мужественности". Ответственным за это они считают именно Эмму Томпсон - прежде всего из-за её сценария, предельно выверенного и эмоционально точного. Некоторые даже называют "Разум и чувства" своим самым любимым фильмом. Это действительно образец кинематографического мастерства на все времена. В нём нет ничего лишнего, а то, что есть, выполнено изумительно тонко, глубоко, красиво и с особенной теплотой и любовью к этой истории, жизни и своему делу.