Измайловский бульвар, 41
Здание Театра мимики и жеста построено по проекту архитекторов Алексея Сергеевича Образцова (1922-2004), Т. Панковой в 1968 году.
Участок, на котором сейчас расположен Театр мимики и жеста, входил в послевоенный поселок Военморстроя. Сначала авторский коллектив под руководством архитектора Льва Осиповича Бумажного (1901—1980) запланировал построить здесь трехэтажный жилой дом, который замыкал бы перспективу 8-й Парковой улицы. Однако этот проект реализован не был.
Затем на этом месте решили разместить клуб, который изначально, но меньших масштабов, был запроектирован на самом Измайловском бульваре. Этот клуб стал непосредственным предшественником театра.
В журнале "Архитектура СССР" за 1957 год (№7) был опубликован проект клуба. Прямоугольное в плане, со зрительным залом на 800 мест, здание олицетворяло собой поворот в сторону модернизма: лаконичные фасады без декора, огромные площади остекления, большая надпись "КЛУБ", как структурный элемент главного фасада, — все это приемы новой (а на самом деле, хорошо забытой авангардной) архитектуры. Авторы проекта — архитекторы Алексей Сергеевич Образцов (1922—2004) и Т. Панкова. Интересно, что подпись под иллюстрацией в журнале гласила: проект начат строительством!
Так или иначе, но и этому проекту не суждено было сбыться. И только спустя более чем 10 лет, в 1968 году, на этом месте появилось общественное здание! Но не клуба, а театра. Авторы театра — те же Образцов и Панкова, и в облике его как будто просматривается предыдущий проект.
А что же клуб? Он разместился в здании школы ФЗО, расположенной севернее, и стал именоваться "Дружба".
ТМЖ стал первым в мире театром для глухих актеров, оборудованным по последнему слову техники. Из низких тесных помещений на улице Хмелева актеры переехали в новое здание с просторными фойе, зрительным залом на 700 мест и другими необходимыми помещениями.
Прямоугольное в плане здание отступом от линии застройки организует небольшую площадь перед высокой лестницей, ведущей к парадному входу. Западный и восточный фасады — кирпичные, с прорезями окон и витражей. Южный и северный фасады — остекленные, с разрезкой квадратной сеткой витражных профилей. Значительную роль в структуре главного фасада играет вывеска во всю ширину здания с названием театра.
При входе в театр расположена кассовая зона, далее посетителю открываются просторное светлое фойе и гардероб. На второй этаж ведет открытая лестница по двум железобетонным косоурам. Ограждение лестницы выполнено с элементами из светлого дерева.
Фойе второго этажа украшено мозаикой на тему жестового языка. На втором этаже запроектирован буфет. В зале оборудован акустический потолок, а стены отделаны акустическими деревянными панелями.
В настоящее время театр вновь работает и радует зрителей постановками.
О соседних зданиях читайте здесь: