Найти тему
Вести Тула

Вероника Абрамова: После Нового года начинались страшные вечера

Это сейчас новогодними традициями туляки смело называют оливье, селёдку под шубой, просмотр «Иронии судьбы», поход в баню… Но если копнуть чуть глубже, то несколько веков назад и Новый год начинался осенью, и главным праздником было Рождество. А вот за ним начинался самый загадочный и полный мистики период святок. О зимних фольклорных традициях, характерных для наших предков, поговорим с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры русского языка и литературы Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого Вероникой Абрамовой.

Давайте начнём не со святок, а с того, что же было примерно в эти новогодние дни, когда Нового года как такового, можно сказать не было.

Новый год все-таки был, и он делил святки на две части. От Рождества до Нового года, то есть по старому стилю с 25 декабря по 1 января, были так называемые святые вечера, когда ходили по домам, поздравляли с рождеством, пели колядные песни, получали угощение за это и поздравляли с праздником. А вот после Нового года до Крещения начинались страшные вечера. И там вот как раз то, о чем вы говорите, мистика, гадание, общение с потусторонними силами.

А почему период от Нового года до Крещения считался таким страшным, мистическим?

По мнению наших предков, они, конечно, так не формулировали, но я думаю, что они это осознавали, в этот святочный период открывался какой-то портал между нашим миром и миром потусторонним. Граница становилась очень сильно проницаемой. Вся нечисть из потустороннего мира спокойно проникала к нам сюда и бродила среди людей. И, собственно, вот представление о том, что в мире сейчас все перемешалось человеческое, нечеловеческое, человеческое и животное, и даже в принципе мужское и женское, все это отражалось, например, в масках, которые носили ряженые на святках. Потому что дворы с поздравлениями обходили христославы со звездой, которые пели рождественские песни. Это была такая христианская тема. А вот от язычества остались колядовщики. И они уже рядились. У них были личины, маски. Они рядились покойниками, ведьмами, чертями, козлами, страшными какими-то птицами с огромными клювами. И вот это можно объяснить как раз тем, что люди с одной стороны показывали это вот особое состояние мира, когда к нам к нам проникли потусторонние силы, а с другой стороны, они и защищались таким образом. Потому что, когда ты нарядился, извините, чёртом, то, собственно, тебя нечистая сила не тронет.

Как проходили колядки?

Колядующих все должны были угостить. Если ты встретишь людей и не накормишь их, не угостишь, тогда у тебя самого год будет неудачным и скупым. Колядующие немножко запугивали людей. Они сначала поздравляли, а потом на всякий случай все-таки грозили: «Не дадите пирога, сведём корову за рога» или « Не дадите хлеба, уведём деда».

Из каких источников мы получаем информацию о том, как раньше принято было колядовать и отличаются ли колядки по регионам нашей страны?

Откуда мы узнаем? Из всяких этнографических материалов. Проводилось очень много этнографических экспедиций начиная с конца 19 века, когда начали серьёзно изучать фольклор. Колядные песни, на самом деле по регионам отличались и даже свои собственные названия имели. Например, на севере колядки назывались виноградья, потому что там всегда был припев «винограде красно зелено моё». Тоже удивительно, откуда на севере виноград? Но виноград был символом достатка, довольства, большой семьи. В центральных районах пелись овсени – тоже такое удивительное слово. Разные филологи пытались его по-разному трактовать. Есть предположение, что слово овсень означает – свет. Потому что 22, 23 и 24 декабря – период зимнего солнцестояния, после чего начинал потихонечку прибавляться солнечный день. Поэтому в колядках призывался свет. А на юге пели щедровки, там был припев «щедрый вечер. Добрый вечер». Все ожидали щедрости от хозяев, к которым пришли и щедрость от года, который начинается.