Найти в Дзене
Наум, приди!

Рождественский фонарь

В прошлом году я случайно приобрел, как оказалось, весьма редкую и интересную вещицу. Огромный шарообразный фонарь рубинового стекла с высеченным рисунком сосновых лап и звезд, с латунным подъемным механизмом и держателем для одной свечи. Тип фонаря – будуарный, появившийся во Франции в XVIII столетии и получивший широкое распространение в России в XIX – ХХ вв. Как правило изготовлялся он из матового розового, белого, зеленого или голубого стекла различных форм и рельефным орнаментом. Фонари могли быть яйцевидные, круглые, цилиндрические, сфероконусные, украшенные ручной росписью, глазурью или переводным рисунком. Лампы на одну свечу давали мягкий рассеянный свет, создавая интимную, камерную атмосферу. Как правило служили ночником в покоях и будуарах. Со временем тип будуарного фонаря приспосабливался под керосинку или электрическую лампочку. Вот как описывали обыватели встречу с будуарными фонарями в одном из петербургских магазинов на рубеже XIX-ХХ вв.: «… к самому концу Вознесенск

В прошлом году я случайно приобрел, как оказалось, весьма редкую и интересную вещицу. Огромный шарообразный фонарь рубинового стекла с высеченным рисунком сосновых лап и звезд, с латунным подъемным механизмом и держателем для одной свечи.

Тип фонаря – будуарный, появившийся во Франции в XVIII столетии и получивший широкое распространение в России в XIX – ХХ вв. Как правило изготовлялся он из матового розового, белого, зеленого или голубого стекла различных форм и рельефным орнаментом. Фонари могли быть яйцевидные, круглые, цилиндрические, сфероконусные, украшенные ручной росписью, глазурью или переводным рисунком. Лампы на одну свечу давали мягкий рассеянный свет, создавая интимную, камерную атмосферу. Как правило служили ночником в покоях и будуарах.

Будуарные фонари на антикварных развалах.
Будуарные фонари на антикварных развалах.

Со временем тип будуарного фонаря приспосабливался под керосинку или электрическую лампочку.

Вот как описывали обыватели встречу с будуарными фонарями в одном из петербургских магазинов на рубеже XIX-ХХ вв.: «… к самому концу Вознесенского, все светлеет и (немного неожиданно и непонятно) почему-то близ лампового магазина Аболинга. Надо скорей войти туда. Легкий запах керосина, металла, пыли. С потолка, непрерывно и густо, близко друг к дружке свисают будуарные лампы, похожие на фонари, беловатые или цвета топаза или голубоватые продолговатой формы, - если потянуть вниз за кольцо, то яйцевидный фонарь подымается и сама лампа спускается: можно ее заправлять»[1].

Семья Василия Сергеевича Астафьева в парадной гостиной своего дома в Хвалынска. На потолке - будуарный фонарь с функцией основной люстры. Нач. ХХ в.
Семья Василия Сергеевича Астафьева в парадной гостиной своего дома в Хвалынска. На потолке - будуарный фонарь с функцией основной люстры. Нач. ХХ в.

Также расширялся функционал фонаря и его могли уже использовать как основной источник освещения, применяя более прозрачные материалы и мощные источники света. Например, подобный фонарь мы видим в интерьере гостиной хвалынского мещанина – владельца кирпичного завода Василия Сергеевича Астафьева в Хвалынске.

Фонарь из моего собрания не вполне обычен. Пока мне не удалось найти аналогов. Рубиновое глянцевое стекло вырабатывали путем добавления в стекольную массу меди. Рисунок нанесен вручную, холодным способом – алмазной гравировкой. Сосновые лапы и шестигранные звезды – относят нас главному европейскому празднику – Рождеству Христову.

-3

-4
-5

[1] Конечный А. Былой Петербург. Проза будней и поэзия праздника. М., 2021.