Найти тему
Наум, приди!

Возвращение Любы, которой любовался Петров-Водкин

Контекст

Во время благоустройства на территории бывшей санаторной школы-интерната в городе Хвалынске Саратовской области, планировался снос всей исторической части, включавшей 4 здания – 3 бывших жилых дома и каменный амбар, а также планировалась зачистка бассейна фонтана, для обустройства в нем световых конструкций. В итоге три здания удалось с большим трудом отстоять, аварийное обмерили и разобрали.

Фонтан не трогали до осени. Самой примечательной его частью была скульптура девочки с бетонным кувшином на голове к которому кустарным способом была подведена труба с водой. Сама девочка была вымазана слоями краски, разукрашена до безобразия и напоминала всем своим видом наследие советской парковой скульптуры, изувеченное безвкусием 1990-х гг., когда белым статуям подрисовывали губы, подводили глаза, выделяли элементы одежды. Так и стояла эта невзрачная композиция в окружении порослей самосева, не привлекая к себе особого внимания.

Идентификация

В очередной раз меня пригласили на стройплощадку, согласовать рисунок тротуарной плитки. К этому времени чашу фонтана очистили от мусора и деревьев, в центре круга стояла «облупившаяся» девочка с полуразвалившимся бетонным кувшином.

Пробравшись к ней, удалось отколупать слой краски и увидеть под ним чугунную основу с остатками бронзовки. Более поздний кувшин, приделанный к ее голове, развалился сам собой от вибраций трубы. Ч

Подобная находка в наши дни - сродни чуду! Стало понятно, что скульптура девочки имеет более раннее происхождение, так как в советское время в парковой скульптуре использовался железобетон .

Откуда она могла взяться на территории санаторной школы?

-2
-3

В годы Великой Отечественной войны на территории северного абриса бывшей Соборной площади, где находились дома купцов Быковых и дворян Веденяпиных, работал Детский дом №1, который возглавлял выдающийся педагог и управленец Мстислав Григорьевич Ефимов. Несмотря на скромные возможности, он смог создать на территории самые лучшие условия для детей: отремонтировать корпуса, облагородить территорию, разбить огороды, создать переплетные и иные ремесленные мастерские и пр.. В альбоме фотографий Детского дома 1949 года хорошо виден фонтан с чугунной девочкой-кариатидой, поддерживающей чашу. На фонтане стоит дата 1945 год.

Воспитанники детского дома №1 у чаши фонтана запускают модель судна. 1940-е гг.
Воспитанники детского дома №1 у чаши фонтана запускают модель судна. 1940-е гг.

ВКонтакте | ВКонтакте

Откуда мог попасть это фонтан?

Нам известно только о трех фонтанах, существовавших в городе до революции.

Первый работал на Новом бульваре на Винном ключе.

Еще один – голыш, выдувавший в раковину струю воды мы знаем по описанию К.С. Петрова-Водкина в автобиографической повести «Хлыновск». Фонтан украшал дом купца Николая Михайловича Михайлова на том же Винном ключе, где прислуживала мама художника и сам он жил почти 10 лет, помогая ухаживать за садом.

Третий фонтан украшал усадьбу купца II гильдии Михаила Львовича Михайлова у Маркиной горы. Михайловы были близкими родственниками и принадлежали влиятельнейшему городскому клану.

В альбоме известного саратовского фотографа Петра Павловича Пятницкого «Воспоминания о Хвалынске» 1874 года, имеются снимки дома М.Л. Михайловаи и сада с фонтаном при этом же доме. Именно на нем и запечатлена девочка-кариатида, попавшая позднее на территорию детского дома.

Таким образом, найденной скульптуре по меньшей мере 150 лет.

-5

Бытование

В 1860-е гг. Михаил Львович Михайлов построил свой особняк. От западной стены дома по Маркиной горке до Малой Репьевской карабкался огромный сад Михайлова с тропинками убранными битым кирпичом, с чугунными скамейками, беседками, оранжереями с ананасами и персиками… пальмами. Сад был главным детищем Михаила Львовича и хвалынской диковинкой.

С западной стороны к дому примыкала двухэтажная деревянная веранда, на которую можно было выйти и со второго, и с первого этажей. А прямо перед верандой находился этот чудо-фонтан. Михаил Львович очень много делал для развития нашего города. Бился за проведение к Хвалынску железной дороги, хотел мост через Волгу построить и пр. Но не свершилось.

Сад Михаила Львовича Михайлова под Маркиной горкой.                                                     Хвалынск, 1873 г. Фотограф П.П. Пятницкий
Сад Михаила Львовича Михайлова под Маркиной горкой. Хвалынск, 1873 г. Фотограф П.П. Пятницкий

Несмотря на 2 брака, своих детей у него не было.

После смерти Михайлова в 1893 году, особняк перешел его племяннику и тезке Михаилу Алексеевичу Радищеву.

В 1918 году на основе богатейших собраний и библиотеки Радищевых был основан Хвалынский краеведческий музей.

Огромный сад был разделен на участки и застроен. Видимо, нищета и классовые излишества, не позволяли заняться благоустройством музейной территории. Фонтан оказался ненужным, а его скульптурную композицию забрал на новое место М.Г. Ефимов.

Сюжет

Оригинальная композиция девочки-кариатиды, символизирующая «любовь», была создана французским художником, скульптором-литейщиком и кузнецом Жан Жаком Дюселем (1801 – 1877). Образ юной, нежной, хрупкой и одновременно сильной девочки.

-7

-8

Иллюстрации каталога чугунных изделий
Иллюстрации каталога чугунных изделий

Кариатиду могли использовать под кашпо, под чашу фонтана. Сюжет получил широкое распространение в Европе в декоративно-прикладном искусстве, главным образом для украшения садов и парков, интерьеров домов.

Французские каталоги с литейными изделиями привозили и в Россию, где они творчески перерабатывались. Так, в русской версии "Любви" были частично задрапированы обнаженные части тела девочки.

Установить место изготовления скульптуры в России пока не удалось. Возможно это знаменитые чугунолитейные заводы Урала, возможно санкт-петербургские заведения, отливавшие архитектурный металл. Например, чугунолитейный и механический завод Ф. К. Сан-Галли.

Аналоги

Кариатида «Любовь» из Хвалынска это одна из частей фонтана, которую можно было заказать отдельно, либо докомпановать различными деталями: пьедесталом, дополнительными украшениями – головами фавнов, херувимов, лягушками, орнаментами, чашами. Все эти детали можно было выбрать в специально изданных каталогах.

Во время исследования удалось найти «родную сестру» Любы – фонтан из Владимирского сада соседнего Ульяновска (Симбирска). Известно, что сад был открыт в 1873 году, как предполагают краеведы, фонтан был запущен в это же время. Собственно, снимок Пятницкого в саду Михайлова сделан примерно в это же время.

Люба в Ульяновске.
Люба в Ульяновске.

Сестра - близнец хвалынской Любы из Ульяновска
Сестра - близнец хвалынской Любы из Ульяновска

В 1980-е гг. старый фонтан в Ульяновске демонтировали, чугунные детали валялись в отвале, пока их не спас сердобольный горожанин. Около 40 лет они пролежали у него в гараже, пока он не вернул их городу с целью восстановления. Летом 2012 года симбирскую Любу отреставрировали вернули к жизни исторический фонтан.

Хвалынская кариатида из Михайловского сада была благополучна демонтирована и передана на хранение в Хвалынский краеведческий музей. Собственно, туда, откуда она была вывезена в 1940-е гг.

Уникальный объект, требует исследований с целью возможной реставрации или изготовления копии для последующего восстановления исторического фонтана.

Во всяком случае он не оказался в отвале, на пункте металлоприемки или в руках скупщиков старины. Теперь у Любы есть все шансы вернуться в пространство города со всей своей богатой историей. Трудно представить, но ею любовались семейства купцов Михайловых, Радищевых и их гости, среди которых абсолютно точно был и выдающийся русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Сюжет о находке на региональном ТВ.