«Искусство нельзя свести к политике, но это не означает, что оно может политики избежать» — основная мысль и идея, красной нитью проходящая сквозь всю книгу. Я все, конечно, понимаю, но столько политики — это перебор, даже если вплетена она в историческую канву и элементарно репертуар Большого во всем известные времена зависел от «вкусов» Сталина и был идейно выверенным.
📚 Саймон Моррисон «Большой театр. Секреты колыбели русского балета от Екатерины II до наших дней»
Существует распространенное мнение, что непошто всяким иностранцам пытаться писать о России (про наших авторов, пишущих про условный Стамбул такого почему-то не говорят).
Я это мнение не разделяю, но все равно возникает вопрос, кто же такой этот Саймон Моррисон, что даёт ему право «лезть» в русское искусство, да ещё и такое знаковое, как балет. Русский балет в Большом театре.
Оказывается, помимо того, что он писатель, профессор музыки Принстонского университета, знаменитый лектор и оратор, Моррисон — исследователь музыки и балета ХХ века. Музыки французской, русской и советской. Включая тот факт, что Моррисон переводит свои архивные балетные находки в новые постановки. И, что уж совсем неожиданно — он один из крупнейших в мире специалистов по творчеству Сергея Прокофьева! У него даже есть книга, переведенная на русский «Лина и Сергей Прокофьевы. История любви». Я её не читала, ничего сказать не могу, но уверена, что искусство границ не имеет.
В конце своей работы Моррисон выражает слова благодарности за помощь. И почти все они обращены к российским специалистам — архивистам, историкам искусства, музыковедам, критикам и даже родственнице представителя старинного легендарного балетного рода. Вообще книга получила широкое признание и даже вошла в шорт-лист Книжной премии Пушкинского дома в Лондоне.
Что же пишет Моррисон о Большом и о балете в частности:
- История (именно история в плане истории в глобальном смысле) главного театра страны. Становление от императорского периода до нынешних дней. История здания, история руководства, история ведущих солистов.
- Тут можно найти такие, например, имена, как Екатерина Санковская, Матильда Кшесинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Гельцер, Ольга Лепешинская, Николай Цискаридзе и печально известный Сергей Филин. Чайковский, Прокофьев. «Сильфида», «Баядерка», «Дон Кихот» и «Щелкунчик». Также много имён из другой области: от царей до Ленина с большевиками и даже Путина.
Что не понравилось: эта самая политизированность.
Ну очень её много, прямо через край. Уверена, что без этого можно было обойтись. Да, конечно, в советские времена не только театр, но и другое искусство (кино, литература и так далее) было идейно выраженными. Хочешь, чтобы тебя смотрели/читали/слушали, делай так, как скажут, а не так, как хочется. Но автор на этом не останавливается. И рассказывает, что даже Дмитрий Медведев на открытии Большого после ремонта вежливо аплодировал всему, кроме романса Пушкина на музыку Рахманинова в исполнении Натальи Дессе, так как речь там «про отношения Грузии и России».
«... возвели строение на клочке земли недалеко от Кремля; находившиеся рядом здания молодого театра и правительства пережили немало катастроф. Учитывая, что в России политика может быть настоящим театром, а театр непосредственно участвовать в политике, факт их соседства не кажется необычным».
Саймон Моррисон
Тем не менее, если это откинуть и не бросить чтение, споткнувшись на первых же страницах о такие вот выводы, то можно подчерпнуть много интересного:
- Занимательные подробности о «Лебедином озере», культовом балете, который после выхода едва ли не освистали и о случившемся скандале после постановки Григоровича.
«Балет получил известность только после нескольких переработок: сначала в Большом в Москве и Мариинке в Санкт-Петербурге, затем во всем остальном мире. Спектакли под названием «Лебединое озеро», идущие в мировых театрах, представляют собой обособленную, абстрактную версию того, что придумали Петипа, Иванов и Горский; Чайковский, Минкус и Дриго; Собещанская, Леньяни и Кшесинская».
Саймон Моррисон
- Пикантные подробности жизни балерин. Скандалы, интриги, расследования и цыплята, выпущенные под ноги сопернице прямо во время выступления.
- Факты из балетного мира, которые точно вам понравятся, если вы интересуетесь театральным искусством. Например, о Санковской:
«До неё танец на пуантах или на кончиках пальцев ног считался акробатическим элементом, изобретенным итальянскими гимнастами и перенятым в качестве выразительного средства такими французскими танцовщицами, как Фанни Биас и Женевьева Госселе».
Саймон Моррисон
- Или искусством в принципе, потому как, например, работа 1876 года Эдгара Дега «Балетная сцена из оперы Мейербера "Роберт- дьявол"» — это же не просто так, это из жизни театра.
Я не знаю, рекомендовать, или нет. С одной стороны, весьма занимательное чтение, с другой — часто натыкаешься на то, чего не хочешь видеть в книге по искусству. Если умеете осеивать шелуху, добро пожаловать в мир Большого театра.