Найти в Дзене
Nadin Agapova

«Здравствуйте! Меня Даша Мухина зовут»

Часть II Начало знакомства с Дашей читайте тут. - Даша, если бы ты писала автобиографию, то сколько бы глав в ней было, и как бы они назывались? - В London Business School у меня был предмет Biography. Мы рисовали события своей жизни на диаграмме, где на одной оси координат временные периоды, а на другой – эмоциональное состояние. Если использовать этот подход, я бы выделила три главы. Первая глава – это школьная пора. Этот период был эмоционально тяжелый, и я не понимала, почему мне плохо. В школе было слишком много правил. Я скептически относилась к большей части преподавателей. Второй момент – ты должен быть как все, тебе навязывают, что писать в сочинениях, что не писать. К тому же, я интроверт. Но поняла это, когда 20 лет спустя училась в Лондоне. Я захожу в аудиторию и хочу спрятаться под стол... Такое же чувство я испытывала в школе. Я просто не могу находится с таким количеством людей в одном помещении. Плюс задают вопросы, нужно публично выступать, и это вызывает жуткий диском

Часть II

Начало знакомства с Дашей читайте тут.

- Даша, если бы ты писала автобиографию, то сколько бы глав в ней было, и как бы они назывались?

- В London Business School у меня был предмет Biography. Мы рисовали события своей жизни на диаграмме, где на одной оси координат временные периоды, а на другой – эмоциональное состояние. Если использовать этот подход, я бы выделила три главы.

Первая глава – это школьная пора. Этот период был эмоционально тяжелый, и я не понимала, почему мне плохо. В школе было слишком много правил. Я скептически относилась к большей части преподавателей. Второй момент – ты должен быть как все, тебе навязывают, что писать в сочинениях, что не писать. К тому же, я интроверт. Но поняла это, когда 20 лет спустя училась в Лондоне. Я захожу в аудиторию и хочу спрятаться под стол... Такое же чувство я испытывала в школе. Я просто не могу находится с таким количеством людей в одном помещении. Плюс задают вопросы, нужно публично выступать, и это вызывает жуткий дискомфорт. Помню, в 11 классе иду из школы домой, а мне навстречу –девочка, класс первый. И у меня мысль «Бедный ребенок, ей еще десять лет мучиться». Вот мои ощущения от школы. И теперь представь, десять лет плохо, но, чтобы стало хорошо, нужно сначала опуститься на самое дно. И я эмоционально грохаюсь на дно… После школы я успешно не поступила в МГИМО и два года провела в Саратове. Это первая глава моей жизни – «Я на дне».

-2

- Даша, расскажи про поступление и Саратов чуть подробнее. Помню, как после 11 класса ты «потерялась». Никто не знал, где ты. Мы даже с девочками шутили, что напишем на программу «Жди меня».

- Я сдала первый экзамен с минимальным проходным баллом. Меня допустили к следующему экзамену. В этот момент мама говорит: «Маловероятно, что ты поступишь в МГИМО. Ты потеряешь год». Она меня убеждает забрать документы, и я еду в Саратов. И провожу там два года в университете. Это событие, после которого я перестала вообще спрашивать чьих-либо советов и более того, им следовать. Я эти годы все равно потеряла. Эти два года мне ничего не дали. Это была глубочайшая травма. Я жалею, что забрала документы из МГИМО, потому что это было не мое решение. И оно у меня осталось осадком.

- Если бы у тебя была возможность вернуться назад, ты бы пробовала поступать до конца?

- У меня классная жизнь, я точно не хочу возвращаться и что-то менять, все происходит так, как происходит. Я – фаталист. Это был очень мощный для меня жизненный урок. Никаких советов по жизни ни от кого. С тех пор, решения относительно своей жизни я принимаю самостоятельно. Родители меня учили – последствия нести тебе. Так вот если я их несу, я буду и принимать решения. Само ощущение, которое остается после того, как выбор за меня сделал кто-то другой, для меня деструктивно.

-3

- А дальше после двух лет в Саратове?

- В один день я собрала сумку. Родители спросили: «Ты куда?». Я говорю: «В Москву уезжаю, в университет поступать». Поступаю случайно в «Высшую школу экономики», о которой узнаю за два часа до поступления. Вступительные экзамены на тот момент уже закончились, это был август.

- То есть, когда ты ехала в Москву, ты не знала, куда будешь поступать?

- Нет, не знала. Я приехала в столицу и пошла в один университет, в другой. Мне сказали, попробуй в «Вышку» и объяснили, как добраться. Через 15 минут общения с деканом, меня взяли на второй курс. Тут начинается вторая глава моей жизни – воплощение моих детских мечт: закончить в Москве университет, устроиться на крутую работу. Этот период тоже длился около 10 лет.

- Во второй главе уже появляется драйв и удовольствие от жизни?

- Помню, как учась в университете, решила устроиться на работу. Мне же надо где-то реализоваться! Я была единственным студентом в «Высшей школе экономики», который работал. Потому что в «Вышке» это было запрещено. Я случайно устраиваюсь в какое-то информационное агентство, пишу статьи на тему финансов. Тогда министром финансов был Алексей Кудрин. Я его никогда не видела. «Мне нужно с Кудриным познакомиться!», - говорю я себе, живя в общаге, учась на последнем курсе универа. И через неделю я с ним знакомлюсь! Подхожу к нему и говорю: «Здравствуйте, меня Даша Мухина зовут». Это такой лайфхак, когда тебе от человека что-то нужно, хочешь поставить его в тупик. Подходи и уверенно говори: «Здравствуйте, меня Даша Мухина зовут». Человек (особенно нашей советско-российской ментальности) сразу начинает думать: «Что это значит? Я ее должен знать? Мне про нее что-то говорили? Наверное, она от кого-то...». И пока у него в голове идет поиск ответов на все эти вопросы. Я успеваю сказать все, что мне надо. И спрашиваю: «Вы согласны?». Ответ: «Согласен…». И иду дальше по своим делам.

Д. Мухина и Е.Миронов. Не Кудрин, конечно, но подход к знакомству вы поняли
Д. Мухина и Е.Миронов. Не Кудрин, конечно, но подход к знакомству вы поняли

- Отличный прием, надо попробовать)) Как у тебя сложилась жизнь после универа?

- Я устроилась на работу в Pricewaterhouse Coopers. Были командировки в нефтяные города: Ханты-Мансийск, Нягань, Тарко-Сале. И вот где-то на протяжении 10 лет, я в этом потоке, строю какую-то карьеру… А в 30 лет в один день я развелась со своим первым мужем, позвонила на работу и сказала: «Я ухожу». Я поняла, что в один день осталась без всего. У меня ни семьи, ни работы, ни состояния. Я опять упала на дно. Не то чтобы я сама в один момент все разрушила, в последние годы все к этому шло. Если ты вовремя не слышишь, не улавливаешь, что происходит, оно потом все равно все отпадает. Более того, я весь этот период жила с ощущением, что жизнь начнется чуть позже: вот еще вот это сделаю, вот тут доработаю, а потом начну жить. Несмотря на весь темп, было ожидание – все должности заполучу и потом буду жить. Я поняла, что так больше нельзя. То есть я 10 лет все откладывала, что я стану взрослой, крутой. А этого не случилось, и я все потеряла. И у меня вообще ничего нет… С того момента я начала задумываться, что делала, зачем? Кто я есть, какие я делаю осознанные выборы? Не такой выбор, чтобы себя показать, а для себя. С этого началась третья глава – она про жизнь для себя. Внутри, конечно, есть разные подглавы. Попытки хотя бы понять себя, в каком обществе я выросла, что мною двигало тогда, какие у меня есть травмы, плюсы – это про последний период.

- Давай вернемся в школьные годы. Я помню свой шок, когда в 10 классе узнала, что ты живешь одна? Как это отразилось на твоем характере?

- Да, я с 5 по 11 класс жила одна. Мама в Москве была, у папы своя жизнь. У меня не было проблем с самодисциплиной. Я начала работать очень рано, обеспечивать себя. Потом я попала в большой бизнес и M&A сделки. Но обратная сторона этого – я пропустила детство.

детское фото из личного архива Даши
детское фото из личного архива Даши

Мне очень рано в детстве, в 5 лет, было сказано: «Ты взрослая, ты несешь сама ответственность за свои поступки! Не будешь учиться – будешь свиней пасти». Я по адаптации к жизни стала взрослой. То есть я как будто всегда была взрослая, с самого детства. И многие мои психологические травмы связаны с тем, что у меня совсем не было детства. И я всегда думала, вот сейчас что-то случится, и я с этим один на один. Это меня воспитало, я всегда готова к любой ситуации, но при этом я все время в тревоге, у меня нет опоры, нет тепла, любви, у меня нет места, куда могу прийти, сказать… Это часть той проблемы, с которой я живу. Последние 10 лет я с этим работаю.

- А ты счастлива?

- Да. Я ценю то, что у меня есть, я благодарна жизни за все, что у меня есть и в следствии этого, я счастлива. У меня есть ценность жизни. Буддийские монахи говорят – сначала будьте благодарны, чтобы быть счастливым. Сломанная концепция – я сначала буду счастливым и за это буду благодарен жизни. Вот так оно не работает.

- Даша, ты всегда была перфекционистом. Важно было быть первой, лучшей. Это до сих пор так?

- Да. Перфекционизм остался, но я ни с кем не конкурирую, не стремлюсь быть лучше кого-то. У меня в команде работали люди, и каждый из них в 10 раз лучше меня по отдельному выбранному направлению. В моей работе невозможно быть лучшей. Тут нет с кем сравнивать. Но мне понравился один комментарий – откуда этот перфекционизм? Есть теория, что это неуверенность в себе. И бороться с этим нужно через снятие «короны». Например, я что-то сделала, и все должны упасть от восторга. И если случается ситуация, когда я что-то сделала и это просто окей, то начинается самобичевание. Нужно учиться принимать, что какие-то вещи я могу делать просто обычно. Это не означает, что я их делаю плохо или спустя рукава. И это точно не делает меня хуже.

- У тебя получается снимать «корону»? Она вообще мешает? Может и пусть украшает голову?

- Я с этим работаю совсем недавно. «Корона» эмоционально истощает. Эти эмоциональные качели, то ты звезда, то ты жертва, то ты на коне, то ты на дне. Хочется энергию тратить на создание.

- Расскажи о достижениях, которыми ты гордишься?

- Очень сложный вопрос… Многое чем, я занимаюсь, я делаю классно. Например, в 30 лет я начала заниматься спортом с индивидуальным тренером. До это времени я и физкультура были вещи несовместимые. Оказалось, что у меня есть и гибкость, и сила, более того, я не напрягаюсь. Я занимаюсь работой, я классно это делаю. У меня в работе давно нет должностей, я просто – Даша Мухина. Я очень круто вожу автомобиль. Меня учил папа. Я кайфую от этого процесса. Все что я делаю – все классно. Но не могу сказать, что горжусь этим. Мне кажется, что мне все достаточно легко дается. Мне это нравится, нет большого преодоления для достижения результата. Нет такого, что мучилась, страдала…

- То есть гордиться можно только тем, что добивался с трудом?

- Нет, это искаженное мое внутреннее восприятие. Гордиться можно много чем. Но советское воспитание, что ты должен преодолеть, тогда ты молодец. Поэтому я не могу сказать, чем я гожусь. Оно ж само как-то (смеется). В общем, над этим мне еще нужно поработать, чтобы сформулировать, чем я горжусь. К чему я пришла: я ценю жизнь, ценю, то, что у меня есть, свое тело, мозг, людей, которые вокруг. Достижение – что я научилась ценить то, что у меня есть.

- А в чем твоя слабость?

- В моих сильных сторонах. Я независимая, в сложной ситуации, соберусь и сделаю и тд. … это все имеет обратную сторону: я жесткая, могу обидеть людей, могу сжечь мосты. Я не знаю, как правильно попросить помощи. Слабости мои в том, что я всегда хочу быть сильной. Но надо еще и уметь снимать «корону». Да, «корона» все-таки мешает. Она помогает, добиваться, решать, ценить, видеть и тд. Но она мешает проявляться другим сторонам.

-8

- Что в жизни главное?

- Для меня - свобода принятия решений. Мне важно быть независимой. Я недавно пересматривала «Гарри Поттера» и задумалась, почему он был неуязвим? Потому что мама защитила его своей любовью. Я вообще не про романтику. Но это и есть моя проблема. Любовь действительно меняет людей, создает, защищает, делает их сильными. Когда Гарри Поттер знает, что его любят безусловно, не потому что он хорошо учится, прибрался дома или еще что-то. А просто за то, что он – это он. Он знает, что он в любой ситуации в безопасности, у него есть мега защита – любовь мамы. В моей жизни, мне никто этого не показывал, не учил. Строгое воспитание сделало меня очень сильной. Но в то же время, это сделало меня уязвимой. Так вот я начинаю догадываться, не про себя, а в целом, что любовь – это очень крутой инструмент, с которым можно пройти по жизни. К сожалению, у меня его не было. Иногда я думаю, если бы у меня было, условно, как у Гарри Поттера, и мне не надо было бы ни тревоги, ни «короны». Ведь «корона» откуда? Потому что дома любить будут, только когда принес самое лучшее. И вот этого всего не надо было. А можно было бы делать все из кайфа, из удовольствия.

15.12.2023г.