Найти тему
Русская и мировая живопись

Подборка зимних картин русских художников XIX века

Сегодня предлагаю вашему вниманию подборку зимних картин русских художников XIX века. Данная подборка картин - это мой выбор, картины мне нравятся тем как художники своими тончайшами проработками цветовых соотношений представляют нам красоту зимы, снега, воздуха и солнца, передают свое настроение...

Иван Иванович Шишкин 
"Зима в лесу (Иней)", 1877.  Национальный музей «Киевская картинная галерея»
Иван Иванович Шишкин "Зима в лесу (Иней)", 1877. Национальный музей «Киевская картинная галерея»

Иван Иванович Шишкин "На севере диком… ", 1891. Холст, масло. 161 × 118 см. Киевская картинная галерея
Иван Иванович Шишкин "На севере диком… ", 1891. Холст, масло. 161 × 118 см. Киевская картинная галерея

В начале 1890-х годов И.И.Шишкин создал несколько выдающихся произведений и среди них "На севере диком...". Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над далью северных лесов, исчезающих в темноте зимней ночи. Только снег на сосне сияет в лунном свете. Неожиданные контрасты, концентрированность внимания на одном дереве, резкая синева говорят о смелости исканий художника.

Зимний пейзаж. 1876. Холст, масло. 22 x 17 см. Частное собрание. Айвазовский Иван Константинович, 1817 - 1900
Зимний пейзаж. 1876. Холст, масло. 22 x 17 см. Частное собрание. Айвазовский Иван Константинович, 1817 - 1900

Иван Константинович Айвазовский, "Зимний обоз в пути", 1857, х.м.
Иван Константинович Айвазовский, "Зимний обоз в пути", 1857, х.м.

С виртуозностью исполнения световоздушной среды и мягкостью тоновых переходов Айвазовский представил русскую зиму светлой и прекрасной в картине "Зимний обоз в пути". В композиции нет яркости цвета, игры контрастов, свойственных морским пейзажам мастера. Её главным достоинством является тончайшая проработка цветовых соотношений.

Ледяные горы в Антарктиде. 1870. Холст, масло. 110 x 130 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского.                           Айвазовский Иван Константинович, 1817 - 1900
Ледяные горы в Антарктиде. 1870. Холст, масло. 110 x 130 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского. Айвазовский Иван Константинович, 1817 - 1900

Айвазовский исполнил картину "Ледяные горы" в честь 50-летнего юбилея открытия русскими мореплавателями Антарктиды. В январе 1820 года два легких трехмачтовых парусных шлюпа "Восток" и "Мирный" под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена и лейтенанта М.П.Лазарева после полугодового плавания по Атлантическому и Тихому океанам подошли к Антарктиде.

Иван Андреевич Пелевин (1840 - 1917): «Дети в санях», 1870. Холст, масло. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств
Иван Андреевич Пелевин (1840 - 1917): «Дети в санях», 1870. Холст, масло. Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств

Арсений Иванович Мещерский "Зимний вечер в лесу", 1884
Арсений Иванович Мещерский "Зимний вечер в лесу", 1884

Картины Мещерского пользовались большим успехом у современников. Журналы посвящали им хвалебные, а нередко и восторженные строки. П.М.Ковалевский в 1860 году писал в "Современнике" о пейзажах Мещерского: "...сколько в них свежести и живой поэзии. Как много воздуха, прохладной растительности и света!".

Юлий Юльевич Клевер (1850–1924), "Зимний закат в еловом лесу", 1889. Холст, масло
Юлий Юльевич Клевер (1850–1924), "Зимний закат в еловом лесу", 1889. Холст, масло

Пейзажи Юлия Юлиевича Клевера пользовались исключительно широкой известностью. Тысячи репродукций с его многочисленных картин расходились по стране, далеко за пределы Петербурга, в котором он постоянно работал. "Его имя известно не только всему миру художников и следящим за русским искусством, но и в глухой провинции и даже в деревне" - так писали в дни 50-летия творческой деятельности мастера в 1922 году.

Юлий Юльевич Клевер "Лесорубы возвращаются домой", 1917
Юлий Юльевич Клевер "Лесорубы возвращаются домой", 1917

Николай Алексеевич Касаткин, "Соперницы", 1890. Холст, масло. 71x106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Николай Алексеевич Касаткин, "Соперницы", 1890. Холст, масло. 71x106 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина Касаткина — это рассказ о русской деревне, о русской зиме, о красоте русских девушек. В картине тонко переданы зимнее свинцово-синее облачное небо и чистая белизна снега.

Якунчикова (Вебер) Мария Васильевна (1870 - 1902), "Москва зимой. Вид из окна на улицу Средняя Кисловка", 1889, холст, масло⠀36,8 х 32,7, частная коллекция⠀
Якунчикова (Вебер) Мария Васильевна (1870 - 1902), "Москва зимой. Вид из окна на улицу Средняя Кисловка", 1889, холст, масло⠀36,8 х 32,7, частная коллекция⠀

Несомненное влияние на развитие Якунчиковой оказал В.Д. Поленов, от которого она заимствовала технику пленерной живописи. Верная изучению законов природы, именно из них она исходила в своём глубоко эмоциональном творчестве. В произведениях Якунчиковой очень редко изображён человек, но вместе с тем его чувствуешь в ее одухотворенных пейзажах.

Вильгельм Карлис Пурвитис (1872 - 1945) — латышский художник-пейзажист, академик Императорской академии художеств.⠀     «Зима», 1910, масло, картон, 71х101 см⠀      Музей изобразительных искусств Латвии,⠀Рига⠀
Вильгельм Карлис Пурвитис (1872 - 1945) — латышский художник-пейзажист, академик Императорской академии художеств.⠀ «Зима», 1910, масло, картон, 71х101 см⠀ Музей изобразительных искусств Латвии,⠀Рига⠀

Картина «Зима» — одна из самых известных работ художника Пурвитиса, один из самых впечатляющих зимних пейзажей. Просто, но убедительно.

Михаил Маркианович Гермашев (1867 ―1930) ― русский художник-пейзажист, иллюстратор детских книг.⠀"Снег выпал", 1897, холст, масло, 91х127 см⠀Третьяковская галерея, Москва⠀
Михаил Маркианович Гермашев (1867 ―1930) ― русский художник-пейзажист, иллюстратор детских книг.⠀"Снег выпал", 1897, холст, масло, 91х127 см⠀Третьяковская галерея, Москва⠀

В 1897 году картина Гермашева «Снег выпал» получила премию имени Н.С. Мазурина «за жанр из русского быта», а сам художник - вознаграждение в размере 200 рублей. Вскоре, в апреле 1898-го, Третьяков приобрел ее у художника за 300 рублей.

Алексей Степанович Степанов (1858 - 1923) "Лоси", 1889 ⠀Холст, масло, 47.8 х 80.8 cм ⠀Третьяковская галерея
Алексей Степанович Степанов (1858 - 1923) "Лоси", 1889 ⠀Холст, масло, 47.8 х 80.8 cм ⠀Третьяковская галерея

"Лоси" – еще одна картина, увековечившая имя Степанова в русской живописи. Картина была показана в 1889 году на XVII выставке Товарищества передвижников. Она покорила всех оригинальностью сюжета и свежестью трактовки. "Интересная, поэтическая и очень оригинальная вещь Степанова "Лоси едят сено зимой", - писал жене В.Д.Поленов. И тогда же с выставки ее приобрел Павел Михайлович Третьяков.

Сергей Васильевич Иванов (1864—1910) — русский живописец, академик Императорской Академии художеств.⠀"Семья", 1907⠀Холст, масло, 152 х 239 см⠀Третьяковская галерея, Москва⠀
Сергей Васильевич Иванов (1864—1910) — русский живописец, академик Императорской Академии художеств.⠀"Семья", 1907⠀Холст, масло, 152 х 239 см⠀Третьяковская галерея, Москва⠀

Одна из наиболее известных работ Иванова исторического жанра — «Семья. В гости». Мастер выбрал здесь излюбленный прием — передачу человеческих фигур на светлом фоне. С легкой иронией он изобразил важно идущую по снегу большую семью. Но в том, как переданы отдельные персонажи (например, юная девушка в белом нарядном полушубке, величественный бородатый старик — глава семьи), костюмы и детали, чувствуется искренняя авторская симпатия к героям.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.