Найти тему

Скорбная птица несёт наших братьев домой. Почему самолёты, вывозившие российских воинов из Чечни и Афганистана называли "Чёрный Тюльпан"?

Оглавление

Афганская и Чеченские войны – это огромная трагедия для нашей страны, для нашего народа. Сейчас никто в этом не сомневается. В случае Чечни, территориальная целостность была сохранена за счёт огромного количества жизней наших парней и эту утрату мы до сих пор не начали осознавать. В Афгане ситуация была совсем иная, но, вы и без меня это знаете.

Но время пройдёт и нам придётся это осмысливать, придётся вновь ставить под сомнение вообще всё и учиться на своих ошибках. Эта война породила большое количество мифов, историй, подвигов и всего прочего и о многом интересно читать и узнавать. Это часть истории нашей страны, отворачиваться от неё мы не должны.

Наверное, многие слышали душераздирающую песню Розенбаума «Чёрный Тюльпан». В ней он поёт: «скорбная птица через границу к русским зарницам несёт наших братьев домой».

О чём же эта песня? Что это за птица «Чёрный Тюльпан»? И какая трагическая страница нашей истории с ней связана. Попробую рассказать вам об этом без утайки. Историю нужно знать и помнить о ней.

Ан-12

Такое по-своему романтическое название «чёрный тюльпан» принадлежит советскому самолёту Ан-12 и дали это название ему простые солдаты. Для них это был не просто самолёт, ведь на родину он возил не только живых. Впрочем, давайте по порядку.

Этот самолёт был сконструирован еще в 1955 году в Киеве и под начальством конструктора Антонова через 2 года он отправился в свой первый полёт.

За это, к слову, Антонову дали премию и переименовали завод в его честь.

Дело в том, что этот самолёт был практически универсален для вооруженных сил. 4 двигателя, взлётная масса в 61 тонну. Всё это позволяло использовать его практически везде, начиная от перевозки грузов, заканчивая экстренными операциями по спасению. К тому же его активно использовали ВДВ.

Менее чем за 15 лет было выпущено более 1200 самолётов, но по-настоящему показали они себя в Афганской войне.

-2

Афганская война

Данный самолёт активно использовался для всевозможных военных задач сразу после начала конфликта в 1979 году. Но самой знаковой функцией этой машины стала отнюдь не переброска военной техники.

Самым важным его назначением, по крайней мере для наших солдат, стало то, что он регулярно отправлял на родину «груз 200». Первым из всех, кто попал на такой рейс стал подполковник Александр Войтов. Увы, в дальнейшем количество лишь увеличивалось. Естественно, этот самолёт воспринимался как некий проводник, чуть ли не Харон из древних мифов. И попадать туда никто не хотел.

У появления названия есть две основные версии. По одной из них это связано с название с ташкентским ритуальным бюро. Там изготавливали те самые «цинковые коробки», в которые попадали наши парни. Сначала название «Чёрный Тюльпан» прижилось за моргами, а затем и за Ан-12.

Но есть и другой вариант. Это связано с оформлением военных газет в Афганистане. Там, публикуя некрологи, их обрамляли изображением чёрных тюльпанов. И для того, чтобы моджахеды знали, что этот самолёт обстреливать ни в коем случае нельзя, наши военные и рисовали эти чёрные тюльпаны на борту.

Отправка домой

Как бы ни было сложно на фронте, к отправке бойцов на Чёрном Тюльпане подходили со всей ответственностью и трепетом. Руководству, да и самим военным было очень важно, чтобы ни один наш солдат не остался лежать в Афганистане. Важно, чтобы он долетел до родственников.

-3

Всего за годы войны на этом самолёте отправили 15 тысяч военных. И это большое число, ведь мало того, что в самолёт вмещалась не так много ящиков, так ещё и нужно было место для сопровождающих. А остановки были во многих городах в разных точках СССР.

Это стоило больших денег армии и советскому руководству. Но мы все понимаем, что человеческое отношение к своим товарищам стоит дороже любых денег.

А отправка всегда сопровождалась церемонией. Ушедших старались, по возможности, одевать в парадную форму, но не всегда это удавалось. А после погрузки на борт выпускали пушечный залп, чтобы почтить их память.

К слову, о Розенбауме, которого я процитировал в самом начале. Написал он эту песню потому, что сам однажды стал свидетелем такой погрузки, что не могло не оставить следа на душе у человека. Сейчас эта песня является крайне важной для ветеранов-афганцев и постоянно исполняется на встречах.

Во многих городах памятники, посвящённые ветеранам афгана тоже носят название «Чёрный Тюльпан».

-4

Чечня

Как бы ни хотели наши военные забыть обо всём этом ужасе, никогда больше не видеть погрузки на Чёрный Тюльпан, судьба распоряжается иначе. И вот уже скоро начинается Чеченская кампания.

Там этот самолёт также исполнял свой долг по перевозке солдат, но культовым он стал именно благодаря афганской кампании. Тем не менее, строя памятники этому самолёту всегда упоминается, что работал он как в Афганистане, так и в Чечне.

«Груз 200»

Есть такой фильм Балабанова как «Груз 200», наверняка вы о нём хотя бы слышали. И очень часто его критикуют за излишнюю жестокость и так далее. Впрочем, это не относится к теме нашего разговора. Дело в том, что Балабанов тоже прошёл через афган и тоже побывал на Чёрном Тюльпане в качестве сопровождающего.

На фронте он практически не бывал в горячих точках и прямых столкновениях. Однако он многократно находился внутри этого злосчастного самолёта, слушал рассказы бывалых военных и перенёс весь этот натурализм в свои фильмы.

Наверное, одного полёта в окружении цинковых ящиков будет достаточно, чтобы навсегда возненавидеть войну и все, что с ней связано.

-5

Как видите...

Как вы видите, эта тема очень сложная, очень тяжёлая и, будем честны, хотелось бы, чтобы мы о ней никогда не вспоминали. Тем не менее это наша история, то, что было и что забывать никак нельзя. Нужно помнить подвиги наших парней, подвиги всех тех, кто положил жизнь за родину, это основа, на котором должна строиться любовь к стране.

Знаете ли вы какие-либо истории про Чёрный Тюльпан? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал!