Найти в Дзене

Уцелевшие. Часть 4. «Курортный романс»

(книга «Больше, чем тире»)

Скромные и влажные надежды курсантов, что практика сможет заиметь курортный оттенок, в принципе, оправдались. Ну, правда, случались некоторые служебные нюансы и лёгкие «шероховатости» вроде копания траншеи от столба и до обеда, но на фоне картины всеобщей снисходительности к юным практикантам они были безболезненны.

Как и положено для береговой части, подъём в шесть утра прохрипел по всеобщей трансляции простуженным голосом горна. И вскоре сонный топот тяжёлой яловой обуви плавно переместился из казарменного помещения на плац. Прозвучали громкие команды, и полуголые матросы - в одних только синих семейках и тяжелых ботинках побежали по плацу. Чуть погодя к топоту десятков ног присоединилась и жизнеутверждающая бравурная музыка из репродукторов. Да! В этой части жизнь будет повеселее, чем в училище - не только в выходные, но и в рабочие дни.

Курсанты уже не нежились в своих коечках. Они ёжились, нервничали, переворачиваясь с одного бока на другой и тихонечко психовали, накрывая головы твёрдыми и очень неуютными ватными подушками. Но гром победной музыки всё равно проникал под подушки и под одеяла, заставляя злиться и неистовствовать. Сон прошёл окончательно! Но курсанты – народ настырный и местами вредный, и поэтому они мужественно продолжали изображать из себя тщательно спящих.

Добрый дежурный по части, ну, тот самый каплей с автоматом в руке, не на шутку встревожился, когда по подъёму не обнаружил на плацу ни одного живого курсанта. Холодея от ужаса и недобрых предчувствий, он стремглав бросился в казарму.

Когда дверь с треском распахнулась и в курсантские палаты влетел испуганно-растревоженный дежурный по части, то к нему навстречу не спеша поднялся сладко позёвывающий дневальный и, лениво приставив лапу к уху, громким шёпотом доложил, что за время его присутствия происшествия и замечания по кубрику отсутствуют!

В ту минуту каплей много чему обрадовался. Во-первых, служба на курсантской половине худо-бедно, но всё-таки несётся. Во-вторых, весь курсантский состав присутствует в полном наличии, пускай и в виде безобразно разбросанных по коечкам тел. Ну, и самое главное, в-третьих, что в данный момент у него не оказалось в руках того самого автомата системы «Калашников», а пекаль в кобуре – не в счёт.

- А что это у вас тут происходит? – взяв себя в руки, зычным голосом прогремел дежурный по части.

Курсанты на своих коечках разом вздрогнули, словно единый организм. Койки синхронно и жалобно взвизгнули и… все остались лежать на месте. Не иначе всем вспомнился добрый анекдот про внученьку и её бабушку, которая читала на ночь сказку:

- И вот летит по небу Змей-Горыныч и зычным голосом кричит…

- Бабушка, а что такое – «зычный голос»?

- Ну, это… Э-ГЕ-ГЕЙ, ЯДРИД-АНГИДРИТ, ТВОЮ БОГА В ДУШУ МАТЬ!.. внученька…

---====----

- Ничего не происходит? – искренне удивившись, всё ещё шёпотом, произнёс дневальный.

- Подъём для кого был сыгран? Почему все в койках? Кто старший? Почему никто не вышел на физзарядку? – каплею в ту минуту автомат был без надобности. Своими каверзными вопросами он расстреливал замешкавшихся курсантов словно из революционного пулемёта «Максим».

- А ну, встать! Почему лежим? Вас что, не оповестили? – поливал очередями дежурный по части. Завидев, что курсанты не только адекватно реагируют на его вокальные экзерсисы, но и находятся в полном здравии без следов физических замечаний от старослужащих, тут же сменил гнев на милость, и продолжил, - сегодня вы прощаетесь, но с завтрашнего дня распорядок дня части вас всех касается. Так что извольте не нарушать его. Отныне подъём для вас в шесть утра.

- Есть! Так точно! Будем стараться! – горохом посыпались курсантские ответы.

- Сейчас - умываться, затем – приборка помещений, после чего в семь часов – завтрак. После этого – построение с осмотром внешнего вида. Далее в составе всей части переход в базу, в дивизион.

Дважды повторять курсантам не было необходимости, и они, поднявшись с коек, принялись исправлять нарушения утреннего распорядка дня части, к немалому удовольствию дежурного по части.

А далее было всё в точности, как и предсказал каплей. Приборка, завтрак, построение с осмотром формы одежды и прогулка в составе всей части до самого дивизиона ракетных катеров.

Каждому курсанту первого курса перед этой практикой ещё в училище была выдана специальная толстая брошюра, в которой по дням был расписан план постижения матросской науки. Там были и вопросы, ответы на которые надо было заносить тут же мелким читабельным почерком, даже делать зарисовки увиденного и услышанного, что касалось учебного заведования и функциональных обязанностей. Но самым главным заданием было скопировать книжку матроса «Боевой номер», в которой досконально описаны его функциональные обязанности и действия в различных ситуациях. В конце каждой брошюры было несколько листов с перечнем зачётных вопросов, которые по окончании практики должны были задавать действующие офицеры дивизиона – своеобразный итоговый экзамен под председательством старшего практики капитана 2 ранга Прудникова.

Идти до базы было недалеко – около километра. В лёгком романтическом воображении юного курсанта-первокурсника база представлялась огромной ухоженной гаванью со множеством портовых построек, ангаров и эллингов, с кранами-жирафами и большим числом грозных ракетных катеров. Но база дивизиона оказалась не такой уж и большой и сравнима разве что с их дивизионом учебных катеров в городе Балтийске, где в октябре прошлого года впервые осваивали азы шлюпочного дела.

Ракетный катер. Фото из интернета.
Ракетный катер. Фото из интернета.

Правда, вместо эллингов для шлюпок, стояли огромные складские помещения, обнесённые несколькими рядами колючей проволоки, между которыми прохаживались матросы караула с автоматами. По нашему предположению там и хранились те самые крылатые ракеты для катеров и снаряды для корабельных артустановок. Катеров тоже оказалось не так уж и много – не более десятка.

Они стояли рядом друг с другом и тихонечко чавкали друг на друга от слабого волнения моря, доходившего до небольшой прямоугольной гавани, берега которой были одеты в серый бетон. В общем, интересное местечко. Мы послонялись от одного экипажа катера к другому, выискивая себе приличное место – чтобы быть не на виду, но и не очень далеко. Так сказать, искали золотую середину. Заметив наше тревожное метание и бестолковую суету, старший лейтенант, командир одного из катеров, приказал нам построиться на шкентеле – в конце общего строя – и «не рыпаться там без команды». Вскоре бухта огласилась знакомыми позывными радиостанции «Маяк» - «Не слышны в ночи даже шорохи!»… Все в строю притихли, замерли и насторожились.

- На флаг СМИРНА! – пронеслось громкое и решительное по-над водой. Толстые белые гиперборейские чайки, которых моряки всех флотов почему-то величают «бакланами», в испуге сорвались с кнехтов, надстроек, крыш зданий и, сбрасывая на лету балласт, с томными охами и громкими неприличными причитаниями закружили над бухтой. Курсанты внимательно следили за этой морской экзотикой под пиканье точного времени, доносившееся из репродукторов.

- Флаг ПОДНЯТЬ! – заиграл горн и на боевых катерах по флагштокам поползли вверх флаги, но, увы, они не затрепетали и не затрещали на ветру: штилевая погода внесла неприятные коррективы в романтическое настроение курсантов. Так что нам осталось лишь довольствоваться разве что тревожно метущимися по небу чайками, да разводом личного состава по постам и заведованиям. Наверное, мы бы так и остались стоять ненужными никому пеньками на бетонном берегу, если бы на нас не обратил внимание тот самый старший лейтенант, который послал нас на самый шкентель строя. Он подозвал к себе мичмана и, дав необходимые распоряжения, мелкой трусцой направился к нашему строю.

- Привет, курсанты! – начал он панибратски, и добавил с нескрываемым сарказмом, - откуда это к нам таких дяденек занесло?

- Курсанты первого курса из Калининградского ВВМУ, - перед строем стоял Петя Мачковский, - прибыли на десятидневную практику.

- Ух ты! – старлей в приятном удивлении вскинул брови, - из самого Кёнига? Молодцы! А какой факультет?

- Третий!

- Отлично! Я тоже выпускник нашей системы. Два года назад. Правда, с первого факультета. Значит, сработаемся, земляки!

Курсанты слегка расслабились, воспряли духом и обрадовались, что сегодня они не будут бедными брошенными и никому не нужными сиротами. А старлей задорно продолжал:

- Мы уже все в курсе и про вас, что вы кувыркнулись в Латвии, и про вашу практику. Всё готово к обучению. Здесь у нас специальных аудиторий нет, так что будете постигать азы прямо на натуре – на боевых катерах. Учебные брошюры у вас с собой?

- Так точно!

- Вот и отлично. Сейчас распределим вас по катерам и каждому выдадим книжки «Боевой номер». Так что штудируйте их до потери пульса. Разрешается мучить вопросами и пытать матросов в плане их заведований и общего устройства катера. Это будет до обеда, так сказать теория. После обеда вас ждёт жёсткая практика…

Курсанты оживились, тут же представили себе выходы в бушующее штормовое море. Колючие солёные брызги ударяют в стальную скулу катера, на быстром ходу он вздрагивает и поднимает к небу каскад брызг, который накрывает бак, боевую рубку и всех курсантов, стоящих на рубке около эффектной визирной колонки. Кого-то сбивает с ног, но его подхватываю крепкие руки товарищей и ставят рядом с собой: «Держись!». А дальше будут ракетные стрельбы по надводным мишеням, запуски имитаторов воздушных целей и стрельбы по ним из АК-230 при помощи той самой специальной визирной колонки и…

Пуск крылатой ракеты. Фото из интернета.
Пуск крылатой ракеты. Фото из интернета.

- … будете помогать старшему боцману, Виктору Игнатьевичу, - громкий голос старшего лейтенанта отвлекает размечтавшихся было курсантов и возвращает их из страшного шторма беснующейся Балтики обратно - на теплый и спокойный бетон дивизиона, - сегодня он стоит помощником ДПЧ, а завтра он вам всем нарежет объём работы...

И мы разбрелись по катерам, согласно расписанию. После вчерашнего братания все без исключения матросы были с нами особенно приветливы и словоохотливы. Теория шла легко и непринуждённо – всё было внове и очень интересно. Мы излазили катера вдоль и поперёк. А матросы всё нам показывали и рассказывали. Даже поделились красивой и страшной легендой, что эти катера считаются на флоте морскими камикадзе. Их главная задача - выйти в море, по целеуказанию обнаружить противника и, подойдя к рубежу пуска ракет, нанести разящий массовый залп по врагу. При этом матросы с удовольствием рассказывали, вероятно зная, что этого никогда с ними не случится, что если катер сразу и одновременно жахнет четырьмя ракетами, то он тут же сгорит, как спичечный коробок. Если же катеру посчастливится выжить в этом пламенном аду, то его непременно уничтожит противник на отходе. Все эти истории курсантов волновали, мурашки бегали от пятки до темечка и приятно потягивало холодком под ложечкой от смертельных приступов боевой романтики. Это как-то организовывало и мобилизовывало на тщательное изучение катеров.

Книжка матроса "Боевой номер". Фото из интернета.
Книжка матроса "Боевой номер". Фото из интернета.

Что-то в этих байках было от правды, потому что, изучая книжку матроса – оператора пусковой шахты – курсанты наткнулись на интересную запись: «При подготовке корабля к стрельбе оператор должен через специальную дверь проникнуть из главного помещения в ракетную шахту, подключить клеммы и разъёмы согласно схеме и специальной кнопочкой с лампочкой доложить о готовности к стрельбе. После этого пробраться в конец шахты и обязательно отдраить задний люк для выхода струи стартующей ракеты. Про своевременный выход оператора из опасной шахты ничего сказано не было… Вероятно в условиях скоротечного морского боя оператор должен был героически подключить все необходимые клеммы и разъёмы, доложить о готовности ракеты к старту и мужественно не успеть сбежать из этого контейнера.

Катер с открытым лючком ракетного контейнера. Фото из интернета.
Катер с открытым лючком ракетного контейнера. Фото из интернета.

Теоретические занятия после обеденного перерыва у нас переходили в практические мероприятия. Порой нас направляли копать какую-нибудь траншею. Первый курс – святое дело – плоское каталь, круглое таскать. Но это, когда в дивизионе отсутствовал старший боцман Виктор Игнатьевич, ну тот самый, который первым встретил нас на КПП. Под его руководством мы занимались обыкновенной рутинной работой матроса: боролись со ржавчиной на катерах, занимались грунтовкой очищенного металла и последующей покраской. То есть поддерживали катера в постоянной готовности и безупречном внешнем виде. Это было на катерах в составе действующего флота, но были и другие катера, и их было большинство, которые тут же стояли рядом друг с другом - борт о борт. Они находились на консервации и дремали покинутыми и тёмными сиротами – без экипажа и ежедневного обслуживания и проворачивания систем и вооружения. На этих катерах курсанты и занимались «переконсервацией». Сначала с лееров пайольной металлической щёткой сдирали старую оружейную бумагу, потом обильно смазывали тросики густым пахучим солидолом. А уж потом наматывали на них два слоя свежей бумаги коричневого цвета и под конец намазывали на неё сверху густой солидол, словно варёную сгущёнку на батон. Получалось красиво и очень вкусно. Работа не пыльная, всегда на свежем воздухе, но немножко утомительная из-за тупого однообразия. Но за пару дней мы так поднаторели в этом деле, что у нас получалось перемотать леера на всех катерах в срок вдвое быстрее, чем предполагал наш боцман. Он просто никак не мог на нас нарадоваться. Всё ходил по палубе то одного катера, то другого, по-отечески похлопывая очередного усердного курсанта, он вздыхал и с грустью говорил:

- Ах, какие матросы пропадают! Просто чудо! Мечта, а не матросы…

Так у нас и шла практика - в лёгких заботах, в интенсивном обучении матчасти без лишней нервотрёпки и ненужных эксцессов.

Разнообразие в наши дни пару раз привносили старший практики капитан 2 ранга Прудников, от которого шарахались не только матросы (те вообще от внезапной встречи могли упасть в обморок), но и офицеры, не привыкшие к таким «высшим» чинам у них в дивизионе. С собой он привозил то майора, под подполковника в морской форме и в погонах с красными просветами. Это были представители военной прокуратуры Таллинского гарнизона. Собирали с нас свидетельские показания про аварию в письменной форме и спрашивали о самочувствии, жалобах и предложениях. А чего нам жаловаться? Да и предложить тоже особо было нечего. Всё было хорошо, спокойно и романтически курортно.

Визирная колонка. Фото из интернета.
Визирная колонка. Фото из интернета.

В качестве поощрения курсантов за их усердие и старание при консервации ракетных катеров, а также за дисциплинированность и усидчивость при изучении материальной части, командование дивизиона приняла решение провести для нас специальную экскурсию на подводные лодки, базировавшиеся в Палдиски.

К сожалению, пассажирским автобусом дивизион не располагал, но зато в его скромном автоарсенале имелись три грузовые машины. Один самосвал «ЗиЛ», бортовой грузовик «ГАЗ» без тента и стандартный фургон для перевозки хлеба.

Нас решили повезти на экскурсию именно в этой хлебовозке, и с чьей-то лёгкой руки офицеры тут же нас окрестили бандой «Чёрная кошка».

(Продолжение следует)

© Алексей Сафронкин 2023

Понравилась история? Ставьте лайк и делитесь ссылкой с друзьями и знакомыми. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации, а их будет ещё очень много. Не сомневайтесь.

Описание всех книг канала находится здесь.

Текст в публикации является интеллектуальной собственностью автора (ст.1229 ГК РФ). Любое копирование, перепечатка или размещение в различных соцсетях этого текста разрешены только с личного согласия автора.