Для начала расскажем, какие врачи вообще занимаются аутизмом.
Начнем с постановки диагноза. Официально диагноз аутизм (Расстройство аутистического спектра, РАС) в нашей стране может поставить только врач-психиатр (поставленный диагноз дает основания для определения инвалидности, получения пособий и другой социальной помощи, получения особых образовательных услуг).
Диагноз аутизм ставится на основе наблюдения за поведением, при ясной картине нарушений, свойственных РАС.
«В качестве диагностического инструмента существуют тесты, которые определяет риск аутизма, но окончательный диагноз может быть установлен только на приеме у врача-психиатра. Наиболее распространенные тесты, такие как M-CHAT-R или CARS, позволяют выявить настораживающие признаки и своевременно обратиться за помощью. Тест M-CHAT-R/F (The Modified Checklist for Autismin Toddlers, Revised with Follow-Up) – это модифицированный перечень вопросов для выявления аутизма у детей 16–30 месяцев, пересмотренный, с вопросами для последующего интервью) – обновленная версия хорошо себя зарекомендовавшего и широко используемого опросника M-CHAT. Исследования показали высокую надежность этого инструмента для определения риска аутизма», – комментирует Наталия Устинова, психиатр, доктор медицинских наук, заведующая отделом социальной педиатрии и организации мультидисциплинарного сопровождения детей НИИ педиатрии и охраны здоровья детей ЦКБ РАН.
«Но врачи-психиатры до какого-то возраста ребенка могут сомневаться аутизм это или другая задержка развития. Поэтому мы всегда рекомендуем получить второе мнение и диагностику поведения у поведенческого специалиста (это специалисты, которые в своей практике используют терапию, основанную на прикладном анализе поведения, то есть ПАП. О ней мы поговорим в следующих статьях), если:
- Психиатр не подтверждает тревоги родителей, но они видят, что все-таки с ребенком что-то не так.
- Психиатр подтверждает, что с развитием ребенка не все нормально, но он не спешит ставить аутизм, чтобы еще пронаблюдать и исключить другие нарушения развития», – говорит Екатерина Мень, президент Центра проблем аутизма.
Аутизм – это поведенческое расстройство, поэтому ПАП-специалист сможет поставить расстройство поведения и, если оно присутствует, составить программу для поведенческой терапии. Чем раньше такая терапия начнется даже без пока еще официального диагноза, тем больше шансов у ребенка на дальнейшее повышение функционирования.
Кроме того, для аутизма характерны сопутствующие заболевания. Распространенность заболеваний желудочно-кишечного тракта, неврологического профиля (например, эпилепсии), митохондриальной дисфункции, иммунологических нарушений, аллергий, психических заболеваний и так далее очень высокая у пациентов с РАС. Проблема заключается в том, что именно аутизм часто мешает эти распространенные заболевания распознать. Однако если мы прорываемся к ним через этот барьер и начинаем их лечить, то часто, улучшив состояние организма, улучшается и поведение ребенка. Внешне это выглядит как то, что аутичные проявления уменьшаются, аутизм становится менее глубоким, поведение значительно более адаптивным, обучаемость более высокой, социальное взаимодействие более разнообразным. Поведенческая коррекция также повышает свою эффективность. Это связанные вещи!
В английском языке есть такая фраза «Autism is treatable», которую на русский часто переводят как «Аутизм излечим», что не совсем корректно. Грамотный перевод этой фразы – «Аутизм поддается лечению», то есть мы можем на него влиять и улучшать состояние человека с РАС. В каких-то случаях немного, в каких-то значительно, но это значит, что те или иные клинические вмешательства имеют смысл. Просто наблюдать за аутизмом нельзя, потому что есть и обратная сторона: если мы не осуществляем каких-то вмешательств, то мы можем ухудшить состояние, любая запущенная болезнь ухудшает состояние и качество жизни.
Различные вмешательства могут настолько повысить функционирование, адаптивность ребенка с аутизмом, что он спокойно может вливаться в социум.
До трети детей, которые в возрасте до трех лет были четко диагностированы как аутичные, могут к своему подростковому возрасту потерять серьезные отличия от нейротипичных сверстников. Именно это имеется в виду, когда говорят « Аутизм поддается лечению».