Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Як-1. Зимний солдат

У нас же зима? Надо что-нибудь на зимнюю тему. Например, про самолёты в зимней окраске. Или про самолёты, которые «должны быть», по мнению общественности, в зимней окраске. Среди узкого круга ограниченных лиц... нет, не так. Среди ограниченного круга узких лиц... тоже не так. Короче говоря, в околоисторическо-военно-технической тусовочке принято ругать ту реставрацию, которую устроил энгельсский 356-й АРЗ (спец по вертолётам) единственному сохранившемуся со времён войны истребителю Як-1б, что стоит в саратовском Музее боевой и трудовой славы, на Соколовой горе. Нет, претензий на тему «зашкурили и залакировали» я касаться не буду, но вот претензии к «неправильной окраске»... Это другое. Претензии в этих не/далёких (от нас) «кругах» такие. Дескать, самолёт колхозник Ферапонт Головатый передал Красной Армии зимой 1942/43 года, на фото из газеты он, самолёт, а не колхозник, весь белый, с красной дарственной надписью (вероятно красной, снимок-то чёрно-белый). А, типа, в деревне, глуши, Сара

У нас же зима? Надо что-нибудь на зимнюю тему. Например, про самолёты в зимней окраске. Или про самолёты, которые «должны быть», по мнению общественности, в зимней окраске.

(в музее, фото автора)
(в музее, фото автора)

Среди узкого круга ограниченных лиц... нет, не так. Среди ограниченного круга узких лиц... тоже не так. Короче говоря, в околоисторическо-военно-технической тусовочке принято ругать ту реставрацию, которую устроил энгельсский 356-й АРЗ (спец по вертолётам) единственному сохранившемуся со времён войны истребителю Як-1б, что стоит в саратовском Музее боевой и трудовой славы, на Соколовой горе.

(из хроники)
(из хроники)

Нет, претензий на тему «зашкурили и залакировали» я касаться не буду, но вот претензии к «неправильной окраске»... Это другое.

(современный боковик)
(современный боковик)

Претензии в этих не/далёких (от нас) «кругах» такие. Дескать, самолёт колхозник Ферапонт Головатый передал Красной Армии зимой 1942/43 года, на фото из газеты он, самолёт, а не колхозник, весь белый, с красной дарственной надписью (вероятно красной, снимок-то чёрно-белый). А, типа, в деревне, глуши, Саратове, самолёт отреставрировали в зелёно-черном летнем камуфляже, дураки, вот в Москве бы в девяностые его в Америку продали бы, пардон, нормально отреставрировали бы. (Кстати, закабалённый советской властью колхозник-пасечник Ф.Головатый, на непосильно нажитое от продажи мёда, купил для ВВС РККА дЖва самолёта. Это дважды по сто тысяч рублей, на секундочку. И второй самолёт, тоже сохранившийся, Як-3, таки попал в Америку. Да, потом вернулся в Россию, но уже в частный музей, к Задорожному).

(ещё один ретушированный газетный пропагандистский сниок, на котором, тем не менее, медодел Головатый опознаётся однозначно)
(ещё один ретушированный газетный пропагандистский сниок, на котором, тем не менее, медодел Головатый опознаётся однозначно)

Но вернёмся к якобы «неправильной» окраске. Да, той самой тяжёлой военной зимой 1942/43 года самолёт, при передаче в войска, был выкрашен в белый. Сразу, заводским способом.

(картина маслом в музее, фото автора)
(картина маслом в музее, фото автора)

Тут надо пояснить, что у нас «перекрашивали» сезонные камуфляжи вообще редко. Не было острой необходимости. Ведь наша истребительная авиация всю войну почти полностью была «деревянная». «Деревянный» самолёт, конечно, дешевле, и делать его можно хоть на бывшем заводе по выпуску комбайнов (привет саратовскому авиазаводу №292, головному заводу по «Як-1»). Но вот «боевая и климатическая» устойчивость, да к любым повреждениям устойчивость, у такой летающей конструкции времён Первой Мировой из металлических труб каркаса, фанерной обшивки и перкалевой обтяжки – так себе. На дырку в дюрале можно приклепать заплатку, мятину и коробление дюраля можно выправить кияночкой. А вот что делать с фанерой, обтянутой пролаченной тканью? Которая раскрошилась, растрепалась, разщербилась, пошла трещинами, лопинами и расслоениями? Тут накладочками, заплаточками и заклёпоками вопрос не решить. Потому вопрос перекраски с «летнего зелёно-чёрного» на «зимний белый» а потом обратно, чаще всего просто не стоял – самолёты столько не жили. Не потому что их сбивали. Потому что изнашивались быстрее металлических. Но, конечно, бывали нередкие исключения.

(самолёт в музее, фото автора)
(самолёт в музее, фото автора)

Снова вернёмся к основной теме. Да, дарственный Як-1б был белый не от извёстки, намазанной поверх базовой зелёной окраски, а сразу белый. Но самолёт умудрился пережить и зиму, и весну, и лето. Может быть потому, что сразу стал «командирским» - самолёт был персонально подарен майору Борису Ерёмину, который на тот момент уже был командиром 31-го гиап 8-й воздушной армии. Воевавшей под Сталинградом. (Естественно, этот, одаренный пасечником, лётчик Б.Ерёмин – земляк, саратовский, 1913 года рождения, чуть не с Хасана воевавший. О личном счёте сбитых рассуждать не буду, то такое. Но он есть).

(именно этот, уже потрёпанный, самолёт в Саратове в 1944 году, окрас, опознавательные знаки и восстановленная дарственная надпись налицо)
(именно этот, уже потрёпанный, самолёт в Саратове в 1944 году, окрас, опознавательные знаки и восстановленная дарственная надпись налицо)

Командирский самолёт дотянул до лета, успел получить стандартную «летнюю зелёно-черную» окраску – и только потом был списан по износу. Но, будучи дарственным, пропагандистски значимым, не был отправлен в утиль. Самолёт вернули в Саратов. И выставили на всеобщее обозрение. В 1944 году. Именно в той ненавистной «узким кругам ограниченных людей» «неправильной» окраске.

(в музее, фото автора)
(в музее, фото автора)

После самолёт попал в музей. В котором вы можете на него посмотреть и сейчас.