Найти тему
The Epoch Times

Бог, мораль и благородство — каким должно быть «либеральное» детское образование?

СОВЕТЫ ДЖОНА ЛОККА, ПОХОЖЕ, НЕ ВПОЛНЕ СОВМЕСТИМЫ С ПРЕОБЛАДАЮЩИМИ ЛИБЕРАЛЬНЫМИ ВЗГЛЯДАМИ.

Автор: Мая Мизрахи

Английский философ Джон Локк. (Alamy Stock Photo)
Английский философ Джон Локк. (Alamy Stock Photo)

Многие в Израиле считают себя либералами и считают английского философа Джона Локка (1632–1704) одним из самых значительных отцов-основателей либерализма.

«Либерализм» сегодня связан с секуляризмом, с отходом от традиционных идей и с правом человека реализовывать свои амбиции так, как он считает нужным.

Интересно, что более 350 лет назад Локк, известный многим как «отец либерализма», написал ряд интересных статей об образовании, которые позже были собраны в книге «Некоторые мысли об образовании» (1693), где он объясняет его образовательные убеждения.

Локк считал, что образование является важнейшим фактором в жизни человека — именно оно определит, будет ли человек нравственным или нет, а, следовательно — будет ли общество в целом нравственным или нет.

«Думаю, я могу сказать, что из всех людей, которых мы встречаем, девять из десяти такие, какие они есть, хорошие или плохие, полезны или менее полезны — это зависит от их образования. Образование — вот что имеет большое значение для человечества», — писал он.

Через несколько лет после публикации книга была переведена на французский, голландский, шведский, а затем на немецкий и итальянский языки и стала популярным образовательным пособием среди элитарного общества Европы.

Локк писал книгу на фоне изменений в методах воспитания, наблюдавшихся уже в XVII веке: родители, особенно семьи из высшего света, столкнулись с чрезмерной снисходительностью, недисциплинированностью и подчинением капризам детей.

Многие родители, писал Локк, признавались, что утратили знания о том, как воспитывать своих детей. Они стали свидетелями развращения молодёжи и жаловались на это. Причина, по его словам, связана с ошибками, допущенными с ребёнком в детстве, которые повлияли на всю его дальнейшую жизнь как в подростковом, так и во взрослом возрасте. Если ребёнок рождается с хорошим характером — он сможет улучшить свою судьбу, а дети, которые рождаются с плохим характером и остаются такими, — то ответственность за превращение их в скверных взрослых лежит на родителях, — писал Локк.

Локк не советовал родителям возвращаться к старым способам строгости и наказаний, но призывал их воспитывать своих детей мудро, в соответствии с классической философией прошлого, в которой они подчёркивали важность формирования тела и разума и воспитания мораль. Вот некоторые принципы, на которые ссылается Локк.

1. Научить служению Богу

Сегодня, как уже упоминалось, мы склонны связывать гуманитарное образование или «либерализм» с секуляризмом, освобождением от традиционных идей или свободой их ломать, но Локк считал, что вера играет роль в нравственном воспитании ребёнка. Он писал, что с юных лет «в сознании ребёнка должно запечатлеться истинное представление о Боге как о самостоятельном Высшей Сущности, Авторе и Творце всего сущего, от которого мы получаем все блага, который любит нас и даёт нам».

Локк утверждал, что с ребёнком достаточно говорить о Боге на простом уровне, и нет необходимости вдаваться в подробности, так как ребёнок может не уловить «непостижимую природу этой бесконечной субстанции». Он писал, что достаточно сказать ребёнку:

«Бог создал все вещи и управляет ими, всё слышит и видит, и делает всякие добрые дела для тех, кто любит Его и повинуется Ему».

Ещё один резон, что не стоит вдаваться в подробности, состоит в том, что многие люди, «у которых нет силы и ясности мысли, чтобы различать то, что они могут знать, и то, что они не могут знать, создают для себя суеверия или атеизмы, создают Бога по своему образу или ничего не делают, потому что ничего не могут в этом понять. Я склонен думать, что приучать детей совершать ритуалы преданности Богу — их опекуну и благодетелю — всё время, утром и вечером посредством простой и краткой формы молитвы, соответствующей их возрасту и способностям, был бы для них гораздо полезнее с религиозной точки зрения, с точки зрения знания и с моральной точки зрения, чем путать их рассуждениями о Его непостижимой сущности».

2. Избегать запугиваний

Сразу после того, как он закончил писать о Боге, Локк обратился к родителям, чтобы предупредить их: они должны быть осторожны с нежной психикой ребёнка, беречь её «от всякого страха и ужаса, которые таятся во тьме».

Локк объяснил, что пугать детей, чтобы уберечь их от ошибок, — это «глупый способ», которым пользуются взрослые, получается так, что «лекарство становится гораздо хуже болезни. Лекарство „запугивание“ внедряет в сознание детей страх, и они потом с ними живут».

По его словам,

«Как только такие пугающие мысли проникают в нежные умы детей, они глубоко погружаются и затвердевают там и не могут легко выйти, и вряд ли вообще выходят; эти мысли часто преследуют детей странными видениями, делают их боязливыми во всём, они не в состоянии оставаться одни из-за страха, бояться призраков и темноты всю свою жизнь после этого».

Локк писал о родителях, которые жаловались ему, что не в состоянии исправить дурные идеи, внушённые им в голову, когда они сами были детьми, хотя разумно считать, что нет никаких оснований бояться невидимых существ в темноте.

«Вы должны [как родитель] выбросить это из их головы, как только сможете; и дать понять детям, что Бог, сотворивший для них всё хорошее, сотворил и ночь так, чтобы они спали крепко; и, находясь под Его защитой, знать, что во тьме ничего не может им навредить».

3. Следите, чтобы дети говорили правду

Локк пишет, что «после того, как основы морали заложены посредством правильного понимания Бога, как учит религия в своей мудрости», следующая вещь, о которой нужно позаботиться, — это «обязать ребёнка говорить правду и помочь ему осознать всевозможными способами, что нужно быть добрым».

По мнению Локка, необходимо объяснить ребёнку, что мы, родители, можем простить ему «двадцать ошибок», но солгать в попытке скрыть что-то не то, что он сделал, не может являться оправданием.

«Научить его как можно раньше любить и быть добрым к другим — значит заложить в нём основу честного человека; всякое недовольство со стороны ребёнка обыкновенно происходит от слишком большой любви к самому себе и слишком малой — к другим».

4. Научить уму-разуму

Когда Локк пишет об уме, он говорит о нём в контексте ведения дел — человек должен управлять своим делом талантливо и честно. Однако, поскольку детям ещё рано заниматься делами взрослых, «величайшее, чему их можно научить в связи с этим, — это не хитрить, насколько это возможно».

Локк объясняет, что в обществе не любят хитрых людей. Вместо того чтобы хитрить, Локк предлагает учить детей быть «открытыми и честными». Нет простого способа сделать это. Родитель должен научить ребёнка формировать правильное мнение по теме и «удерживать его от лжи и хитрости… это лучшая подготовка, которую ребёнок может получить в развитии».

(Shutterstock)
(Shutterstock)

5. Научить благородству

Будучи английским джентльменом, Локк обязательно говорил о воспитании джентльмена и подчёркивал, что одним из качеств, характеризующих джентльмена, является «благородство». Локк говорил о некоторых качествах, которые следует развивать в ребёнке в этом контексте, среди прочего «не причинять вреда другим», а также «развить соответствующее мышление».

Такое мышление можно выразить через «скромность и изящество во внешности, голосе, словах, движениях, жестах и во всём внешнем поведении, которое вызывает приятные чувства у тех, с кем мы разговариваем». Локк утверждал, что это «язык, посредством которого выражается внутренняя вежливость души». Чтобы применить этот язык, добавил он, необходимо изучить принятые обычаи и моду в каждой стране.

Относительно первой части, ментальной, которая касается «мышления не причинять вреда другим», Локк объясняет, что такое мышление и есть «добрая воля и общее доброе отношение ко всем людям», такие люди остерегаются выражать презрение, проявлять неуважение или причинять дискомфорт другим людям во время разговора с ними.

Локк также перечисляет в этом контексте некоторые качества, которые мешают человеку быть благородным, такие как грубость, пренебрежение и критика. Грубость, объясняет Локк, выражается через неуважение к склонностям, нраву или положению других. Презрение выражается взглядами, словами или жестами и всегда приносит с собой неудовольствие. А критика, то есть указание средь бела дня на недостатки других, приводит к чувству стыда, которое также удручает.

Локк пишет, что эти принципы применимы главным образом к детям старшего возраста или мальчикам, но что касается маленьких детей — «их не следует слишком путать. То есть их не нужно учить снимать шлюпу и модной походке. Научите их смирению и доброте, если можете, и тогда в их манерах не будет недостатка в вежливости, и они будут сами заботиться о том, чтобы никого не унизить во время разговора».

Локк подчёркивает, что это не значит, что во время разговора не должно быть разногласий, а что мы должны научить наших детей считаться с мнением других, с которым они не согласны. Для начала подождите, пока собеседник закончит говорить, и если у вас есть возражение, подумайте, чтобы выразить его в неоскорбительной форме.

«Урок чтения» — Эмиль Мюнье. (Public Domain)
«Урок чтения» — Эмиль Мюнье. (Public Domain)

6. Чтение, письмо и обучение

В отличие от нынешнего образовательного подхода, преобладающего в системе образования, Локк объясняет, что для него «чтение, письмо и обучение» являются необходимыми вещами, но «не являются основным делом». Он пишет, что, когда вы раздумываете, в какую школу отдать сына или дочь или к какому учителю его отдать, учтите, что «обучение» является важным аспектом, «но лишь на втором месте, при условии наличия более высоких ценностей».

Локк предлагает найти такого учителя, который сможет прежде всего «сформировать манеры» ребёнка, «сохранить его душевную чистоту», «лелеять и воспитывать его мягко, исправлять и устранять всякие дурные наклонности аккуратно, и регулировать в нём хорошие привычки. Это главный момент». Если этот вопрос решён, добавляет Локк, «обучение» может быть «добавлено к делу».

Относительно «обучения» Локк пишет:

«Я всегда хотел, чтобы оно стало для детей игрой и развлечением; и чтобы можно было привести их учиться добровольно, чтобы обучение стало знаком уважения, признательности, стало удовольствием, развлечением или наградой за что-то».

Для иллюстрации этого Локк вспоминал, что, когда он гостил у друга, сын которого не хотел учиться читать, он советовал родителям не требовать от него, а применить другой подход. Он придумал розыгрыш — беседу взрослых намеренно вслух, чтобы ребёнок мог их слышать. Во время беседы они громко хвалили старших братьев, за их успехи в учёбе, которая сделала их замечательными джентльменами признанными и любимыми всеми, кто их знает. Они также обсуждали учёбу младших братьев и говорили, что они не обязаны чему-либо учиться, и добавили, что если их учат, то они оказывают им одолжение, особенно когда дело касается обучения чтению и письму. Родители даже сказали: младшие братья могут остаться невеждами или клоунами, если захотят.

«Это так подействовало на мальчика, — вспоминал Локк, — что впоследствии ему захотелось учиться; он сам приходил к матери учиться».

Локк подчёркивает, что можно найти и другие способы убедить детей учиться.

«Как я уже говорил, это не должно навязываться им как задача и не должно становиться для них проблемой. Обучение должно быть похоже на игру, на спорт, — пишет он. — Если сделать обучение чем-то слишком серьёзным, например, работой, ни душа, ни тело не выдержат этого».

Это вредит их здоровью и оставляет у них неприязнь, которую трудно устранить.

7. Что читать

«Когда ребёнок только начинает читать, ему следует давать лёгкие, приятные книги, подходящие его уровню, — пишет Локк. — Я думаю, что лучшими рассказами для этой цели являются басни Эзопа, которые созданы для того, чтобы радовать и развлекать детей, в то же время позволяя и взрослому эффективно размышлять о своей жизни».

Локк также предлагал ребёнку выучить наизусть в совершенстве десять заповедей и соответствующие молитвы. Однако он выразил обеспокоенность тем, что если на этом этапе ребёнка заставят читать Библию главу за главой, до того как он может понять, что там на самом деле сказано, это может оттолкнуть его от учёбы. Он уточнил свои слова, сказав, что «есть некоторые части Священных Писаний, которые, возможно, будет уместно дать ребёнку почитать, например, история Иосифа и его братьев, Давида и Голиафа, Давида и Ионафана, и т. д.»

Локк писал, что детей также можно научить пословицам, например: «Не делай другу того, что тебе ненавистно».

«Но читать всё Священное Писание, не понимая его, я думаю, очень неуместно для детей, пока они не ознакомятся с простейшими основными Священных Писаний и не обретут какое-то общее понимание о них».

8. Ребёнка не нужно кутать

Хотя главной заботой родителей должна быть внутренняя сущность ребёнка (характер), важно не пренебрегать и его физическим телом, пишет Локк, называя тело «крепостью». Для ребёнка важно иметь крепкое тело, способное выдержать трудности и усталость.

«Это настолько очевидно, что нет необходимости в доказательствах».

Немало детей, пишет Локк, страдают физически, их тело испорчено чрезмерной изнеженностью. «Здоровье» — это не обязанность врача, когда к нему приходят лечить уже больного ребёнка, а обязанность родителей без лекарств сохранить и укрепить физическое здоровье своих детей.

По его словам, первое, о чём нужно позаботиться, — это чтобы детям не было слишком жарко. Их нельзя кутать в одежды ни зимой, ни летом. Локк рассказывает об афинянине, который пришёл спросить скифского философа, как тот может ходить почти раздетым в мороз и снег. Философ ответил ему вопросом:

«Как твоё обнажённое лицо может терпеть резкий зимний холод?»

Афинянин сказал:

«Моё лицо к этому привыкло».«Думай обо мне как о своём лице», — сказал философ и объяснил, что наше тело в первую очередь терпит всё, к чему оно привыкло.

Вот почему Локк предлагает родителю:

«Когда ты подумаешь укутать своего ребёнка, помни, что природа хорошо укрыла его голову волосами и укрепляла его с годовалого или двухлетнего возраста».

Локк предлагает продолжать закалять ребёнка, не накрывая его на ночь, потому что «ничто не подвергает детей большему количеству головных болей, простуды, кашля и т. д., чем согревание головы». Локк советует каждый день мыть ноги ребёнка в холодной воде, и чтобы его обувь была настолько тонкой, что вода могла просачиваться внутрь.

По его словам, матери могут сопротивляться этому совету на том основании, что самое малое, что они могут сделать, — это согреть ножки своих детей. На это он отвечает рассказом о философе-стоике Сенеке, который посреди зимы купался в холодной родниковой воде, и о евреях, которые живут возле холодных рек в Германии и Польше и купаются там в любое время года, не опасаясь за своё здоровье. Не будь этого, они бы ослабли, утверждает Локк.

Ребёнку также следует как можно больше выходить на свежий воздух, обязательно пить холодную воду, заниматься спортом, носить продуваемую одежду и получать как можно меньше лекарств. Только так организм окрепнет.

9. Указывать на ошибки

Одна из вещей, на которую родители должны обратить внимание, — это на то, как они относятся к ошибкам, которые совершают их дети. Часто, утверждает Локк, родители принимают ошибки, которые совершают дети в младенчестве, думая, что они неспособны причинить вреда.

Часто ребёнок плачет, чтобы получить то, что он хочет. Родители с юмором «проскальзывают» эту мысль под предлогом, что дети маленькие, и выполняют их просьбу. Но на самом деле они «развращают своих детей, отклоняясь от принципов природы и потом удивляются, почему приходится пить „горькую воду“ воспитания, когда сами же и отравили „источник“».

Локк утверждает, что родитель, который сгибается перед плачущим ребёнком, которому в этот момент хочется съесть конфету, помогает ему вырасти неспособным сдерживать свои желания.

«Не заставят ли его страсти пить вино или ходить к женщинам?» — пишет он.

Различия между взрослым и ребёнком не в том, что он имеет те или иные желания, а в той силе, с которой эти желания управляют им и лишают его собственного «я».

«Тот, кто в молодости не привык прислушиваться к разумной логике других, — пишет Локк, — редко будет прислушиваться к своей собственной разумной логике и следовать здравому смыслу, будучи взрослым».«Великий принцип и основа всякой добродетели и ценности заключается в том, что человек может отрицать свои желания, отменять свои наклонности и следовать только тому, что подсказывает ему его разум, как самое лучшее, вопреки страсти, которая тянет его в обратном направлении».

Локк также указывает, что многие родители с пелёнок учат своих детей принципам насилия, мести и жестокости. Они учат, что, если другой ребёнок их ударит, они должны дать сдачи.

«Это урок, который многие дети слышат каждый день… не развращает ли он их разум? Не так ли укрепляются пути власти и насилия? И если бы авторитетная сила научила их, когда они были маленькими, бить и ранить других, и поощряла их радоваться ущербу, который они причинили другим, и видеть их страдания, разве они не были бы готовы сделать это, когда станут достаточно сильными и смогут наносить удары?»

10. Простота величия

Локк утверждает, что, когда мы покупаем новый наряд мальчику или праздничное платье девочке просто ради роскоши и добавляем прозвища вроде «моя маленькая принцесса», мы учим маленьких детей гордиться своими внешними достоинствами, а не внутренними.

«И почему бы им не продолжать ценить себя по внешнему виду, если родители в таком юном возрасте повлияли на них именно так?» — пишет он.

Тот же принцип применим к еде и питью, предоставляемым детям в избытке по инициативе родителей. Локк утверждает, что жизнь детей должна быть простой. Дети должны питаться один раз в день, как мужчины в Древнем Риме, но желательно, чтобы приёмы пищи были нерегулярными, чтобы они привыкли при необходимости обходиться без еды и не зависели от распорядка. По его словам, детям следует избегать употребления сладкого и слишком долгого ленивого лежания в постели. Их кровать должна быть жёсткой, чтобы они привыкли спать там, где им нужно.

Локк рекомендует постепенную передачу полномочий ребёнку. Прежде всего ребёнку необходимо усвоить, что его страсти и желания могут быть кем-то ограничены, тогда он сможет ограничивать их сам. Именно так у ребёнка развивается умение сдерживать свои желания, когда родитель отпускает свой контроль над ним. И важно отметить, что каждый ребёнок достигает умение вовремя себя сдерживать.

11. Ребёнок, которого наказывали в детстве, не становится лучше с возрастом

Локк предлагает применять физическое наказание нечасто и только после того, как другие методы не дали результата. Его советы по этому поводу сегодня, вероятно, не будут приняты, но в те времена это была распространённая практика.

Локк пишет, что чрезмерно наказуемые дети с возрастом не становятся лучше. Если ребёнка шлёпать, то это следует делать только в самом раннем возрасте для установления авторитета, а позже его можно заменить формой осознания вины. Локк считал, что прививание детям осознания вины на самом деле прививает им самоконтроль. Благодаря этому, когда они вырастут, в них будет встроен механизм, позволяющий различать хорошее и плохое.

Чтобы реализовать это, родители и другие взрослые должны поощрять детей, если они ведут себя подобающим образом, а также относиться холодно, если они плохо себя ведут. Он объясняет, что этот метод заставит детей хотеть заслужить одобрение за своё хорошее поведение и чувствовать себя плохо, если они ведут себя плохо.

Многие современные методы не поддерживают метод «осознания вины» с воспитательной целью. Локк видел применение этого метода только в начале пути ребёнка, когда он начинает формировать свой характер, и родителю не следует в действительности винить ребёнка. Если родитель даёт ребёнку пощёчину, он должен делать это не с реальным гневом, а в качестве урока, призванного научить ребёнка различать добро и зло. Без морали, писал Локк, «человек не будет счастлив ни в этом мире, ни в следующем».

Источник: The Epoch Times