Найти в Дзене
Закрытая книга

Големостроитель в мире зомби-апокалипсиса: бред или прекрасная книга? Обзор цикла «Архитектор Големов» Макса Крынова

Оглавление

Читая аннотацию, я думал: «это или самый лютый бред, что я вижу, или революция в жанре». Прочитав книгу, я сделал странный вывод:
Это и то, и то одновременно. Да, так бывает.

Что в этой книге меня настолько удивило? Давайте разбираться.

Кратко о книге «Архитектор големов» («А боги здесь мёртвые»), Макс Крынов

Что: Черт его знает, как это охарактеризовать. Наверное, «фэнтези/магический постапокалипсис/книга-катастрофа/РеалРПГ» с попаданцем, который не попаданец.
Кто: Макс Крынов.
Как: Сегодня написаны четыре книги, цикл окончен (или, скорее, оборван).
Сколько: На неделю-две неспешного чтения.
Где: В мире фентезийного постапокалипсиса, где все боги были убиты, из-под земли лезут зомби… А с момента начала этого цирка прошло уже не одно поколение.
О чём: О том, как герой, попавший после своей смерти от зомбятины обратно в «себя подростком», пытается переиграть будущее этого мира.

Почему не «Закрытая книга»?

Потому что… Судите сами, что мы здесь имеем:

  • Героя-големостроителя, владеющего забытыми знаниями… Но неспособного их применить из-за бедности. Который как бы попаданец, но не совсем — ведь попал он в прошлое своего же (для нас — чужого) мира.
  • Мир, где сначала настало фэнтези, потом все боги поубивали друг друга и настал зомби-апокалипсис. Только через пару поколений после этого там объявился герой, который ничего толком не сможет изменить, кроме своей судьбы.
  • На удивление реалистичный мир. Где даже после Конца Света никуда не делись богачи, торгаши, войны — и даже, что удивительно, экономика. Да, всё изрядно «поужалось». Да, деревни обнесли стенами. Но общее отношение к произошедшему — «ну, дальше же жить как-то надо?», а не как обычно в постапоке.

Лично для меня уже хотя бы этих трех пунктов хватит, чтобы книгу если не однозначно порекомендовать, то, по меньшей мере, посоветовать к ней присмотреться.

Мир Мертвых Богов

«А боги здесь мёртвые…» — так называет первый том, и неспроста. Потому как Катаклизм начался с того, что они все (вроде как) передрались и немножечко умерли. Финита ля комедь.

Выжила (вроде как) только богиня Смерти, и за сим стартовал грандиозный зомби-апокалипсис.

-2

Оставил он за собой девяносто процентов утерянных знаний, девяносто девять процентов городов и большинство населения… Но мир живёт.
Плохо, бедно, но
живёт — и даже постепенно возвращает утраченное, готовясь дать зомбям ответный удар — раз за разом пролюбляя целые армии с упорством, достойным лучшего применения.

Вот, собственно, и всё «ядро» его истории на момент событий книги. Чем же меня тогда заинтересовал этот мир? Проработкой. Потому что в нём есть:

  • Более-менее стройная магическая система
  • Весьма неплохо (более чем неплохо!) проработанная история
  • Обширная (и, опять же, проработанная) география
  • «Бесшовно» интегрированная псевдоигровая система с «прокачкой» — интересно объясненная ещё работающим наследием богов по упрощению жизни и отбору «достойных».

Прямо скажем, здесь есть все компоненты хорошего мира… И они раскрыты.

Завязка книги

Она простая и прямая, как рельс… Но тем же и интересная. Потому что история начинается с того, как герой умирает. Да, вот так просто — его съели зомби.

-3

И… Он попадает. Но нет, не в другой мир. И не в наш. И даже сознание его остаётся на месте, не замещаясь нашим ПТУшником с последующим волшебным спасением.
Просто один из предметов оказался артефактом, способным откатить время… И у него появляется возможность всё
переиграть.

Как в игре, когда после первого, не слишком удачного прохождения можно всё же попробовать нащупать «золотую концовку»…

Вот только шутка юмора в том, что это не игра.
А любые твои решения, любое использование послезнания — лишь сдвинет всё на другой путь. Более или менее счастливый, чем «прошлый раз».

Герой-големостроитель

Что ещё интересно в книге — герой не является боевиком. Ну, то есть, драться он умеет (более того, в первом томе этим на жизнь зарабатывает), но это не его основная специальность.

Он — големостроитель. Инженер магического мира, способный собрать полуразумный инструмент для решения практически любой поставленной задачи.

   Голем-арбалетчик? Ничего невозможного…
Голем-арбалетчик? Ничего невозможного…

И это, надо сказать, мне книгу и «продало» как бы не в первую очередь. Потому что очередного руконогомахателя, заклинанием кидателя — на пучок пятачок было, есть и будет.

А вот хорошо описать то, как герой проектирует, строит и управляет построенным — дано не только лишь всем, мало кто может это делать. Макс Крынов, как ни странно, смог. И в деталях, интересно расписал нам, как големы этого мира проектируются, собираются и работают.

А потом то же самое показал, причем (магия заимствования идей из комментариев!) внедрил сразу несколько инженерно-технических решений, о которых обычный големостроитель этого мира не мог бы и подумать, сразу назвав техноересью.

А где тогда бред, если всё хорошо?

В концовке. А если быть более точным — в четвёртой книге. Если без спойлеров — всё то хорошее, что было написано выше — просто… Слито в унитаз бездарнейшей концовкой.

Если ещё точнее — четвёртая книга одновременно разрушает стройную логику умирающего мира, весь сюжет прошлых томов и здравый смысл. Просто потому что автору захотелось «обрубить» повествование. Надоело, та-сзать.

И, в результате, получается эффект: когда читаешь — понимаешь, что читаешь чуть ли не жанровую революцию. А дочитав до концовки четвертой книги — задаёшь себе вопрос: «ну и что за бред я только что прочел?»

Стоит ли читать цикл «Архитектор големов»?

Моё мнение… Скорее да, чем нет. Хотя не так, ответом будет однозначное «да», НО — если вы готовы к разочаровывающему (и это ещё мягко сказано) финалу.

   Тенеплет — (не)верный спутник нашего «хероя». Кто читал, тот поймёт.
Тенеплет — (не)верный спутник нашего «хероя». Кто читал, тот поймёт.

«Архитектор големов» — книга, бесспорно, новаторская. Даже в наше время литературного «золотого века», когда новые, уникальные и превосходно проработанные миры расцветают, как подснежники весной, мир Мёртвых Богов стоит наособицу, настолько необычна его концепция.

Собственно, как видно в карточке книги, я даже жанр толком сформировать не смог.

Где читать книгу?

На текущий момент книгу «А боги здесь мёртвые» (и другие произведения цикла) можно прочитать только на АТ. Беплатно можно прочитать ознакомительный фрагмент в 9 глав.

[ Ссылка на книгу ]

Вместо итога

Это… Очень странная книга, обзор на которую я хотел написать ещё полгода назад. Тогда — не срослось, но оно и к лучшему: всё же, этот цикл оказался одним из тех, где концовка пеерворачивает всё впечатление с ног на голову.

А теперь спрошу вас: вы читали эту книгу? Ваше мнение?