В 1981-м году Ричи Блэкмор начал серию своих «попсовых» альбомов, музыка которых якобы была ориентирована на американский танцевальный поп-рынок. Однако если с этих альбомов удалить треть трек-листа, который составляют по-настоящему попсовые песни, то эти альбомы превратятся в самые настоящие хард-роковые произведения на уровне самых тяжелых в истории британского рока альбомов Rainbow «Rising», «On Stage» и «Long Live Rock'n'Roll».
ВНИМАНИЕ МОИМ ЧИТАТЕЛЯМ! ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПИСАТЬ НЕПРАВИЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ, ПРОШУ ОЗНАКОМИТЬСЯ, ЧТО ТАКОЕ ТРЭШ В РОК-МУЗЫКЕ:
Ричард Маэстро Блэкмор свой звёздный час отпраздновал в 1976 году, когда выпустил свой самый убойный за всю историю британского (на тот момент) рока альбом «Rising». Ну, это и на самом деле был полный трэшак, потому что даже альбом Black Sabbath «Sabotage», вышедший перед этим, и считавшийся образцом хэви-метала, по громкости и бескомпромисности до «Райсинга» не сильно дотягивал.
Ну, в те уникальные, очень продуктивные для рок-классики годы качество музыки от западных исполнителей, в отличие от наших советских рок-ВИА, росло в геометрической прогрессии. Каждая группа год от года выпускала всё более и более убойные альбомы, не отставал в этом деле и Ричи Блэкмор. Концертный альбом «Rainbow On Stage» 1977 года у нас позиционировался как студийный (!), потому что на нем было записано столько уникального материала, что слушался он не как сборник, а как полноценный номерной альбом.
И даже «Long Live Rock'n'Roll» не был разочаровывающим, хотя в сравнении с предыдущими двумя альбомами немного «полегчал». Это по-прежнему был зубодробительный Rainbow, и претензий к Ричи Блэкмору не было никаких.
Но вот когда я в 1980-м услышал «Down to Earth», то заподозрил что-то неладное, да и не только я. Всем стало ясно, что в сфере тяжелой музыки что-то происходит, причем в глобальном плане. Полегчали все – от Sweet и Manfred Mann EB до Black Sabbath и Led Zeppelin. И Ричи Блэкмор явно оказался в русле этого облегчения саунда, хотя и на новом альбоме он постарался не слишком опопситься, как это сделали бывшие такие апологеты бескомпромиссного харда и тяжелого рок-н-ролла, как Nazareth, Элис Купер и Сюзи Кватра.
А потом я отчалил в Красную Армию на службу Родине, и когда вернулся, то Ричи успел наваять еще два альбома – «Difficult To Cure» (1981 г.) и «Straight Between the Eyes» (1982 г.), а чуть позже вышел и еще один – «Bent out of Shape» (1983 г.). Все эти диски среди меломанов ценились, но за них цену альбомов Rainbow с Дио не давали. Мнение было единодушным – Блэкмор опопсился, и теперь хард-рок – это не про него.
Ну что ж, я тоже был с этим мнением согласен, и мне вместе со всеми только оставалось гадать – вернется ли Ричи Блэкмор к своим истинным хард-роковым корням, или нет? Станет ли сочинять бескомпромиссную рок-музыку, или это всё – туши свет и сливай воду?
Как оказалось – наш любимый Ричи и воду слил, и свет потушил, хотя, конечно же, не по своей вине, а просто потому, что в 80-е выживали только или попсовые группы, или трэш-металлические. А так как с Ричи Блэкмора трэшевик совсем никакой, то он впоследствии и Deep Purple превратил в поп-ансамбль.
Ну ладно, речь сейчас не о Deep Purple, и даже не о Ричи Блэкморе, а о трех альбомах группы Rainbow, которые считаются попсовыми и со стороны многих фанатов группы подвергаются всяческому остракизму.
Да, долгое время я считал эти три альбома Rainbow попсовыми. Однако уже через пару лет я заподозрил, что по крайней мере два первых альбома из этой «попсовой серии» Rainbow, озвученные признанном «мастером попсовых дел» Джоем Линн Тернером, не совсем уж и попсовые. Это прозрение случилось, когда мне в середине 80-х в руки попались на руки сразу три эти виниловых диска, и я решил сделать на магнитофонной ленте сборник.
Ну, я выкинул с альбомов всю попсу, опозорившую Ричи Блэкмора на веки вечные, и оказалось, что «почищенные» таким образом шедевры вовсе не попсовые, а такие же тяжелые, как и предыдущие релизы Rainbow.
И при этом, что удивительно, с первых двух дисков выкинуть пришлось совсем мало, особенно с «Difficult To Cure», на котором оказались ампутированы только дефективная «I Surrender» и такая же попсовая «Magic». А остальные композиции были как раз на уровне, разве что барабанщик Боб Рондинелли не обладал трэшевыми качествами Кози Пауэлла, но если над его барабанами поколдовать с эквалайзером, то на это несоответствие можно не обращать внимания.
На аудио: тут полный альбом, можно выбрать весь хард
Таким образом «Difficult To Cure» без этих двух песен вполне себе годный хардовый альбомчик на уровне «Райсинга», мало того – композиционно он гораздо более вменяемый, чем «Down to Earth», песни для которого, как у меня создается впечатление, были сочинены и аранжированы просто на коленке.
И почему так сильно гонят на Тернера, как на попсовика – непонятно. На таких боевиках, как «No Release» и «Midtown Tunnel Vision» он орет не хуже нашего красавчика Дио, а в рок-н-роллах «Spotlight Kid» и «Can't Happen Here» может переплюнуть самого Маэстро Христа Гиллана.
Нет, я не имею в виду – перекричать, потому что М. Х. Г. в лучшие его времена перекричать не в состоянии был даже знатный крикун Роб Халфорд. Но то, что все песни на альбоме 1981 года были озвучены Тернером не хуже, чем их озвучили бы все предыдущие фронтмены, которые работали с Блэкмором – это факт. А кто поспорит?
В общем, альбом «Difficult To Cure» после удаления с него мусора в виде указанных выше песен, вполне себе годный по всем параметрам. Ясно, что он не убойнее «Райсинга», но только лишь по вине барабанщика. А все остальные музыканты постарались очень хорошо, и поэтому этот диск по трэшевости можно ставить сразу после «Long Live Rock'n'Roll», потому что «Down to Earth» 1979 года – по саунду и общему настрою - это вовсе не Rainbow, а скорее что-то среднее между Deep Purple «Come Taste the Band» и «Perfect Strangers».
Вот так выглядит шок-рок альбом Rainbow «Difficult to Cure» (1981 г.) после препарации (порядковые номера песен с оригинального диска я сохраняю для ясности того, что было выкинуто):
Сторона 1:
2. Spotlight Kid (Blackmore, Glover) – 5:04
3. No Release (Blackmore, Glover, Airey) – 5:42
5. Vielleicht Das Nachste Mal (Maybe the Next Time) (Blackmore, Airey) – 3:23
Сторона 2:
6. Can't Happen Here (Blackmore, Glover) – 5:09
7. Freedom Fighter (Turner, Blackmore, Glover) – 4:28
8. Midtown Tunnel Vision (Turner, Blackmore, Glover) – 4:44
9. Difficult To Cure (Beethoven's Ninth) (Beethoven, arr. by Blackmore, Glover, Airey) – 5:58.
Правда, я песню «Can't Happen Here» поставил бы как открывашку – это самый суперской рок-н-ролл, который я вообще когда-то слышал у Rainbow, мало того, эта песня шикарная и в роли форварда, то есть фронтмена. Ну, в смысле, что лучше нее этот вновь составленный мной супер-хард-рок-альбом не представит ни одна другая песня с него.
ПОЛНЫЙ УБОЙ! СЛУШАЙТЕ ЭТОТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТРЭШ!
Сложнее с альбомом Rainbow «Straight Between the Eyes», потому что тут апмутировать надо уже не две песни, а три, общей длиной более 12 минут, а это уже заметно. Однако мусор в виде композиций «Power», «Miss Mistreated» и «Rock Fever» надо выкидывать обязательно и совершенно безжалостно.
Но зато альбом после этой препарации никто не посмеет назвать попсовым – это чистый хард-рок, хоть и не уровня «Райсинга», потому что тут Блэкмор постарался внедрить в него лучшие моменты с лучших альбомов Deep Purple. А Deep Purple, если кто не знает, никогда не играли трэш, который олицетворял собой Rainbow «Rising», это группа блюзово-рок-н-ролльная. И вот, в альбоме Rainbow «Straight Between the Eyes» Маэстро Блэкмор объединил всё лучшее из Deep Purple с лучшим из «Райсинга» - вот и получился шикарно-убойный хард-роковый диск, до тяжести которого иным признанным трэшевикам начала 80-х было как до горы пупом.
Таким образом мы оказываемся перед фактом, что и 28-минутный альбом Rainbow «Straight Between the Eyes» вполне себе хардово убойный и совершенно не попсовый. А кого смущает такая малая продолжительность – всего 28 минут, то и у многих хардовиков типа Ван Халена и Элиса Купера тоже были альбомы всего лишь получасовой длительности – и ничего, мы этому совершенно не удивляемся. Так что называть хардовую часть «Straight Between the Eyes» каким-то неполноценным EP совсем нет никакого смысла.
Вот так выглядит шок-рок альбом Rainbow «Straight Between the Eyes» (1982 г.):
Сторона 1:
1. Death Alley Driver (Blackmore, Turner) – 4:42
2. Stone Cold (Blackmore, Turner, Glover) – 5:17
3. Bring on the Night (Dream Chaser) (Blackmore, Turner, Glover) – 4:06
4. Tite Squeeze (Blackmore, Turner, Glover) – 3:15
5. Tearin' Out My Heart (Blackmore, Turner, Glover) – 4:03
Сторона 2:
9. Eyes of Fire (Blackmore, Turner, Rondinelli) – 6:37.
Песню «Stone Cold» я бы засунул предпоследним номером, потому что на своем нынешнем месте она нарушает целостность трэш-составляющей альбома.
НУ, ПОЛНЫЙ УБОЙ! СЛУШАЙТЕ ЭТОТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТРЭШ!
Далее у нас идет альбом Rainbow 1983 года «Bent out of Shape», который считается самым попсовым из всей этой тройки «попсовых Rainbow». Но и тут мы тоже видим, что после некоторого обрезания эта пластинка превращается в прекрасный если не трэшевый, то вполне себе хард-роковый релиз чуть ли не металлического направления.
Правда, обрезать тут придется побольше, чем в предыдущих двух альбомах – целых 4 композиции общей протяженностью почти 15 минут всякой попсни и прочего непотребства. В итоге у нас остается немногим больше 25 минут чистого музыкального безумия, совершенно не попсового, и вполне конкурентного с трэш-альбомом «Райсинг».
Тем не менее, и 25 минут – это полноценный альбом, особенно когда музыка такая вышибающая. Так что не будем крошить батон на короткометражность этого релиза, а лучше согласимся со мной, что без удаленных мной композиций альбом превращается в шедевр. Вот вам список удаленных, и короткие объяснения, почему я выбросил именно их:
3). Fool for the Night – эта песня того же типа, что и «Magic» на альбоме 1981 года – сущая попсня, хоть Ричи и пытается своей гитарой придать ей вид рок-н-ролла. На вылет.
5). Anybody There – какая-то оркестрованная дурь, видимо, Ричи в момент записи композиции пребывал под воздействием сильных веществ и не контролировал свою мозговую деятельность.
6). Desperate Heart – сама по себе песня шикарная, и мелодия потрясающая, но этой попсне не место на трэш-альбоме.
7). Street of Dreams – без комментариев. И мелодия - гемено, и общее оформление – полное гуанако.
А вот так выглядит шок-рок альбом Rainbow «Bent Out Of Shape» (1983 г.):
Сторона 1:
1. Stranded (Blackmore, Turner, Glover) – 4:25
2. Can't Let You Go (Blackmore, Turner, Intro - David Rosenthal) – 4:18
4. Fire Dance (Blackmore, Turner, Roger Glover, Rosenthal) – 4:30
Сторона 2:
8. Drinking with the Devil (Blackmore, Turner, Glover) – 3:41
9. Snowman (Howard Blake, arr. by Blackmore) – 4:33
10. Make Your Move (Blackmore, Turner, Glover) – 3:55
НУ, ПОЛНЫЙ УБОЙ! СЛУШАЙТЕ ЭТОТ ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ТРЭШ!
Итак, теперь мы поняли, что все три «попсовых» альбома Ричи Блэкмора и группы Rainbow 1981-83 годов – вовсе не попсовые, а самые что ни на есть хардовые, мелодически шикарные и аранжированные на высшем мировом уровне.
А кто не верит – пусть совершит с этими альбомами такую же препарацию, как и я, и по новой вслушается в них. И я думаю, что он сильно удивится тому, что так неправильно позиционировал творчество Ричи Блэкмора 70-80-х до этого. Просто на сознание тех, кто постоянно твердил о том, что Ричи Блэкмор в начале 80-х «ударился в попсу», сильно подействовали те 9 песен, без которых эти три альбома не добились бы коммерческого успеха в Европе и Америке на волне всеобщей попсовизации рок-музыки.
Ясно, что Ричи Блэкмор пристально следил за успехами таких просто феерически выстреливших на американском рынке поп-групп как «Форинер» и «Бэд Компании», и ему не давали покоя «мультиплатиновые» сверхдоходы, которые музыканты этих групп получали в США. Вот он и решил вклиниться в обойму этих «поп-рок-миллиардеров», сочинив ряд песен, которые, по его мнению, были способны озолотить его тоже.
Но не вышло у Ричи даже с этими слащаво-попсовенькими песенками пробраться на американский рынок. Ему надо было бы составить из них альбомы целиком, но от своих хард-роковых корней он отказаться так и не смог, на чем и погорел.
И вот всё то, что Блэкмор сделал для этих трех альбомов в своем фирменном стиле, и не позволяет говорить, что всё его творчество совсем уж опопсилось. Если удалить с этих дисков всё попсовое деремо, то мы видим, что перед нами старый добрый Rainbow эпохи «Rising», «On Stage» и «Long Live Rock'n'Roll», и спорить с этим совершенно бессмысленно.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РИЧИ БЛЭКМОРЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Что понравилось Ричи Блэкмору в вокале Грэхема Боннета, и почему он так обмишурился?
«The Battle Rages On...» 1993 г. – последний симбиоз Deep Purple и Ричи Блэкмора, громкий и мощный
Альбом «Green Bullfrog» 1971 г. - первый сольник Ричи Блэкмора? В любом случае вещь убойная!