Найти в Дзене
Фактор News

Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана

В приюте для женщин с детьми, расположенном в Петрозаводске, в конце 2023 года нашли убежище несколько женщин с детьми, чью жизнь превратили в ад некогда любимые мужья. Одна из женщин – практически не видит.

В последний месяц уходящего года еще две женщины с детьми нашли в себе силы разорвать круг насилия и агрессии. Одна сбежала от мужа, который употреблял, вторая – от супруга, который оказался во власти психического расстройства.

Мария (прим. ред. – имя изменено) находится в кризисном центре недавно, она приехала сюда с дочерью-школьницей.

Нас хотели разлучить

   Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана
Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана

«Они в выходной день приехали, поздно. Мария шла, как крот. Ничего не видела», – объяснила нам мама маленькой девочки, которая в день приезда семьи находилась в приюте.

«Сначала ориентировалась с помощью палки. У меня был отек нерва. Почти ничего не видела, все было желтое. Потом отек спал, даже время могу рассмотреть, но лишь одним глазом. Хорошо, что такой фонд существует, знала бы, что он есть, уже бы давно от мужа ушла, и жизнь бы наладилась», – рассказала Мария.

Президент благотворительного фонда «Мама-Дом» Людмила Драгунова рассказала, что как только к ней обратилась Мария, сотрудники фонда сразу же связались с государственными службами – женщина почти не видит и подразделения, которые относятся к Минсоцу, могли бы оказать ей более квалифицированную помощь. Однако помочь Марии готовы были лишь при одном условии – семья должна была разделиться. Девочка попала бы на попечении государства – при живой матери, которая не ведет асоциальный образ жизни, а мать – в дом-интернат для инвалидов.

«Мне кажется, государство должно помогать таким семьям, они и без того оказались в сложной ситуации, не разделять семью, хотя это и проще, а безусловно помогать. Ведь у государственных учреждений намного больше ресурсов и опыта», – высказала мнение Людмила Драгунова.

Ребенок вопреки

Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана📷
Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана📷

А помощь семье была нужна.

«Я вышла замуж в 22 года, муж старше меня на 10 лет, – рассказала Мария. – Мне ставили бесплодие, были осложнения из-за сахарного диабета, поэтому рождение ребенка стало чудом. Я весила больше 100 килограммов, похудела на 50 кг, а потом забеременела и родила свою принцессу.

Наши отношения с мужем очень сильно ухудшились, когда я переехала к нему в квартиру. Мы с ним живем уже 20 лет, переехала я к нему где-то 10 лет назад. Тут же в доме стали появляться неадекватные друзья, последний год он мог накуриться, напиться и прийти домой в неадекватном состоянии.

Проблемы со зрением, которые у меня начались в январе этого года, также не добавили теплоты в отношения, мужу приходилось готовить, делать какие-то дела по дому, ему это не нравилось.

В моем случае сахарный диабет сначала дал осложнения на ноги, потом – на зрение. Мне поставили инвалидность первой группы, сначала была третья. За зрение я стараюсь бороться, после операции стала лучше видеть одним глазом. Предстоит еще одна операция – в Санкт-Петербурге. Стараюсь ради ребенка. Все в свою дочь хочу вложить. Хочу, чтобы она получила образование. Пока у меня даже нет жилья, я прописана в доме, которого фактически не существует, в квартире мужа прописки в настоящее время нет, там прописана только дочь».

По ночам ходили за закладками

Мария поняла, что должна что-то поменять, чтобы у дочери было будущее:

«Последнее время с супругом мы жили в гражданском браке. В ноябре я с ним развелась, добилась развода обманом. Не могла принять его наплевательского отношения к ребенку. Я как-то попала в больницу на 3 месяца – заработала сепсис, дочь осталась с отцом, много пропускала школу, скатилась на двойки, муж ее по ночам брал на поиски закладок. Учительница звонила, чтобы уведомить, что ребенок в школе засыпает. Я предложила ПДН вызвать, чтобы мужа хотя бы немного образумили, она сказала, что я сама все решу, когда выйду из больницы.

Сейчас нам ЗПР поставили. До этого дочь тоже иногда школу пропускала – ходила со мной по врачам, учителей я предупреждала. Но когда прогулов стало много, ей стало сложнее общаться со сверстниками. Одноклассники мою дочь невзлюбили, стали называть прогульщицей, нищей, хотя вещи я ей всегда хорошие покупала. Она перестала есть бесплатные завтраки в школьной столовой, мы стали ей делать боксы с едой, у нее еду отбирали другие девочки, говорили, что иначе не будут с ней общаться. Я ребенка упустила, пока была в больнице. Дочь начала покуривать, стала сильно материться. Отца она не воспринимала, не помогала ему, он злился, переходил на крик. Я предлагала ему с ней поговорить, но это было бесполезно.

На меня супруг пытался поднимать руку, но ребенок всегда между нами вставал. При этом дочь смотрела на его пренебрежительное отношение ко мне и тоже начинала хуже ко мне относиться. В «Мама-Доме» она поменялась, стала очень много помогать.

   Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана
Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана

Мы приехали в Петрозаводск из другого города Карелии. Но хотели бы здесь остаться. Здесь есть центр для больных диабетом и легче получить помощь офтальмолога. А дочь сможет нормально ходить в школу.

Родные очень долго не верили, что муж ведет себя агрессивно. Пришлось «собирать доказательства», чтобы увидели, какой он на самом деле. Из-за его поведения я даже как-то полицию вызывала, но тогда оказалось, что он не под наркотическими веществами. Он еще Blazer пил в больших количествах. Возможно, это сказывалось. И уходить от него я пыталась, но потом вернулась – обещал исправиться. Сейчас для меня моя доченька – единственный приоритет».

«Папа, иди лечись!»

При этом, как это нередко бывает, муж предлагал жене и дочери вернуться домой: «Муж с нами пытался связаться, извинялся. Дочь, разговаривая с отцом, плакала вместе с ним, говорила: «Папа ты сам виноват, иди лечись».

Дочь Марии рассказала об отношениях с папой так: «Папа начал на маму прикрикивать, потом начал орать на нее, на меня. Будить меня в три часа ночи, чтобы я закрыла дверь, хотя у него были свои ключи. Конечно, мне потом спать не хотелось. И школу я просыпала.

В 11 вечера в один из дней меня разбудил, когда мама была в больнице. Я одна боялась оставаться в квартире, здесь рядом алкаши живут. Папа взял с собой в машину, мы приехали в Петрозаводск, он дал мне телефон, вернулся только через два часа, мы поехали домой. Так было каждый день. Друзьям звонил, обсуждали – давай это и это возьмем. Вообще, как только маму в больницу положили, он сразу пригласил своих друзей домой, я была против».

Отношения с одноклассниками описала так: «Когда я приходила в школу, они меня назвали бомжихой, говорили, что я ненормальная, некрасивая, плохо одеваюсь. Еще еду отбирали».

Сейчас девочка чувствует себя лучше: «Не как у папы. Читаю потихоньку, каждый день по часу».

Начать ходить в новую школу ребенку страшно. Но она надеется, что все наладится и новые одноклассники смогут ее принять.

   Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана
Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана

Мама обещала купить ребенку новую куклу на Новый год, все старые папа выкинул.

Стал хвататься за ножи

Лариса (прим. ред. – имя изменено) приехала в «Мама-Дом» из Беломорска.

«С мужем мы вместе давно. В последний год он заболел сильно. У мужа проблемы с психическим здоровьем, много раз его уговаривала обратиться к специалистам, но он не хочет, не понимает, что заболел. Стал руку на меня поднимать, за ножи хвататься, детей пугать.

Поняла, что дальше так нельзя, когда каждый день стал вести себя агрессивно по отношению ко мне. С работы было страшно приходить домой. За детей тоже переживала – старшие видели, как я плачу, слышали крики. На детей он руку не поднимал. На работе и с окружающими – всегда вежливый, сложно догадаться, что есть проблемы.

Сбежать было трудно. Все деньги – у мужа. Хотя я тоже работала, он выдавал их по необходимости. Почти всегда рядом находился. Но как-то нам очень повезло, мне подсказали контакты «Мама-Дома», не знала, что что-то подобное есть в Карелии, муж по делам ушел, я и уехала с детьми. Все контакты свои удалила, номер поменяла. Собираюсь разводиться и жить дальше. Работу новую искать, детей устраивать, решать квартирный вопрос», – поведала многодетная мама.

   Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана
Жительница Карелии с инвалидностью сбежала в «Мама-Дом» от мужа-наркомана

Теперь обе женщины чувствуют себя спокойно. Одной предстоит непростой путь борьбы за собственное здоровье и адаптацию дочери на новом месте, второй – сложный развод, когда многие встанут на защиту мужа, не зная, что происходило за закрытыми дверями. Синяки у женщины все еще зажили не до конца.

Текст: Ксения Сорокина

Фото: Людмила Корвякова