Санкции ЕС на сжиженный углеводородный газ приведут к тому, что в Польше цены на АЗС взлетят на 30%, заявил WNP эксперт по газу Павел Бельский. Польский рынок сильно зависим от российского СУГ, поэтому поляков ждет турбулентность и взлет цен на топливо. Возможен дефицит.
Импортеры СУГ в Польшу не питают иллюзий. Санкции ЕС на сжиженный газ приведут к тому, что цены на АЗС взлетят на 30%. Нужно быть готовым и к дефициту топлива. Об этом мы беседуем с президентом Польской палаты сжиженного газа Павлом Бельским (Paweł Bielski).
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
WNP: Только в прошлом году Евросоюз потратил на импорт СУГ из России в общей сложности 1,1 миллиард евро. Бóльшая часть этого объема, две трети, поступала из России в Польшу. Теперь эти поставки прекратятся. В рамках недавно принятого пакета санкций ЕС был введен запрет на ввоз этого топлива с Востока. Будет действовать 12-месячный переходный период. Что это значит для польского рынка, столь зависимого от российского сжиженного газа?
– Хорошо, что функционеры ЕС прислушались к мнению отрасли и дали нам этот переходный период для подготовки к новой ситуации. Поэтому в ближайшие 10-12 месяцев, то есть в то время, когда компании еще смогут выполнять уже подписанные контракты, я не ожидаю резких и значительных изменений на рынке. А вот потом мы должны быть готовыми к турбулентности.
Из-за санкций цены вырастут, также могут возникнуть проблемы с доступностью СУГ на рынке
– Какие именно турбулентности вы прогнозируете? Может ли на польских станциях, где заправляются более 3 миллионов автомобилей, просто не хватить топлива?
– Мы ожидаем, что в момент истечения установленного годового переходного периода могут возникнуть краткосрочные турбулентности с доступностью СУГ на рынке.
Нужно помнить, что в прошлом году после начала газового кризиса на рынке появился новый потребитель СУГ – крупные промышленные предприятия, которые, опасаясь роста цен и отсутствия доступности природного газа, начали переходить на сжиженный газ.
Поэтому в течение следующих 12 месяцев и мы как импортеры сжиженного газа, и государственная администрация в широком смысле слова должны приложить все усилия, чтобы этого не допустить.
Прежде всего, необходимо облегчить инвестиционные процессы, в частности, в области строительства резервуаров для хранения, которые нам понадобятся, а также заняться такими стратегическими проектами, как строительство большого морского терминала СУГ.
У государства есть для этого средства. Достаточно напомнить, что с 2015 года в Фонде обязательных запасов, который находится в ведении председателя Правительственного агентства стратегических резервов, скопилось более 2,25 миллиардов злотых из резервного сбора. Это важный момент для начала строительства крупного порта СУГ, который позволил бы принимать в Польше крупные трансокеанские суда.
Также стоит поговорить о финансировании из этих средств предпринимателей, инвестирующих в инфраструктуру для сжиженного газа на западе или севере страны, или просто освободить их от оплаты резервного сбора. В следующем году на рынке может появиться еще 250 миллионов злотых на инвестиции.
– Сейчас говорится о новых направлениях поставок, инвестициях в инфраструктуру СУГ, которые обеспечат диверсификацию. Как это отразится на ценах на газ? Что будет дороже?
– Мы должны настроиться на то, что будет подорожание, потому что будет дороже логистика. Кроме того, в первое время после окончания переходного периода можно ожидать, что на рынке возникнет некоторый дефицит, который, вероятно, приведет к спекулятивному росту цен.
Масштабы подорожания сегодня трудно оценить, потому что это будет зависеть от ситуации с поставками на мировых рынках в момент истечения переходного периода, то есть в декабре следующего года.
Я предполагаю, что мы можем ожидать роста цен на 20-30%. Но нужно понимать, что даже подорожавший сжиженный газ будет конкурентоспособным по отношению к бензину.
С диверсификацией направлений поставок проблем не будет. На рынке имеется избыток сжиженного газа.
– А как насчет наличия топлива на мировых рынках? Не будет ли у польских импортеров проблем с поиском поставщика?
– Здесь нет проблем, на мировых рынках мы сейчас имеем дело с перепроизводством сжиженного газа, предложение превышает спрос.
В Польше могут возникнуть другого рода проблемы, прежде всего из-за железнодорожной логистики на западе страны, на маршрутах из портов Ара через Германию в Польшу и из-за логистики в польских портах. В настоящее время у нас есть 3 объекта, которые позволяют импортировать СУГ морем, однако они не могут удовлетворить спрос внутреннего рынка.
Более того, большая часть инфраструктуры перевалки и хранения в настоящее время расположена на восточной границе Польши, куда по-прежнему поступает большая часть грузов. Не считая этих терминалов, объекты, которые могли бы принимать целые поезда, можно сосчитать по пальцам одной руки.
– То есть для диверсификации направлений поставок СУГ нужны также инвестиции в железнодорожный транспорт?
– Польские импортеры сжиженного нефтяного газа постоянно инвестируют в логистику, однако самой большой проблемой в настоящее время для нас являются процедурные вопросы. Получение всех разрешений, согласований и сертификатов для такой простой инвестиции, как строительство железнодорожной ветки, иногда занимает несколько лет. А сам объект строится всего 3 месяца. После чего приходится снова ждать, на этот раз приемки. Если бы эти процессы принятия решений были ускорены, мы, безусловно, были бы в совершенно в другой ситуации.
Ввиду насущной необходимости диверсификации направлений поставок сжиженного газа необходимо ускорить инвестиции в транспортную и складскую инфраструктуру, к чему мы как отрасль, усиленно призываем. Это позволит смягчить эффекты запрета на импорт СУГ с восточного направления и контролировать существенный рост цен на это сырье.
Если же государство – во взаимодействии с национальными субъектами, занимающимися импортом и дистрибуцией СУГ – не запустит как можно скорее инвестиции, то ситуация на рынке СУГ в Польше может стать очень сложной через год.
Автор: Александра Хельбин (Aleksandra Helbin)