Найти тему
Русская армия. История.

Зачем русские солдаты привязывали винт самолета к двигателю грузовика

Солдаты крепят винт Ил-2 к двигателю грузовика
Солдаты крепят винт Ил-2 к двигателю грузовика

Вторая Мировая война была одним из самых кровопролитных конфликтов в истории человечества. Этому способствовало и технологическое развитие, которого достигли люди XX века и число народов задействованных в этой войне. Примечательно, что немцы нападая на Советский Союз планировали быструю победу над восточными "варварами". Еще бы, ведь они считали свой уровень развития в техническом плане намного выше.

Насчет уровня развития во многом можно поспорить. Но немцы действительно использовали множество хитрых машин для различных целей. У русских очень часто таких машин не было. Но это не мешало им выполнять те же задачи и причем даже более эффективно. Немцы в 1944 году даже выпустили специальную брошюру для своих военных "Russische Aushilfen und Findigkeiten", что переводится как "Русские подручные средства и находчивость". Вот пример из этой книги:

При отступлении особой задачей наших саперов является уничтожение железнодорожных путей до такой степени, чтобы они как можно дольше не могли быть использованы противником. Германский вермахт делает это с помощью машины для разрушения рельсовых путей, которая хоть и разрушает шпалы, но сами рельсы остаются нетронутыми. Вместо этой сложной машины, которая часто выходит из строя из-за нехватки запасных частей, русские, недолго думая, используют цепь, которую протягивают между шпалой и рельсом. С помощью тяги 4-5 локомотивов они разрушают целый участок пути. При этом разрушение будет настолько сильное, что рельсы волнообразно изгибаются между порванными шпалами... (Источник: "Russische Aushilfen und Findigkeiten" 1.10.1944. Перевод РВИО)
Поезд вырывает рельсы. Картинка из немецкой книги про русскую смекалку
Поезд вырывает рельсы. Картинка из немецкой книги про русскую смекалку

Эта брошюра была выпущена в оперативном штабе Военно-воздушных сил армий востока главным командованием люфтваффе. И значительная часть книги посвящена самолетам, технике, что их обслуживает, дорогам, аэродромам. Упомянуты в ней и пресловутые трудности с которыми летчики сталкиваются в условиях суровой русской зимы. Но, как всегда, там где немцы оказываются в затруднительном положении, русская смекалка находит выход.

В суровые морозы бывает довольно трудно запустить замерзший авиационный двигатель. Немцы признаются, что русские механики придумали способ запускать самолеты используя двигатель грузовика. Для этого русскими было создано простое и эффективное приспособление, которое позволяло передать усилие двигателя мотора автомобиля к коленчатому валу мотора самолета.

В коробку передач грузовика встраивается зубчатая передача, которая приводится в сцепление с обычной коробкой передач при помощи рычага в кабине водителя. Отсюда мощность передается с помощью шестеренок и валов через вертикальную мачту, которая установлена за кабиной водителя на кузове грузового автомобиля, на горизонтальный ведущий вал стартера. В свою очередь горизонтальный вал подключается к валу воздушного винта с помощью простого соединительного устройства. (Источник: "Russische Aushilfen und Findigkeiten" 1.10.1944. Перевод РВИО)
Из книги Russische Aushilfen und Findigkeiten. Устройство запуска двигателя самолета
Из книги Russische Aushilfen und Findigkeiten. Устройство запуска двигателя самолета

Немцы отмечают, что у разных самолетов разная высота. Но русские и здесь нашли выход и сделали мачту телескопической, что позволяло подстроить ее под нужный самолет. Вилка поддержки приводного вала стартера также могла регулироваться и настраиваться. В результате получалось простое и удобное устройство, которое по мнению немцев: "сберегает установленные на самолете устройства запуска двигателя, которые все равно бесполезны в сильный мороз, лишают смысла использование сложных устройств для запуска двигателя и избавляют от необходимости их транспортировки". Ведь грузовики всегда под рукой и при этом они сами пригодны для перевозки грузов.

"Поскольку стартовый агрегат хорошо зарекомендовал себя на практике, то он серийно в технически усовершенствованном виде и в настоящее время широко внедряется в советских ВВС", - резюмируют немцы. Конечно, после Великой Отечественной войны и с появлением в 1946 году первого реактивного самолета МиГ-9 необходимость в таких устройствах сразу же отпала. Не нужно было больше запускать никакие винты.

Но русская смекалка распространялась не только на винты и рельсы. Эта особенность национального менталитета, которую часто приписывают лени и разгильдяйству, во многом помогла выиграть войну. Именно благодаря этой особенности наш народ даже не имея сложных технических приспособлений решал сложные технические задачи. Благодаря мужеству, героизму и смекалке советские люди уничтожили самую сильную армию в Европе. Разгромили фашизм и освободили Европу от "коричневой чумы".

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и ставьте нравится.