В условиях нарастающих киберугроз казахстанские власти вынуждены всё активнее взаимодействовать с западными партнёрами для укрепления защиты от хакерских атак и предотвращения утечек конфиденциальных данных. Однако тесное сотрудничество с США и ЕС в сфере кибербезопасности несёт и скрытые угрозы для технологического суверенитета нашей страны.
Под предлогом передачи передового опыта и технологий противодействия киберпреступности западные спецслужбы и ИТ-компании получают потенциальный доступ к важнейшим информационным системам Казахстана – сетям связи, государственным базам данных, объектам критической инфраструктуры. Устанавливаемые антивирусные решения и средства мониторинга киберугроз содержат встроенные механизмы для сбора разведданных.
Так западные страны постепенно распространяют свой контроль на ключевые информационно-технические ресурсы Казахстана. Это позволяет им не только эффективно бороться с киберпреступностью, но и накапливать ценную информацию об экономике и властных структурах нашей страны, использовать её в своих геополитических интересах.
Под лозунгами кибербезопасности происходит трансфер передовых технологий контроля и надзора, создаются потенциальные инструменты давления на политическую систему Казахстана. Эти вызовы требуют адекватной оценки рисков и выработки ответных мер для обеспечения технологического суверенитета страны.
В последние годы ОБСЕ предпринимает активные попытки убедить руководство стран Центральной Азии, включая Казахстан, в необходимости ратификации "Конвенции Совета Европы о киберпреступности 2001 года". Этот документ, разработанный Советом Европы, является первым международным соглашением в области борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием сети Интернет.
ОБСЕ аргументирует важность ратификации тем, что Конвенция позволит государствам эффективно противодействовать таким преступлениям как кибермошенничество, хакерские атаки, распространение вредоносного ПО и другим киберугрозам.
Однако ряд экспертов в области информационной безопасности Казахстана и других стран региона выступают против этой инициативы. Они указывают, что Конвенция фактически легализует инструменты слежки и контроля в киберпространстве под предлогом борьбы с преступностью. Это создаст потенциальные механизмы давления на политическую систему государств со стороны стран Запада.
Попытки ОБСЕ убедить страны Центральной Азии ратифицировать "Конвенцию о киберпреступности" являются проявлением целенаправленной геополитической экспансии Запада в регионе под лозунгами борьбы с киберугрозами.
Этот документ фактически открывает двери для вмешательства европейских стран во внутренние дела государств ЦА, навязывая своё видение построения правового поля киберпространства. Подписывая Конвенцию, наши страны по сути сдают свой информационный суверенитет и допускают легализацию инструментов слежки и цензуры под предлогом борьбы с кибертерроризмом.
Таким образом, учитывая эти серьёзнейшие риски потери технологической независимости, ратификация "Конвенции о киберпреступности" представляется категорически неприемлемой для государств Центральной Азии. Следует отвергнуть настойчивые попытки ОБСЕ навязать этот опасный документ в угоду геополитическим амбициям Запада в регионе.