Фильмы о гигантских монстрах, терроризирующих крошечных человечков, в современном кинематографе принято выделять в целый поджанр – так называемый кайдзю-муви.
Японским словом “кайдзю” (буквально – “странный зверь”) жанр по сути обозвали создатели той самой первой “Годзиллы” в 1954 году. И хотя они вдохновлялись культовой классикой “Кинг Конг” (1933), но название к жанру “прицепилось” именно с Годзиллы, ставшей с годами настоящим мировым феноменом. А первый фильм компании Toho перерос в целую медиафраншизу.
И сегодня я расскажу о 37-м (!) фильме про доисторического гигантского ящера, а также о том, почему штурмующую мировые кинотеатры “Годзилла минус один” называют лучшим в серии и даже в жанре.
Сюжет
1945 год, пилот-камикадзе Коичи Сикисима возвращается из боевого вылета на военную базу на острове Одо.
Главный механик Тачибана подозревает, что Коичи солгал о неполадках в самолёте и попросту струсил. Однако выяснить отношения им не удастся – на базу нападает странный ящер. И всё же им удастся пережить нападение.
Коичи вернётся в Токио, разрушенный бомбардировками американцев, и попытается жить дальше, борясь с угрызениями совести и чувством вины.
Но ему представится шанс на искупление, ведь в результате ядерных испытаний США на атолле Бикини Годзилла мутирует и вернётся в Японию.
Зрелищность
Очевидно, что Японская киноиндустрия в корне отличается от Американской. Иначе как объяснить тот факт, что “Годзилла минус один” выглядит не хуже дорогущих Голливудских блокбастеров, хотя по официальной информации студии Toho на производство фильма потратили всего 15 млн. $. А по неофициальной, если верить режиссёру Такаси Ямадзаки, то и того меньше.
Для сравнения: Голливудский ремейк 1998 года от Роланда Эммериха обошёлся в производстве в 130 млн. $, а ребут 2014 года от Гарета Эдвардса – в 160 млн. $.
Но при этом новая Японская “Годзилла”, своим оригинальным названием обозначающая себя как приквел фильма 1954 года, поражает своим уровнем зрелищности. Да, есть сомнительные в плане визуальных эффектов сцены – буквально одна-две. Да, сцен с самой Годзиллой по сути всего четыре. Но зато какие это сцены!
Знаменитый монстр больше не походит на статиста в пластиковом костюме (какими чудовища были ещё в 2016 году), теперь Годзилла способна по-настоящему внушать трепет и ужас одним своим видом. Как и сцены разрушений, ею причиняемых.
Но одной отличной картинки и хорошей постановки экшен-сцен мало, чтобы заручиться любовью критиков и зрителей.
Смыслы
А основных похвал фильм заслужил как раз за свою историю, которую и подкреплял потрясающий визуал.
Ведь по своей сути “Годзилла минус один” не про гигантского ящера и не про то, как люди с ним боролись (хотя и этому уделено немало внимания). Это прежде всего история Коичи и его внутренних терзаний. Картина полна фантастики настолько же, насколько и психологизма. Вот её второе главное достоинство. Вы же помните, что отличает Хорошее Кино.
Но кроме отлично прописанной истории главного героя в фильме отлично просматривается антимилитаристский посыл, а также критика Японского правительства времён второй мировой войны и подчёркивается значимость человеческой жизни.
И все эти социальные комментарии в фильме про гигантского монстра. Чем не причина считать его лучшим в серии и жанре?
- Кинопоиск: 7.2 (1,8 тыс. оценок)
- IMDb: 8.4 (27,1 тыс. оценок)
- Метакритик: 80 из 100 (32 рецензии)
Итог
“Годзилла минус один” дебютировала на закрытии 36-го Токийского международного кинофестиваля 01 ноября 2023 года, и первые отзывы характеризовали картину не иначе, как “шедевром”. Позднее картина вышла в мировой прокат, где на момент написания настоящей статьи уже заработала больше 72 млн. $. Профессиональные организации отмечают фильм номинациями – она, например, вошла в шорт-лист “Оскара” в категории “лучшие визуальные эффекты”. А критики и зрители организовали тёплый приём на профильных сайтах.
Вполне заслуженный успех и приятный подарок зрителям.