Посёлок Зеленополье, находящийся в нескольких километрах к югу от столицы нашего региона, в Восточной Пруссии известный как приходская деревня Борхерсдорф, ныне пользуется известностью среди туристов за счёт кирхи и самого посещаемого памятника Первой мировой войны, размещенного на её стене.
В налоговой книге Тевтонского ордена Борхерсдорф (нем. Borchersdorf) упоминается довольно поздно – в 1481 году, т.е. спустя почти два века после окончания «крестового похода против последних язычников Европы». По всей видимости, это год возведения первой деревянной кирхи, которая тогда относилась к приходу Кёнигсберга (совр. Калининград). Известно, что она была крещена именем Святой Катарины («Невесты Христа»).
В конце XVI века храм был перестроен. К тому моменту Тевтонский орден уже распустили, а на его владениях выросло Прусское герцогство. В храме начал служить свой лютеранский пастор, коих до 1945 года сменилось 32, чему свидетельством является сохранившийся Церковный регистр (хранится в Евангелическом архиве Берлина). Тот храм свою историю завершил трагичным эпизодом: прихожанка умерла после того как на неё упал камень с обветшавшего свода.
Новая глава началась в 1735 году, когда по приказу Фридриха Вильгельма I в Борхерсдорфе построили кирху по подобию храма в Вустерхаузене (нем. Königs Wusterhausen, пригород Берлина). Впрочем, и её пришлось реставрировать в 1807-1814 годах.
Строение было простым, без хоров, с ризницей, из кирпича и валунов. С западной стороны пристроили небольшую башню с двумя колоколами. Под личную опеку храм взял знаменитый прусский род Дёнхофф, чье имение Фридрихштайн (ныне - Каменка) находилось поблизости.
Внутри деревенский храм обладал уникальным убранством. Кафедра, вырезанная в 1734 году, имела у подножия фигуру Моисея. Алтарь изготовил легендарный мастер из Кёнигсберга Исаак Рига. В ризнице располагалась печь с кафельными плитками, на которых изображен герб барона фон Колласса с тремя оленями, а на исповедальне был вырезан герб патрона кирхи – рода Дёнхофф с чёрным вепрем. Как водится, в храме установили орган.
1 февраля 1807 года близ Борхерсдорфа произошло малоизвестное небольшое сражение русских гусар с французским отрядом. Атаман Платов получил донесение о движении наполеоновского отряда в районе реки Фришинг (ныне – Прохладная). В открытом поле у деревни был усилен пост несколькими эскадронами сумских гусар и полками казаков Андронова и Сысоева. Как только показались колонны французской кавалерии, русские атаковали их с такой решимостью и отвагой, что тех удалось обратить в бегство. Французы потеряли убитыми и ранеными почти четыре сотни человек, в том числе 10 офицеров. Через несколько дней войска Наполеона и Беннигсена сошлись в страшной и жуткой кровопролитной битве при Прейсиш-Эйлау (совр. Багратионовск).
Один мой немецкий коллега, собирая материал о деревне, из уст потомков бывших жителей этой местности часто слышал легенду о «Чёрной патриотке» Марте. Когда он стал «копать» глубже, выяснилось, что это довольно поучительная история, к несчастью, актуальная до сих пор. Мой источник информации относится к категории «проверенный», но верить ему или нет – решать вам.
Когда в 1914 году в Германской империи началась масштабная мобилизация, военные рекруты отправились по всем посёлкам Восточной Пруссии. Дело в том, что в ориентированной на сельское хозяйство провинции было крайне низкое количество самостоятельно явившихся на призывные пункты. Мужчины от мала до велика, только прознав о том, что в их сторону движется военный ищейка, предпочитали прятаться. В соседних с деревнями лесах рыли временные землянки, куда матери, сёстры, жёны, носили еду. Как вы понимаете, никто не поверил заверениям кайзера Вильгельма II, объявляя мобилизацию заявившему: «Солдаты! Вы вернётесь с победой домой раньше, чем опадут последние листья с деревьев».
Летом 1914 года деревня Борхерсдорф опустела. Лишь в одном доме остались мужчины: муж и совершеннолетний сын некоей Марты. Супруг не прятался, т.к. был уже старым и хромым (последствие участия в одной из войн), а вот ребёнка вполне могли забрать на фронт. Однако, как раз только этих двоих не тронули, а остальных мужчин неожиданно для них и всех женщин деревни рекруты нашли в лесах. Их так спешно погрузили в повозки и увезли в сторону Кёнигсберга, что многие не успели проститься со своими родными и, как стало ясно позже, увидеть их в последний раз в жизни.
Женщины сразу всё поняли – было очевидно, что Марта сдала военным расположение всех мужчин деревни в обмен на бронь от призыва своему единственному ребенку. Когда разъярённые жительницы Борхерсдорфа выбили дверь дома Марты и за волосы выволокли её на улицу, завязался диалог:
- За что ты так с нами? Мы же всегда помогали тебе!
- Потому что Пруссия превыше всего. Мужчины – не ваши, они служат нашей Родине!
- Ну а как же твой муж и сын?
- Муж своё ранение уже получил, а сын еще пригодится вашим дочкам.
- Да твой муж вернулся с фронта с «самострелом», а сына твоего мы проклянём от пупка до пят.
Требуется уточнение: «самострел» - способ, с помощью которого солдаты «списывали» себя с фронта посредством осознанного нанесения увечий: кто-то простреливал себе ногу, другие – повреждали указательный палец, которым солдат нажимает на курок.
На утро женщины вновь вернулись к дому предательницы, не для очередного разговора, а с целью его спалить. Однако ни Марты, ни её мужчин уже в деревне было. Дом всё же сожгли, сына прокляли, а в провинции появилась легенда о «Чёрной патриотке из Борхерсдорфа».
К несчастью, с войны в деревню вернулись всего несколько человек, да и те с серьёзными физическими и психологическими травмами, поэтому упокоились на приходском кладбище спустя несколько лет. Фактически, все существовавшие до 1914 года родовые линии были прерваны. В Англии такие поселения называли «город-Ангел». Но местные женщины не были настроены так лирично и винили во всём Марту.
В начале 1920-ых годов на восточной стене кирхи Борхерсдорф был создан памятник погибшим в Первой мировой войне. Он состоял из двух частей. Первый элемент – мемориальная плита с именами павших и указанием церковных приходов. Завершался текст надписью: «Es starben fur ihr vaterland im weltkriege 1914-1918» - «Они погибли за своё Отчество в войне 1914-1918». Также на плите сохранилась надпись (сегодня слабо читаемая) - послание апостола Павла жителям города Коринф: «Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении». Правее плиты в стену вмонтированы крючки для венков.
Второй элемент (над плитой) - мозаичное панно с аллегорическим сюжетом, выполненное в технике смальты, размерами 3,0 на 2,3 м. Идея взята из евангелической притчи о сеятеле. На панно изображён крестьянин, разбрасывающий по полю семена. Из земли пробивается росток, олицетворяющий начало новой жизни. Под землёй лежат тела погибших солдат в касках. Получилось послание будущим поколениям о том, что все жертвы войны не должны быть напрасны и человечество обязано посеять мирную жизнь, осмыслив урок только что закончившейся войны.
Есть мнение, поддерживаемое рядом историков, что изготовление панно финансировал патрон кирхи Борхерсдорфа Август Карл Дёнхофф, отец знаменитой графини Марион. Автор работы остался неизвестным. По мнению инженеров, стена кирхи, начавшая свое обрушение в 1999 году, не упала полностью только благодаря тому, что кирпич дополнительно скрепило панно.
В 1975 году вышел цикл эстампов «Вечно живые» литовского графика, лауреата Государственной премии СССР и народного художника Литовской ССР Стасиса Красаускаса, которые он посвятил советским воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Автор так описал эту серию работ из 36 гравюр: «Никогда не позабудет мир подвига Советского Воина. Он сражался, пал и остался с нами, как напоминание о великом нашем долге перед Родиной, Прогрессом, Человеком. Ему, Вечно живому, и посвящаю этот свой цикл».
Вдохновился на потрясающую коллекцию Красаускас, родившийся недалеко от Калининградской области (в литовском Каунасе), от увиденного на стене бывшей кирхи Борхерсдорфа панно «Сеятель». Автор адаптировал образ погибших немецких солдат для советской аудитории, заменив германский стальной шлем на советский. Это одна из версий, которую, впрочем, разделяют не все литовские искусствоведы.
В 1939 годах Борхерсдорф представлял собой единую, с соседними деревнями Шёнмон (совр. Партизанское) и Вайссенштайн (ныне Марийское), общину численность населения почти в 600 человек. Население занималось выращиванием овощей и малым гостиничным бизнесом – гостевые дома здесь были востребованы еще с конца XIX века.
В годы Второй мировой войны колокола кирхи Борхерсдорфа, как и многие другие по всей Германии, были сняты и отправлены на переплавку «для нужд фронта». Часть их выжила на так называемом кладбище колоколов в Гамбурге. Среди них был и борхерсдорфский «малыш» весом 360 кг. Сейчас он установлен в лютеранской кирхе Христа в Тростберге (Германия).
Во время боёв 27 января 1945 года кирха получила серьёзные повреждения. Была задета южная стена и серьёзно пострадал шпиль. На башне до сих пор можно видеть воронки от попадания снарядов. Скорее всего били по немецкому снайперу или корректировщику артиллерии, засевшему на возвышенности.
В 1946 году Борхерсдорф переименовали в поселок Зеленополье. Кирха превратилась в овощной склад, а в стене вырезали большой проём для проезда грузовика.
Из всего бывшего убранства храма до наших дней сохранился лишь серебряный кувшин для причастия, который попутешествовав после Второй мировой войны оказался в антикварной лавке Берлина, после чего попал в руки Марион Дёнхофф. Выяснилось, что сосуд с родовой гравировкой был пожертвован храму бабушкой «красной графини» в благодарность Богу за возвращение из кругосветного плавания её старшего сына. Марион передала реликвию кирхе Швайхельн-Бермека (Германия).
С 1995 года кирху забросили. В 1999 году рухнула часть стены, на которой размещалось уникальное панно. К счастью, памятник Первой мировой войны чудом сохранился. В 2000-ых годах у кирхи обрушилась крыша, а это смерти подобно для подобных объектов – стены, потерявшие необходимую нагрузку сверху, начали разъезжаться в стороны, по ним пошли трещины. Не меньше проблем принесли с собой и «чёрные копатели»: в поисках немецких реликвий, которые тогда пользовались спросом во множестве антикварных магазинов, они перекопали всё приходское кладбище, от которого сегодня осталось лишь несколько надгробий.
По необъяснимой логике в 2013 году прямо у стен кирхи проложили газопровод, что ускорило разрушение объекта, который с 2007 года имеет статус культурного наследия регионального значения, а с 2010-го является собственностью РПЦ.
В новейшей истории внимание к бывшему храму привлекает волонтёрское движение «Хранители руин», регулярно проводящее субботники на его территории. В 2023 году под руководством художника-реставратора высшей категории Ольги Соколовой участники проекта «На дальних рубежах Родины: реставрация памятников культуры Калининграда» укрепили стены и мозаику. Прорабатывается идея создания ландшафтного парка, доминантой которого станет кирха Борхерсдорфа.
© Дмитрий А. Галлис
(Проект «Познавая Пруссию»).
Друзья, мне важно знать, что материал вам нравится. Для этого подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Спасибо!
P.S.: Первая книга цикла «Прусская Атлантида: Исторический путеводитель по Калининградской области. Запад» доступна для заказа в формате pdf.
Эл.почта для заказа: knowprussia@yandex.ru
Сайт проекта: knowprussia.tilda.ws.