У многих народов свои традиции, свое понимание и празднование. Новый Год не исключение и несмотря на масштаб празднества, происходит оно у всех по-разному. Но достаточно много вещей, которые все это объединяют, одной из них является божество Нового Года. Привычный для нас Дед Мороз, или известный во всем мире Санта-Клаус, которых мы воспринимаем в первую очередь, как атрибут праздника и детскую сказку тоже являются божествами зимы, праздника или других явлений. Но есть и менее знаменитые персонажи, которые появляются в глубинках или отдельных странах, не сыскав мировой популярности. Поэтому сегодня я расскажу вам о японском божестве Нового Года, хотя такое название не совсем полностью отражает его суть, но сегодня мы в этом разберемся.
Новый Год в Японии
Для того чтобы перейти к сути статьи надо немного освоиться в том, что такое Новый Год для Японии. Не то чтобы что-то кардинально другое, в конце концов, что еще может подразумевать Новый Год, кроме начала нового года. Однако, азиатские страны сильно отличаются от нас и это видно в праздниках, религиозности и многих других вещах.
Например, мы с вами едва ли будем заморачиваться новогодним столом так же, как это делают японцы. Традиционные салатики, оливье, потому что куда без этого титана от мира салатов, курочка или другое мясо (возможно рыба) зависит от размера семьи и бюджета. Какие-то напитки. Кто-то и вовсе отбросив все это пользуется доставкой или не заморачивается и покупает готовое. В общем, наша традиция новогодней еды заключается в том, чтобы нажраться в один день на весь год вперед. Но в этом тоже есть свой смысл, оставшийся еще до советских времен. В этот праздник важно не столько поесть, сколько символично показать свое богатство, не кому-то даже, а себе.
Предполагается, что встретив Новый Год в кругу семьи, за богатым столом, весь следующий год пройдет так же душевно, весело и богато. А так как богатство выбрасывать дело дурное, да и глупое, потому и нажираемся на год вперед как будто. Тоже своя традиция. В Японии так нажираться не принято, да и едва ли традиционные блюда к этому празднику можно назвать вкусными. Впрочем, тут все зависит от вашего личного вкуса. Обычно людям дают или готовят специальный набор блюд для каких-то напутственных пожеланий. Вот тебе редиска, ты ее покушаешь и у тебя будет много детей. А вот тебе еще водоросли, которые ты ненавидишь, но есть их надо, потому что так ты будешь богатым весь будущий год. То есть каждый отдельный продукт несет какой-то смысл. Поэтому едят их именно в качестве приманивания определенного блага, а не с целью покушать.
Даже сейчас в современном мире, когда стол накрывают порою далекий от традиций, предпочитая праздничные суши, курицу из фастфуда или просто вкусный ужин, традиции никуда не уходят и частенько до, после или на следующее утро люди употребляют такой незатейливый набор продуктов, составленный лично для себя, своим детям, внукам и так далее.
Кроме продуктов, в Японии в целом стол мало значения имеет для Нового Года. Некоторые в этот день идут в храм, ночью, где проводятся культурные мероприятия, выступления и тому подобное. Встреча рассвета основное мероприятие, когда собственно и наступает Новый Год, а не в полночь, как принято у нас. В общем, как понимаете сходство есть и различий тоже хватает.
Божество Нового Года
Существует такое божество сельского хозяйства как Тосигами. Это и есть тот самый Дед Мороз от мира Японии. Конечно, очень тяжело сравнивать этих двоих, ибо это априори затея глупая. Тосигами не то божество, которое появляется раз в год и исчезает до следующего праздника, во многих местах почитается он как божество сельского хозяйства и помогает с земледелием. Но в день Нового Года, покинув свои поля Тосигами шляется по земле и заходит в дома людей.
Если подготовить дом к его приходу, то обязательно получишь удачу в подарок от этого бога. Традиционные украшения из бамбука, подношения этому богу и развешенные сладости на входе, как напоминание о том, что если уж пришел, так не забудь удачу оставить. И он не забудет. В отличие от Деда Мороза, подобных подарков под елкой Тосигами не оставляет, ограничиваясь счастьем и удачей.
Счастье и удача, это в целом самый главный подарок, который можно получить от бога. Японцы приходят в храм для того, чтобы попросить об этом других богов, покупают талисманы в качестве подарка близким, которые тоже несут удачу или счастье в определенной сфере. Например, для экзаменов (но это немного другой временной промежуток), в любовных делах, рабочих, и тому подобное.
Как этот бог выглядит понять трудно. Может быть старик, а может быть и женщина. Если со стариком хотя бы возрастные ограничения понятны, то с женщиной разброс слишком огромный. В общем, довольно милое божество, без каких-то конкретных физических появлений.
Семь богов счастья
Это список из богов, которые когда-то были разбросанными. Каждый из них на самом деле имеет свою историю. Пришли они в Японию из разных мест, но впоследствии постепенно были объединены в это понятие. Сейчас редко поклоняются кому-то одному из этой кучки, в основном обращаясь в молитве ко всем сразу. Коротко расскажу, что это за боги и их традиционную историю.
Эбису. По легенде, когда одни из первых пар богов Идзанами и Идзанаги создали землю, построили дворец и стали там жить, то решили они заключить брак. До этого никто вопросами брака не заморачивался, поэтому опыта у этих двоих не было. Они обошли священный столп и Идзанами первая заговорила с мужем, Идзанаги ей ответил, и они счастливые решили, что брак заключен и все прекрасно. Вскоре у них родился ребенок, собственно Эбису. Но случилось так, что малыш оказался совершенно без костей (в некоторых версиях без рук и ног) и глухой. Несчастные родители соорудили маленький плотик, посадили туда свое чадо и отправили в море умирать, а сами отправились узнать в чем проблема. Проблема оказалась в том, что первым должен был заговорить Идзанаги как мужчина. Боги провели повторный ритуал и все у них с детьми стало нормально.
Может показаться странным такое жестокое отношение к маленькому Эбису, но тут надо понимать, что для легенды не приемлемо рассматривать пару богов подобно людям. Эбису родился таким из-за ошибки родителей, но иначе как исправить ошибку путем перезаключения брака не получится. А брать на себя ответственность за собственных детей не в божественном стиле, ибо придуманы они во времена, когда ответственность часто граничила с личными желаниями.
Но так или иначе, Эбису не умер, как предполагалось, а остался жить. Три года он бороздил море на своем плотике и отращивал кости (или по другой версии руки и ноги). Именно поэтому он почитается как бог покровитель рыбы. Видимо ею же он и питался все это время. Но помимо этого, рыба еще и неплохой товар, поэтому Эбису почитается как покровитель торговли, бизнеса и тому подобное. Полностью исцелиться у него не получилось, он все еще остается глуховатым, но несмотря на это очень веселый и милый божок.
Еще один покровитель торговли, удачи и достатка с очень необычной историей Дайкокутен. Произошел от индийского божества Махакала, который пришел в китайский буддизм, а оттуда перекочевал в Японию. Вообще Махакала довольно свирепое божество наравне с индийской богиней Кали. Оба эти товарища самые свирепые боги, которые олицетворяют темную сторону Шивы. Но в буддизм он пришел как защитник от всякого зла, и такой функцией как жестокость уже обладал постольку поскольку. Естественно, что в Японию он перекочевал лишившись и этого.
Ну, не сразу конечно, постепенно, утрачивал остатки злого нрава становясь почитаемым за добрую сторону. Дело в том, что Махакала, как и богиня Кали не совсем зло в том понимании, в котором мы это представляем. Это необходимое зло, которое при определенных обстоятельствах может вести к добру или служить ему. Так, например, богиня Кали несмотря на то, что считалась самой свирепой и разрушительной, занимала роль защитницы богов, так как могла расправиться с кем угодно. Конечно, был и свой минус, так как с богами она тоже могла расправиться, но опять же послужить им или привести к их безопасности тоже была способна. Так и Махакала почитаясь как темная сторона, мог приносить богатства, не самым честным путем, тем не менее.
Позднее образ Дайкокутена, слился с одним из героев легенд Окунинуси. Считается, что он был первым, кто создал на земле государство и уселся в нем править. По тем временам это была всего лишь одна из провинций Японии, тем не менее процветающая. Позднее он передал трон предку императорского рода от небесных богов. Но в любом случае, почитается Дайкокутен, как покровитель удачи и достатка. А вот его изображения отдельная история, где выступать он может в каком угодно возрасте от мальчишки до старика, но каждое из изображений говорит о его способностях, как защитника, бога удачи, бога достатка, исполнения желаний и так далее. Иногда может быть представлен в женской форме.
Бишамонтен – тоже берет свое начало в индуизме, затем откочевывая в буддизм. Покровитель удачи, но в военном деле. Помимо этого, олицетворяется с властью. То есть Бишамонтен является богом удачи, характерным для военного или конфликтного положения. За счет такого качества может выступать в роли защитника. Считается что многие святые места находятся под защитой Бишамонтена.
Бензайтен. Тоже не уходим пока из индуизма, потому что оттуда же пришла и эта подруга. Произошла Бензайтен от индийской богини Сарасвати, покровительнице мира, музыки, танцев, удачи и так далее (список огромный). В Японии традиционно изображают ее как женщину с музыкальным инструментом, но куда чаще с большой жемчужиной. Жемчужина эта волшебный камень чинтамани, который по легенде исполняет любое желание, но воспользоваться им может только просветленный и чистый (в моральном смысле слова) человек или бог. Подобное изображение говорит о том, что Бензайтен крайне чистая богиня, которая дарует изобилие, богатство и удачу.
Дзюродзин пришел в Японию из Китая, как даосский бог мудрости и долголетия. Считается что живет он на земле уже 1500 лет, а такому дедульке быть не мудрым как-то несолидно. Изображается как старик с посохом и длинной белой бородой.
Хотэй. Тоже китайский товарищ, который покровительствует детям, прорицателям и популярности. Добрый полный мужчина, который постоянно давит лыбу, а одежда не может прикрыть его огромный живот.
Фукурокудзю это монах-отшельник. Старик с длинной бородой и длинной головой, совершенно лысый. Соответственно возрасту он бог мудрости и долголетия, а еще счастья и удачи. Иногда его заменяют, а образ Фукурокудзю и Дзюродзина соединяют в один.
Китидзетэн – индийская богиня Лакшми, которая иногда входит в этот список богов удачи заменяя Фукурокудзю. Ее считают покровительницей удачи, счастья и красоты.
Собственно, все эти боги в Новый Год собирают сокровища на корабль Такарабуне. Считается что первые три дня Нового Года по небесам плывет этот корабль с сокровищами и богами, после чего приплывает в человеческий порт с сокровищами. Среди сокровищ и бесконечный кошелек монет, и бесконечная парча, ключ от божественных кладовых и зернохранилищ, и много подобного. Конечно, все это только олицетворение того, что так боги приносят людям достаток, удачу и счастье.
Говорят, если в день второго плаванья корабля (2 января) положить под подушку его изображение, то присниться вещий сон о том, как пройдет будущий год. Если сон будет плохим, то для исправления предсказания, достаточно выбросить в реку изображение из-под подушки.
Так что, несмотря на то, что для каждого народа Новый Год, это традиции и божества совершенно разные, пусть даже с некоторым сходством, это всегда праздник удачи и счастья, которое ждут от близкого будущего. Гаданиями, предсказаниями, легендами, да чем угодно, лишь бы верить в то, что следующий год принесет счастье. Говорят, что в хорошие годы, принято было просить, чтобы год был таким же счастливым как прошедший. Хоть на моей памяти такого не звучало, но очень хочется, чтобы когда-нибудь это снова повторили. Спасибо за внимание! Счастливого Нового Года!