Найти тему
obo vsem

Зачем производитель «лимонада-убийцы» из США идет на биржу

Лимонад от Panera Bread стал причиной нескольких смертей в США — во всех случаях жертвам были противопоказаны напитки с высоким содержанием кофеина. Скандал, впрочем, не повлиял на планы Panera Bread: в 2024 году компания проведет IPO

В 2022 году жертвами лимонада Charged Lemonade от сети пекарен Panera Bread стали два человека. Причинами трагедии стали слишком высокое содержание кофеина в напитке и хронические заболевания пострадавших.

В соцсетях лимонад от Panera Bread окрестили «лимонадом, который убивает», сама компания-производитель изменила рецепт напитка: теперь в одной порции меньше кофеина. С 2021 году материнская компания Panera Bread пытается выйти на биржу; в 2024 году компания предпримет еще одну попытку, даже несмотря на скандал.

Жертвы лимонада

В 2022 году в Филадельфии от сердечного приступа после порции Charged Lemonade умерла 21-летняя студентка университета Пенсильвании Сара Катц. Она страдала синдромом удлиненного интервала QT, одним из проявлений которого могут быть приступы тахикардии, поэтому врачи не рекомендовали ей кофеиносодержащие напитки. Девушка соблюдала ограничения и была хорошо осведомлена как об особенностях своего состояния, так и о медицине в целом — Катц подрабатывала научным ассистентом в детском госпитале.

В середине сентября 2022 года Катц купила «Заряженный лимонад» от Panera Bread в одном из местных ресторанов. Через несколько часов у нее случился сердечный приступ, рассказала журналистам ее соседка Виктория Конрой. «Она всегда трепетно относилась к своему здоровью. Я на 100% уверена, что, если бы она знала, сколько кофеина было в этом напитке, она бы к нему не притронулась», — говорит Конрой.

Путаница произошла из-за особенностей реализации «Заряженного лимонада». Энергетический напиток находился на витрине и в меню вместе с другими лимонадами Panera Bread. Те либо не содержали кофеина вовсе, либо совсем небольшое количество, указывают в NBC News. Журналисты также отмечают, что производитель Charged Lemonade утверждает, что кофеина в напитке столько же, сколько и в обычной чашке черного кофе, — так лимонад описали в меню ресторана, где его приобрела Катц.

В октябре того же 2022 года скончался еще один любитель «Заряженного лимонада» — 46-летний Деннис Браун из Флориды. Он в течение вечера выпил три порции и умер по дороге домой. У Брауна были диагностированы гипертония и генетическое заболевание, обусловившее задержку в развитии.

Кофеиновый рекордсмен

Большая порция (около 850 мл) «Заряженного лимонада», а именно такую, судя информации от свидетелей, приобрели обе жертвы, содержит 390 мг кофеина. Безопасная дневная доза для большинства людей составляет 300 мг — столько содержится в трех чашках крепкого зернового кофе.

Помимо кофеина лимонад от Panera Bread содержит экстракт стимулирующего растения гуараны, количество сахара в порции составляет около 130 г. Пока не удалось наверняка выяснить, сколько лимонада выпил Деннис Браун, но в зависимости от выбранного объема он мог употребить от 780 до 1170 мг кофеина, в несколько раз больше суточной нормы.

В Panera Bread выразили соболезнования семье Брауна, но настаивают, что их продукты безопасны. «Основываясь на данных внутреннего расследования, мы считаем, что это прискорбное событие не было вызвано продуктами компании», — говорится в заявлении компании. Особо в Panera Bread отмечают, что оба иска семей погибших направлены от одной и той же юридической фирмы. Тем не менее после известия о второй смерти содержание кофеина в большой порции лимонада снизили до 235 мг.

К слову, в 2016 году компания тоже угодила в скандал из-за того, что создала угрозу жизни посетительницы — маленькой девочки, которая пришла перекусить вместе с семьей. Сотрудник кофейни сделал для нее сэндвич с арахисовым маслом, хотя родители предупредили, что у ребенка аллергия. К счастью, девочку вовремя госпитализировали и успели спасти.

Кто это сделал

Производитель скандального лимонада — сеть кофеен с собственными пекарнями Panera Bread. Сеть под этим именем была создана в 1998 году в результате слияния двух ранее существовавших — Au bon pain и St. Louis Bread Co. Сейчас компании принадлежат более 2 тыс. торговых точек в США и Канаде. Но именно как производитель напитков Panera Bread на рынке практически незаметна: продукция продается только в ресторанах сети, не попадает в супермаркеты и не конкурирует напрямую с Red Bull и Monster. К слову, в напитках конкурентов содержание кофеина обычно ниже: около 150 мг на пол-литровую банку.

По информации CNBC, в разгар судебных разбирательств Panera Brands, которая помимо «титульной» сети Panera Bread владеет сетями Caribou Coffee и Einstein Bros Bagels, собралась на биржу. Она уже была публичной компанией вплоть до 2017 года, когда ее купил за $7,5 млрд европейский JAB Holding. В 2021 году представители холдинга договорились с Panera Brands о размещении акций на бирже: это могло произойти после слияния со SPAC основателя популярной американской сети фастфуд-заведений Shake Shack Дэнни Мейера. В 2022 году планы свернули.

Размещение акций на фондовом рынке станет для JAB Holdings способом избавиться от актива: холдинг пытался это сделать в начале 2023 года, но не нашел покупателей. Теперь Panera Brands готовится к IPO, планируя уволить 17% рабочей силы (сейчас в кофейнях работают 1,8 тыс. человек), с тем чтобы улучшить свои финансовые показатели. Ведущим андеррайтером, по сведениям The Financial Times, является JPMorgan Chase.

Угроза

Рынок безалкогольных напитков в США — крупнейший в мире, суммарный объем выручки его участников, предположительно, достигнет в 2023 году $328,1 млрд с ростом 10,3%, подсчитали в Statista. В среднем за этот год один американец купил и выпил 194,2 л безалкогольных напитков на сумму $970. Ожидается, что до 2027 года рынок будет расти умеренными темпами (2,9%), но в 2024 году объемы продаж сократятся на 1,9%.

В 2023 году максимум продаж пришелся на газированные напитки ($149,6 млрд), на втором месте — энергетики и напитки для спорта ($107,7 млрд), на третьем — негазированные напитки ($70,8 млрд). Доля газировок в структуре потребления за последние десять лет сократилась: в 2014 году их объем превышал объем энергетиков и негазированных напитков, вместе взятых. Это отражает стремление американцев пить больше здоровых напитков и избегать излишков сахара, но вместе с тем американцы стали более склонны к кофеиносодержащим напиткам, указывают аналитики.

На сегодняшний день многолетних лидеров Cola (14% рынка) и Pepsi (11%) на рынке теснят производители энергетиков Red Bull (11%) и Monster (5%), а им, в свою очередь, составляет конкуренцию компания Celsius, лидер роста последнего года в сегменте энергетиков.

Американские потребители подсели на энергетики во время пандемии, но после окончания не избавились от этой привычки, а только глубже впадают в зависимость. Как пишет Beverage Industry, рост рынка держится на экстремально вовлеченных потребителях: 52% покупают такие напитки несколько раз в неделю.

Опасный кофеин

В публикации Национального института здоровья США от 2021 года говорится об известных в мире 32 клинически доказанных случаях нарушения сердечного ритма, вызванного употреблением энергетиков, в том числе 17 в США. Три человека скончались. Средний возраст пострадавших — 25 лет, 85% из них мужчины.

Кофеин особенно опасен для детей: до 12 лет от него желательно воздерживаться, с 12 до 18 лет — употреблять не больше 100 мг в сутки. Скандально известный боксер, блогер и бизнесмен Логан Пол запустил собственную линейку энергетических напитков для спорта Prime, реклама которых ориентирована на несовершеннолетних. Блогер чрезвычайно популярен среди подростков: в TikTok 80% его подписчиков не достигли 24 лет. И он предлагает напиток, где в 340-миллилитровой банке содержится 200 мг кофеина.

Другие проблемы

Но не только кофеин может создавать угрозу здоровью потребителя. Летом 2023 года на рынке прохладительных напитков разразился скандал из-за аспартама. Популярный подсластитель был объявлен Всемирной организацией здравоохранения небезопасным — возможно, он способен провоцировать онкозаболевания. Новости стали причиной кратковременного спада на рынке прохладительных напитков, так как на волне тренда на уменьшение сахара в напитках почти все использовали в своих «диетических» линейках бескалорийный искусственный компонент.

В конце 2023 года в скандал опять угодила Coca-Cola: житель Риеки в Хорватии попал в больницу с поражением горла после того, как выпил стакан напитка Romerquelle Emotion их лимитированной серии. С более легкими симптомами к врачам обратились еще 13 человек, выпивших то же самое. После инцидента производитель отозвал не только всю поступившую в Хорватию лимитированную серию, но и партию Coca-Cola Original Taste в фасовке по 0,5 л. Чем именно было вызвано плохое самочувствие потребителей, пока неизвестно.

Материал носит исключительно ознакомительный характер: Мы не несем ответственности за результаты инвестиционных решений, принятых на основе указанных данных