Воздушные силы Украины получили доступ к истребителям четвертого поколения F-16, однако западная техника вряд ли сможет изменить ход спецоперации России. О том, как мы добились превосходства в небе и почему угрозу недооценивать нельзя, в материале "Неслучайного свидетеля".
Первые поставки
В конце декабря американское издание Newsweek со ссылкой на собственный источник сообщило, что первые самолеты уже доставлены на территорию "незалежной".
"Предоставленные Западом истребители F-16 могут уже быть на Украине", — отметил автор публикации.
Бывший специальный помощник главкома Залужного Дэн Райс сказал журналистам издания, что на Западе "научились не объявлять о новом вооружении", которое отправляют Киеву, как делали это раньше. Поэтому официальных заявлений об этом нет.
В то же время представитель ВВС Украины Юрий Игнат опроверг информацию Newsweek, о чем написал на своей странице в запрещенной в России соцсети Facebook. По его словам, материал не имеет оснований и содержит невероятные утверждения о причастности F-16 к уничтожению российских самолетов.
"В настоящее время пребывание данного типа боевой авиации на фронте нецелесообразно", — подчеркнул он.
Тем не менее появление F-16 в небе над Донбассом вряд ли станет для кого-то новостью, решение о поставках было давно согласовано с США, причем Белый дом активно давил на партнеров и требовал скорейших поставок. Главные проблемы Киева и его западных союзников были связаны с подготовкой украинских летчиков и языковым барьером.
Первая группа из шести пилотов совсем недавно завершила базовую программу обучения в Великобритании и теперь приступила к активным тренировкам в Дании. Но важно понимать, что инструкторы вели курсантов всего пять месяцев, что невероятно мало для полного ознакомления с таким типом машин.
Господство в воздухе
Пока украинских летчиков обучили только простейшему взаимодействию с самолетами (взлет\посадка, виражи, горизонтальные восьмерки и т.д.), и времени на отработку сложных фигур пилотажа у них не было.
"Противник всегда летал на советских Су-24, Су-27, МиГ-29, а тут новые машины, другие бортовые системы, язык опять же. Нет идеально ровных ВПП, соответствующей инфраструктуры, персонала. Сложностей масса, и нельзя забывать, что в небе постоянно находятся наши Су-35С с пилотами, которые с начала спецоперации уже получили боевой опыт и отлично знают свои машины. В это же время на земле находятся наши ЗРК С-300 и С-400", — прокомментировал новость военный аналитик, летчик-инструктор Андрей Красноперов.
Мнение эксперта соотносится с данными военного ведомства России, которое ранее сообщало, что осенью 2023 года русские "приземлили" почти 40 самолетов.
"Хочу отметить, что 37 самолетов — это почти в два раза больше того количества, которое гарантированно обещано поставкам Украине по самолетам F-16. То есть при такой работе нашей системы противовоздушной обороны это примерно на 20 дней работы", — утверждал глава Минобороны.
Нидерланды и Дания должны передать Киеву чуть больше 60 истребителей. Это борта, которые планировалось списать и заменить более современными F-35. Противнику также будут необходимы авиационные комплексы радиообнаружения и наведения (AWACS), позволяющие полностью раскрывать боевой потенциал F-16. Однако о поставках подобных самолетов речи не шло и вряд ли Запад согласится отправить режиму Зеленского подобные системы.
Опасность реальна
Но даже при всех проблемах, которые возникают при использовании F-16, недооценивать истребители не стоит. Машина может частично перенять функции, которые выполняли советские Су-27 и МиГ-29, а также бомбардировщики Су-24М. Они могут попытаться блокировать продвижение наших сил за счет нанесения ударов высокоточными авиабомбами и крылатыми ракетами.
"А при активной помощи Запада и предоставлении им разведданных Киеву, урон может быть серьезным. Поэтому наши летчики и операторы ЗРК должны сохранять холодную голову и работать спокойно. Так и победим", — заключил военный аналитик.
В любом случае, американские истребители не переломят обстановку на фронте, а лишь немного отсрочат агонию киевского режима.