Арт-журналистика – явление сложное. Это особый вид журналистики, который посвящен искусству и культуре. Он объединяет в себе журналистские методы и приемы, освещает различные аспекты мировой культуры, искусства, творчества и творческих личностей. Однако арт-журналистика как медийное направление имеет свои нюансы.
Что это и с чем читать?
Еще недавно идеальной площадкой для журналистов были печатные СМИ. В заголовках газет и журналов в XVIII-XIX века пестрели названия модных домов, новинок в сфере искусства. История арт-журналистики насчитывает множество ярких страниц, начиная с первых культурных журналов и газет, которые появились еще в XIX веке. Тогда арт-журналистика была неотъемлемой частью литературных изданий, а ее задачей было не только информировать читателей о новых художественных течениях и выставках, но и анализировать их, помогая понять и оценить важность и влияние искусства на общество.
Однако с развитием новых технологий, с появлением Интернета, информационное поле стало неограниченным. Изменения в медиа сильно повлияли и на образ современного искусства, так как вкусы и предпочтения массового общества становятся другими. Это отразилось и на арт-журналистике, как на основном источнике информации из области культуры.
Однако журналистика в сфере искусства обладает нюансом. Несмотря на глобальные перемены в медиа, в переходе от печати к цифре, новости, объекты и субъекты не теряют актуальности. Остаются востребованными арт-публикации и сегодня.
Феномен арт-журналистики в медиапространстве
Арт-журналистика как особый жанр обладает неоднозначными определениями. Ни в одном словаре не закреплено точное понятие. Арт-журналистику не объединяют с одной сферой, не разделяют на театральную, музыкальную, киножурналистику, живописи, фотографии или архитектуры.
На фоне исследования феномена выступает и понятие арт-критика. Его фигуру противопоставляют арт-журналистике ученые, искусствоведы. Однако основой журналистики искусства становится сенсационность, она рассчитана на массового читателя, по своей стилистике доступна широкой целевой аудитории.
Арт-журналистика включена в центр массового культурного потребления. Однако конвергентная журналистика сегодня становится практически синонимом. Сращение журналистики с PR-индустрией, с рекламой и блогингом становится деятельностью арт-рынка и индустрии развлечения в целом. Так, сегмент культурного СМИ расширяется, поэтому и арт-журналистика востребована, однако профессиональные границы из-за слияния размываются.
Так, арт-журналист выполняет несколько функций. Он и информатор, и арт-критик, пропагандист, эксперт, гид-проводник, литератор, просветитель. За ним не закрепляется единая функция, что, с одной стороны, выделяет его среди остальных и умеет быть многозадачным, а с другой – стирает профессиональное значение.
Истоки арт-журналистики
До существования арт-журналистики печатались философские труды. В них исследователи и ученые оставляли мнение о театральной постановке, о музыкальной сфере и критику живописи. Только в XVIII веке арт-критика сформировалась как отдельное направление в медиа.
Примеры истоков формирования арт-журналистики можно найти в различных движениях и течениях искусства и журналистики. Так, начале XX века авангардные художники, в частности, дадаисты, сюрреалисты и писатели начали экспериментировать с новыми формами искусства, включая журналистику. Они использовали газеты, журналы и печатные издания для публикации своих произведений, объединяя текст, рисунки, коллажи и фотографии. Художники работали с таким жанром, как коллаж. Это стало предшественником современной арт-журналистики.
Небезызвестными остался поп-арт. В 1950-60-х годах художники начали использовать элементы массовой культуры, рекламы и массовой информации в своих работах. Они часто включали изображения из газет, журналов и комиксов в свои произведения. форму арт-журналистики. Концептуальное искусство не исключение: художники также использовали журналистику и печатные издания как средства для передачи своих идей и концепций. Они создавали инсталляции, как известный Илья Кабаков, объединяя при этом несколько медиумов, такие как книги, журналы, бытовые предметы и другие произведения, которые сочетали в себе элементы искусства и журналистики.
Эти и другие примеры показывают, как различные направления искусства и медиа повлияли на арт-журналистику, что находит отражение и сегодня.
Музыкальная журналистика в России
Музыкальная журналистика в России имеет долгую и богатую историю. Существует множество журналов, газет, онлайн-порталов и других изданий, посвященных музыке. Журналисты в этой сфере пишут о различных жанрах музыки, концертах, фестивалях, альбомах, артистах и других аспектах музыкальной индустрии.
Журналистика в сфере музыки развивается с XVIII века. Широкую аудиторию и положительный читательский отклик получила в 1798 году после публикации специализированного издания «Всеобщей музыкальной газеты». Так, общество становится просвещенным, узнает новости и статьи из музыкальной области через печатные газеты.
Исторически, в Советском Союзе музыкальная журналистика была тесно связана с государственной политикой и установленной в ней идеологией. Однако после распада СССР и развития российской журналистики музыкальные издания стали более разнообразными и открытыми для различных точек зрения. Появились периодические газеты и журналы, по телевидению показывали известных российских и зарубежных артистов.
Музыку стали освещать. Публикуются репортажи о событии, рецензии на концерты. Несмотря на то, что музыкальная сфера занимает скромную долю газетной площади, однако события всё же анонсируются.
Специфика театральной журналистики
Арт-журналистика охватывает большую часть культурной индустрии. Театр не исключение.
Термин «театральная журналистика» введен в словник профессиональной лексики совсем недавно – в «Современном театрально-драматическом словаре». Так, автор статьи А.Баканурский говорит о журналистике театра как о «системе газетных и журнальных жанров, в которой публикации освещают текущие проблемы театральной жизни».
Театральная журналистика играет важную роль в культурной жизни и имеет особенности. Она охватывает различные аспекты театральной индустрии, включая обзоры спектаклей, интервью с актерами и режиссерами, анализ театральных тенденций, исторические обзоры. Несколько примеров театральных изданий и специфика их работы:
Специфика театральной журналистики заключается в том, что она требует глубокого понимания театрального искусства, актерского мастерства, режиссуры и других аспектов театральной работы. Журналисты, занимающиеся театральной журналистикой, должны быть компетентными в этих областях, умело апеллировать терминами, анализировать и оценивать художественные аспекты и нюансы театральных произведений.
Также важно отметить, что театральная журналистика имеет свои собственные жанровые особенности, такие как рецензии на спектакли, интервью с творческими коллективами, аналитические статьи о тенденциях в театральном искусстве.
Киножурналистика и фотокритика
Сфера арт-журналистики расширяется со временем и приобретает новые формы. Так, с развитием кинематографа появляется критика фильмов и разбор жанров фотографии.
Появляются новые подходы с появлением узкопрофильных понятий в области кино и медиа. Журналы «Сеанс» и «Искусство кино» тому примеры.
Киножурналистика – это область журналистики, которая фокусируется на создании аналитических обзоров, критик, интервью с режиссерами и актерами, а также новостей из мира киноиндустрии. Киножурналисты изучают фильмы, оценивают их технические аспекты, сценарий, актерское мастерство, а также контекст, в котором был создан фильм. Они могут также рассматривать фильмы в контексте их влияния на общество и культуру. В кино преобладает критика этого жанра. Арт-журналисты рецензируют фильмы и анализируют кинопроцесс, оценивают проблемы общественной и духовной жизни, исследуют кинопоказы и премии. Киножурналисты изучают фильмы с точки зрения содержания, техники, эстетики, исследуют контекст создания картины, ее влияние на общество, а также связанные с произведением искусства эмоции и идеи.
В современном мире существует множество каналов коммуникации о кино. Так, современные журналы о кино: «Настоящее кино», где публикуются обзоры, интервью, рецензии, анонсы, киноконкурсы. Это и «Искусство кино» – аналитический журнал по вопросам отечественного и зарубежного кино, телевидения и визуального искусства, который рассчитан на любознательного зрителя, способный анализировать сложные понятия. Этот журнал существует в двух версиях – в печати и онлайн. «25-й кадр», «Кинодайджест» – журналы о кино, где основную часть составляют обзоры, рейтинги фильмов.
В свою очередь, фотокритика занимается критическим обсуждением фотографий, серий фотографий, а также обсуждением основных тенденций и направлений в мире фотографии. Это форма аналитической деятельности, оценка фотографий и фотографических проектов. Она включает в себя изучение композиции, света, цветовой гаммы, технических аспектов съемки, использование оборудования и программ для обработки изображений. Фотокритика также включает в себя контекстуальный анализ – изучение исторического, социокультурного и эстетического окружения, в котором были созданы фотографии. Критики обсуждают стиль, тему, воздействие исследуемых работ на зрителя, а также влияние фотографа на развитие фотографии как искусства. Важный аспект – умение аргументировать свои впечатления, предлагать конструктивную обратную связь и помогать аудитории лучше понимать и интерпретировать фотографии. Фотокритика играет важную роль в развитии фотоискусства, поддерживая диалог между фотографами, зрителями и исследователями в этой области.
Арт-журналистика в лицах
Арт-журналистике продолжает развиваться и сегодня. В этом направлении можно выделить выдающихся личностей, которые внесли значительный вклад в эту область. Некоторые из них ведут аналитические обзоры произведений искусства, пишут критические статьи о художниках, выставках и театральных постановках, другие проводят интервью с лидерами искусствоведческого сообщества, освещают тенденции в мире искусства, а еще другие выполняют роли медиаторов, помогая широкой публике понять сложные аспекты искусства.
Так, многие арт-журналисты совмещают в себе арт-критиков и журналистов. Например, Катя Карцева известна преподаванием кино и современного искусства в РГГУ, ведением магистерской программы «Арт-менеджмент» РГГУ. Совмещая в себе куратора выставко и фестивальных проектов, Катя ведет одновременно телеграм-канал «Арт-консультант» и журналистский блог, онлайн-журнал Artandyou.ru, в котором обозревает выставки, анализирует проходящие события в выставочной деятельности.
Софья Троценко, исполнительный директор Центра современного искусства «Винзавод», активно принимает участие в организации выставочных проектов. Так, она стала организатором Второй московской биеннале современного искусства «Верю!», фестиваля граффити. Роль куратора она совмещает с арт-журналистом, публикуя в своем блоге рецензии на мероприятия в сфере искусства.
Александра Обухова – пример арт-журналиста и искусствоведа. Так, она работала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу «Искусство XX века». Руководит научным отделом Центра современной культуры «Гараж». Александра активно ведет блог в социальных сетях, публикуя заметки, критику выставочного процесса.
Арт-журналистика в современном медиапространстве
Сегодня арт-журналистика многогранна. В ней отражаются основные тенденции в сфере искусства. Так, можно сказать, что арт-журналистика – это рассказ искусства об искусстве, анализ основных трендов. Благодаря этому медийному жанру развиваются арт-вкусы общества, развиваются культурные ценности.
Арт-журналистика продолжает развиваться и приспосабливаться к новым реалиям. В эпоху цифровых технологий и социальных сетей, она стала более доступной и многообразной. Интернет-издания, блоги, подкасты – все это новые форматы для арт-журналистики, которые открывают новые возможности для творчества и самовыражения.
Однако специфическое направление в журналистике диктует свои правила. Арт-критик должен обладать глубоким пониманием искусства, о котором пишет, быть «гонцом» искусства. В противном случае его работа может оказаться пустой и направленной только на массового читателя. Арт-журналистика является богатой областью. Она не только отражает события и основные тенденции в мире искусства, но и предоставляет арт-критику как анализ искусства, формирование культурных ценностей, утверждение новых идей. Современное искусство не всегда соответствует устоявшимся правилам и может выходить за рамки традиционного понимания. Поэтому арт-журналист должен быть хорошо знаком с искусством, уметь правильно подать информацию, быть гибким и оставаться «тренде».
Стоит отметить, что с развитием интернет-технологий возникают новые вызовы для арт-журналистики. Из-за информационного шума и перенасыщенности контентом сложнее привлечь внимание аудитории к глубоким исследовательским материалам. В этой связи многие журналисты вынуждены балансировать между увлекательным стилем подачи материала и сохранением глубины и содержательности.
Несмотря на все сложности, арт-журналистика продолжает оставаться важным инструментом для понимания и ценности культуры и искусства. Она помогает людям увидеть мир глазами творческих личностей, понять их вдохновение и творческий процесс. Этот жанр в сфере медиа способствует расширению культурного горизонта и формированию критического мышления у аудитории.