Найти тему
Политехнический музей

Конструктор Останкинской башни Николай Никитин

Оглавление

В этот день родился архитектор и инженер, спроектировавший фундамент МГУ, Останкинскую башню и каркас монумента «Родина-мать зовёт!».

Николай Васильевич Никитин родился 28 (15) декабря 1907 года в Тобольске. Отец занимался судебной практикой, мать держала фотоателье. В 1911 году семья переехала в Ишим. Николай учился в церковно-приходском училище, затем в Ишимской гимназии, после получения аттестата поступил в Томский технологический институт на архитектурное отделение строительного факультета. Курс лекций по технологии железобетона там читал профессор Николай Молотилов. В 1910-х он разработал и запатентовал конструкцию из железобетонных плит. Первая же курсовая работа его ученика Николая Никитина — «Раскрытие конструктивных возможностей железобетона».

Во время учёбы Никитин возглавлял студенческое конструкторское бюро, которое рассчитывало типовые конструкции из железобетона для Кузнецкого металлургического комбината. После окончания института Никитина назначили архитектором Новосибирского крайкома. В том же Новосибирске он построил первое в стране здание с железобетонным сборным каркасом на монолитном фундаменте — четырёхэтажное общежитие. Для этого Никитину пришлось организовать полукустарное производство опор, балок и ферм на старом кирпичном заводе.

Он спроектировал несколько жилых комплексов в городе и большепролётные железобетонные арочные перекрытия железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный.

В 1932 году вместе с инженером Юрием Кондратюком разработал проект ветроэлектростанции, которую должны были поставить в Крыму, на вершине Ай-Петри. Никитин впервые исследовал статическое и динамическое воздействие ветровой нагрузки на высотное гибкое сооружение и разработал ряд основополагающих теорий.

В сентябре 1937 года Никитин был приглашён в мастерскую по проектированию Дворца Советов в Москве.

Дворец Советов

Административное здание в Москве для проведения сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций на месте снесённого храма Христа Спасителя должно было стать самым высоким зданием в мире. План архитектора Бориса Иофана предполагал, что высота Дворца с венчающей его стометровой статуей Владимира Ленина составит 415 метров.

Никитин внёс ряд усовершенствований в конструкцию фундаментов и каркаса и выполнил расчёт здания на динамическое действие ветровой нагрузки, для чего разработал новую методику, близкую к современной. Согласно расчётам, фундамент должен был выдержать нагрузки свыше 500 000 тонн. Выверяя длину его фундамента, Никитин нашёл узлы его сцепления с железобетонным барабаном основания и доказал, что основание и каркас здания должны соотноситься между собой как части единого организма.

Это строительство не осуществилось, но опыт пригодился архитектору позже, при создании Останкинской башни, являвшейся самым высоким сооружением в мире и остающейся высочайшем зданием Европы. Впрочем, к ней мы ещё вернёмся.

Во время войны

К строевой службе Никитин был непригоден из-за хромоты, вызванной укусом змеи в подростковом возрасте: врачи боролись за него около полугода, он заново учился ходить, и всё же в 1966 году часть ноги пришлось ампутировать.

С 1942 года в институте Промстройпроект архитектор разрабатывал конструкции для строительства в условиях военного времени, а с 1944 года участвовал в ряде проектов по созданию сборных железобетонных конструкций промышленных зданий, за что в 1951 году получил Сталинскую премию третьей степени.

МГУ

В 1949–1952 годах Никитин работал над проектированием главного здания МГУ на Воробьёвых (тогда — Ленинских) горах. Его начали проектировать после постановления Совета министров от 13 января 1947 года о строительстве в Москве восьми «сталинских» высоток. Первый пункт постановления гласил: «Принять предложение товарища Сталина о строительстве» восьми высотных зданий.

Интересно, что сначала здание на Ленинских горах предназначалось для жилья и гостиницы, но 15 марта 1948 года вышло постановление Совета министров, что эта высотка будет отдана под Московский государственный университет. Также любопытно, что первым архитектором здания был Борис Иофан, автор проекта Дворца Советов. Но 3 июля 1948 года его заменили на Льва Руднева, который сохранил пирамидальную композицию, но сменил стиль ар-деко на неоклассический и настоял на смещении здания вглубь Ленинских гор.

И всё равно грунты в этом месте были сложными, с подземными водами. Чтобы решить эту проблему, Николай Никитин вместе с группой конструкторов предложил уникальное инженерное решение: коробчатый фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения и многое другое. Под коробчатый фундамент вырыли 18-метровый котлован, масса вынутого грунта соответствовала массе будущего здания. Это позволило построить в сложных условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов. Осадка составила всего пять сантиметров.

Останкинская башня

15 июля 1955 года Совет министров СССР издал постановление «О строительстве нового телепередающего центра», для которого сначала был выделен участок в Черёмушках, но более подходящий был найден на территории Останкинского питомника Управления благоустройства Москвы.

Всесоюзный конкурс на лучший проект башни выиграл киевский проектный институт, предложивший ажурную металлическую башню наподобие башни Эйфеля в Париже. Неожиданно Николай Никитин, бывший членом конкурсной комиссии, выступил с предложением выполнить башню из бетона. Ему дали возможность подготовить заявку. Говорят, Никитин утверждал, что разработал проект за одну ночь, а прообразом конусообразного основания башни стала увиденная во сне перевёрнутая лилия.

Как бы то ни было, Никитин был назначен главным конструктором Останкинской башни. Полый железобетонный цилиндр высотой 385 метров он решил стянуть 149 вертикальными стальными тросами вдоль внутренней поверхности ствола. Фундамент заложили на глубину менее пяти метров, хотя эксперты уверяли, что потребуется не менее 40 метров. В центре основания башни на отдельном фундаменте установлен железобетонный стакан высотой 63 метра. Два фундамента позволяют передавать на грунт различное давление при их неравномерной осадке. Для устойчивости число опор увеличили с четырёх до десяти.

Окончательный проект Останкинской телебашни был утверждён 22 марта 1963 года. Последним изменением стало увеличение высоты с проектных 533 метров до 540 (с флагштоком).

Время показало, что конструкция выдерживает не только любой ветер, но даже и сильнейший пожар, случившийся 27 августа 2000 года. За эту работу Никитин в 1970 году был удостоен Ленинской премии.

Родина-мать

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде, одна из самых высоких статуй мира и высочайшая статуя в России. Высота монумента — 85 метров. Строительство шло в 1959–1967 годах. Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Статуя стоит на двухметровой плите, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, скрытом под землёй. Меч длиной 33 метра сделан из нержавеющей стали.

Николай Никитин, разрабатывавший конструкцию статуи, предложил поставить её на фундамент свободно, без анкерного крепления. Возможные отклонения можно было компенсировать гидравлическими домкратами.

Внутри статуя полая. Толщина железобетонных стен — до 30 сантиметров. Жёсткость обеспечивают внутренние перекрытия, образующие камеры и 117 металлических тросов, постоянно находящихся в натянутом состоянии.

****

В 1966 году Николай Никитин стал доктором технических наук, в 1970 году получил звание заслуженного строителя РСФСР. Являлся членом-корреспондентом Академии архитектуры и строительства. Также участвовал в проектировании Центрального стадиона имени В.И. Ленина в Лужниках, мемориала в Ульяновске, первого высотного здания в Ташкенте, Дворца культуры и науки в Варшаве, напоминающего московские высотки, и четырёхкилометровой башни-оболочки по заказу японской компании. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В 2011 году в Ишиме был установлен памятник учёному. Его именем названа одна из улиц Тобольска.

В начале ноября 2023 года в преддверии 56-летия Останкинской башни у её подножья поставили памятник Никитину — бронзовый бюст работы скульптора Владимира Суровцева. «У основания Эйфелевой башни много лет назад был установлен бюст инженера Эйфеля, это абсолютно справедливо, — сказал на открытии памятника скульптор. — И сегодня мы делаем фактически близкую историю, мы ещё раз закрепляем в памяти наших сограждан имя выдающегося инженера, я бы сказал, российского Леонардо, Николая Васильевича Никитина».