Найти тему
Порцелиновый фан

Гусева Нина Борисовна (1926-2013). Художник ЛФЗ.

На сайте музея "Государственный Эрмитаж" приведена биография Н.Б. Гусевой, написанная с большой теплотой (как видно, человеком, близко её знавшем). Хотя её биография стандартна для ленинградцев, родившихся во второй половине 1920-х - начале 1930-х годов, чей творческий взлёт пришёлся на "семидесятые"-"восьмидесятые" годы: детство-отрочество, Война, поступление и учёба в ЛВХПУ (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Училище технического рисования барона Штиглица), работа на ЛФЗ. В войну, работая на дровозаготовках (разбирали старые деревянные дома для отопления госпиталей) сильно потеряла в зрении - возможно, из-за нехватки витаминов, микроэлементов, да и просто из-за недостатка нормальной еды. В октябре 1943-го года награждена медалью "За оборону Ленинграда". В октябре 1945-го поступила в ЛВХПУ. Позднее перевелась на вновь созданный факультет Керамики (отделение Скульптуры). Модельное дело преподавал Я.Г. Мигунов, роспись вели М.П. Кириллова и В.П. Фрезе (об этих двух не только преподавателей, но и художниках ЛФЗ на канале вышли отдельные статьи). Интересно, что, защитив диплом летом 1953-го, Н.Б. Гусева не осталась в Ленинграде, а уехала к мужу в Новокузнецк, на шахту "Зыряновская", где он работал маркшейдером. В 1955-м году поступила на работу в "Горпроект", и только летом 1956-го года, когда мужа перевели в Ленинград, устроилась в ЛФЗ - почти по специальности - на должность живописца.

Нина Борисовна Гусева. Фото середины 1980-х годов (с учетом того, что на столе стоит фарфоровая лампа, которая выпускалась на ЛФЗ в 1984-1985 гг.).
Нина Борисовна Гусева. Фото середины 1980-х годов (с учетом того, что на столе стоит фарфоровая лампа, которая выпускалась на ЛФЗ в 1984-1985 гг.).

Так уж случилось, что, получив образование по специальности скульптор, Нина Борисовна всю жизнь проработала именно художником, создавая рисунки для росписи фарфора в различной технике.

Очень интересный и по форме, и по росписи, выполненный в стиле МИНИМАЛИЗМА (ЛАКОНИКО-ФУТУРИЗМА) сервиз под названием "Ёлочки" (1962). Роспись соответствует форме, сервиз эстетически отлично уравновешен, весьма редок. Можно только порадоваться за тех любителей фарфора, в собраниях у которых он есть. Необычная форма создана верной соратницей и подругой жизни многолетнего главного художника ГФЗ/ЛФЗ Н.М. Суетина Анной Александровной Лепорской (1900-1982). Хоту отметить, что по моде ранних "шестидесятых" на блюдце не акцентировано место для донца чашки. Это мода продержалось всего пару-тройку лет, поскольку носить чашку с блюдцем, где чашка постоянно скользит по поверхности и грозится опрокинуться, неудобно с точки зрения функциональности, а как раз на "функциональность" в те годы чуть ли не молились. Функциональность - одно из "знамён" МИНИМАЛИЗМА. Смотрим...

Предметы ещё одного комплекта начала 1960-х годов - "Народные мотивы"...

Ваза и две тарелки из комплекта "Народные мотивы". 1961. Высота вазы 31,4 см., диаметр тарелок - 18,0 см. Роспись построена на контрасте чёрного, белого и красного. Хотя все фигуры узнаваемы, сама композиция уносит зрителя в стилистику СУПРЕМАТИЗМА, разве что геометрические формы заменены некими визуально понятными изображениями. Всё-таки композиционно СУПРЕМАТИЗМ на ЛФЗ  не смогли искоренить годы моды на НЕОКЛАССИЦИЗМ... Конечно, это также не ручная роспись... Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей".
Ваза и две тарелки из комплекта "Народные мотивы". 1961. Высота вазы 31,4 см., диаметр тарелок - 18,0 см. Роспись построена на контрасте чёрного, белого и красного. Хотя все фигуры узнаваемы, сама композиция уносит зрителя в стилистику СУПРЕМАТИЗМА, разве что геометрические формы заменены некими визуально понятными изображениями. Всё-таки композиционно СУПРЕМАТИЗМ на ЛФЗ не смогли искоренить годы моды на НЕОКЛАССИЦИЗМ... Конечно, это также не ручная роспись... Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной художественный музей".

Ещё один сервиз из "шестидесятых", декорированный деколью в мелкий "дождичек" из "листочков" со вставками из стилизованных цветов и "исключительного" колера листьев, называется "Весенний". 1960-е. Основной колер мог быть зелёным. А мог быть, к примеру, и розоватым.

Сервиз 1969-го года, созданный совместно с А.А. Лепорской (где Лепорская выступила автором формы), назвали "Праздничный". Помним, что год 1969 входит в т.н. "юбилейные" года с 1967-го по 1970-й, и создан в эстетике НЕОКОНСТРУКТИВИЗМА.

В том же 1969-м году - во всяком случае на такой дате настаивает "Государственный Эрмитаж" - состоялась, наверное, самая большая творческая удача Н.Б. Гусевой - она создала роспись "Полдень" на фасоне "Весенний", которая сейчас известна большинству любителей фарфора под народным названием "Щедрая осень". Выпускался сервиз в такой росписи все "семидесятые" и "восьмидесятые" годы. Сервиз узнаваем: выполнен ручной росписью, широким мазком (больше характерным для Дулёво, чем для ЛФЗ) в ярких оранжево-жёлто-красных тонах. Выглядит очень нарядно!

Неоднократно упоминалось в статьях на канале значимое событие мая 1969-го года - выпуск первого в СССР костяного фарфора. Технология была отечественной, далась заводу не без труда - методом проб и ошибок, зато фарфор получился тончайший, "напевный" и кипельно белый. Первые формы предметов под костяной фарфор создал Эдуард Михайлович (Менделевич) Криммер. Самой первой формой была чашка (с блюдцем) формы "Майская".

Нина Борисовна мгновенно влюбилась в костяной фарфор, и взялась делать рисунки (в основном, для переноса на предметы в технике шелкографии) под костяной фарфор. Известно её высказывание: "Костяной фарфор - это музыка, которая греет душу."

В следующих галереях представлены ещё три сервиза - совместное творчество Э.М. Криммера и Н.Б. Гусевой: "Светлый день" (1981), "Подарок"(1987) и "Золотые медальоны" (1987)... Всё - костяной фарфор.

Одной из характерных особенностей в стилистике декора от Н.Б.Гусевой является довольно мелкий рисунок с частым украшением в виде цветочных гирлянд. В 1971-м году она создала комплект (сервиз) с декором, который так и назвала - "Гирлянды".

А эта чашка с блюдцем от 1970-го года также называется "Гирлянды"...

Чашка с блюдцем "Гирлянды". 1970. Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Гусева Н.Б.
Чашка с блюдцем "Гирлянды". 1970. Автор формы Криммер Э.М., автор росписи Гусева Н.Б.

В похожем декоре (с гирляндами) в 1986-м году был создан сервиз, получивший название "Золотой фриз"...

Но наибольший интерес у любителей фарфора всё же вызывают те комплекты и сервизы, что были расписаны вручную. А таких в биографии Н.Б. Гусевой было достаточно... По технике росписи и по тяге к изображению фруктов напоминает уникальную послевоенную роспись такого художника ЛФЗ, как А.М. Ефимова (о её творчестве на канале "Порцелиновый фан" вышли две статьи, одна из которых посвящена была как раз послевоенному периоду; со статьёй можно ознакомиться здесь https://dzen.ru/a/ZACkcz0xO2dTtrXb )

Есть отдельные сервизы, которые хоть и не выполнены в технике ручной росписи, но мимо которых, не упомянув, пройти было бы неправильно. Один из них называется "Фриз", и создан на форме "Тюльпан"...

Сервизы на форме "Витая"...

Интересная роспись на ампирной форме, созданной Н.П. Славиной в начале 1980-х годов. Смотрим в галерее ниже...

Отдельно стоит отметить такую работу Н.Б. Гусевой, как создание большой фарфоровой настольной лампы с фарфоровым же абажуром. Подобные вещи (светильники) достаточно редки, иногда на фарфоровых предприятиях СССР делали бра или чисто декоративные светильники (как пример - Дулёво), но не полноценную фарфоровую лампу с абажуром. Хотя по пропускной способности света тонкий фарфор хорошего качества вполне может сравниться с матовым стеклом, однако по себестоимости фарфор будет в разы дороже стекла. Обычно такие экспериментальные образцы не выходят за рамки скромной партии, и уж точно не выпускаются годами в больших количествах. В следующей галерее представлены две лампы: одну полностью создала Н.Б. Гусева (и форму и роспись), вторую расписала И.С. Олевская. Такие лампы выпускали на ЛФЗ в 1984-1985 гг. Кроме всего прочего, это пример её работы как скульптора...

На ЛФЗ Нина Борисовна Гусева проработала до 1988-го года, а с 1988-го по 1994-й работала на ЛЗФИ (ЛОЗ). Некоторые сервизы и комплекты, ею созданные, в данной статье пропущены, поскольку они в какой-то степени повторяют уже представленные сюжеты. Вообще, Нина Борисовна отличалась большой работоспособностью.

Это блог фарфороголика на Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - в ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". Если интересно - записывайтесь. В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не копировать материалы с Дзена, а рассказывать что-то новое.