30 ноября 1943 года на Тегеранской конференции принято совместное решение об открытии "второго фронта" в Северной Франции в мае 1944 года.
15 декабря 1943 года агент абвера при после Великобритании в Турции Хью Нэтчбулл-Хьюджессене "Цицерон" (Эльяс Базна) снял фотокопию с документа о планируемом открытии "второго фронта".
Гитлер прочитал этот документ в своей Рейхсканцелярии уже 6 января 1944 года. Не поверил, что стало для него еще одной кардинальной ошибкой.
Наступление советских войск после форсирования Днепра развивается успешно. Его не остановило тяжелое ранение 29 февраля 1944 года талантливого командующего 1-го Украинского фронта генерала армии Ватутина. Штабная колона попала в засаду украинских националистов. Генерала ранило в ногу, вывезли, скончался в киевском госпитале.
Однако, ставка верховного главнокомандования в летнюю кампанию решила наступать не на Украине. А в Белоруссии. Наиболее удобным для этого наступления представлялся район боевой деятельности 65-й армии генерал-полковника Батова на Гомельщине. Здесь было много болот, откуда хоть и с трудностями, но можно было нанести внезапный удар. Немцы не ожидали здесь удара и не создали долговременную эшелонированную оборону.
23 мая 1943 года замысел наступления в Белоруссии одобрен в общих чертах в Кремле.
6 июня 1944 года англо-американские войска высадились в северной Франции.
О летнем наступлении в середине июня (но не месте удара) Москва сообщила в Вашингтон Рузвельту.
О замысле советского командования по наступлению узнали к 12 июня и в Рейхсканцелярии, в Берлине. Но там думают, что советские войска собираются наступать на Украине. Тем более там сконцентрировались основные советские танковые силы - около 3000 танков и САУ.
Советское командование дало указание секретарю Минского подпольного обкома Коммунистической партии Козлову о содействии наступлению. Отряды его зоны стали главной силой, которая должна была парализовать тылы немецких войск, в том числе путем Рельсовой войны.
Также общие указания об активизации всего партизанского движения в Белоруссии (270 тысяч партизан) получил Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Белоруссии Пономаренко.
Один из ударов в Белоруссии наносился 3-м Белорусским фронтом генерал-полковника Черняховского. Направление - южнее Витебска.
В поддержку 3-му Белорусскому фронту выделили 5-ю танковую армию маршала бронетанковых войск Ротмистрова.
Севернее Витебска наступает 1-й Прибалтийский фронт генерала армии Баграмяна.
В наступлении на Витебск участвовал и французский истребительный авиаполк «Нормандия-Неман» подполковника Пуйяда в составе 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майора Захарова.