Найти в Дзене

ПОДАРКИ СОВЕТСКИХ ФАНТАСТОВ ЧИТАТЕЛЯМ

Советская новогодняя открытка. Изображение взято из открытых источников
Советская новогодняя открытка. Изображение взято из открытых источников

Совсем немного осталось до наступления нового, 2024, года! В такие дни принято подводить итоги и вспоминать, что нам принес минувший год, но мы же с вами любители фантастики и у каждого из нас есть машина времени, поэтому нам ничего не стоит вспомнить о том, что нам приносили предыдущие годы. Не все, а только те, которые действительно приносили что-то хорошее, например - научно-фантастические книги. И потому я предлагаю вспомнить некоторые из них, впервые опубликованные в СССР в минувшие десятилетия.

Нина Бурдыкина. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников
Нина Бурдыкина. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников

ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ

В 1923 году, то есть, сто лет назад, в руки советских любителей фантастики впервые попал роман Алексея Николаевича Толстого "Аэлита". История любви советского инженера Мстислава Лося и Аэлиты - дочери главы Совета Инженеров Марса - заворожила читателей. Стремительный полет с Земли на Марс, древняя умирающая цивилизация, тайна Атлантиды, любовь и межпланетный экспорт революции - весьма бодрящий литературный коктейль. С этого маленького романа и началась подлинная история советской фантастики.

Михаил Мизернюк. Иллюстрация на обложку журнальной публикации романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников
Михаил Мизернюк. Иллюстрация на обложку журнальной публикации романа Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников

Роман Николая Ивановича Муханова "Пылающие бездны", впервые опубликованный в 1924 году, менее знаменит, но без него история советской фантастики совершенно немыслима. Ведь это первая отечественная космическая опера, герои которой ведут межпланетную войну, участвуют в заговорах, влюбляются, сражаются, погибают и даже меняют облик Вселенной. Роман Муханова ничуть не уступает зарубежным аналогам. И остается только сожалеть, что эта традиция долгое время не находила продолжения в отечественной фантастике.

Александр Блэк. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Изображение взято из открытых источников
Александр Блэк. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Изображение взято из открытых источников

Перенесемся на несколько лет вперед. В 1928 году выходит роман Александра Романовича Беляева "Человек-амфибия". Пройдет много лет, прежде чем тема освоения мирового океана станет для фантастики одной из основных, но классик советской НФ стал первопроходцем, потому что его герой, юноша Ихтиандр - это не просто ныряльщик, а "первая рыба среди людей и первый человек среди рыб". Иными словами, он не отгораживался от подводного мира водолазным костюмом, как герои Жюль Верна, а был его неотъемлемой частью.

С. Петрович. Иллюстрация к повести Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Изображение взято из открытых источников
С. Петрович. Иллюстрация к повести Яна Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Изображение взято из открытых источников

ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ

Мчимся вперед по реке времени. На дворе 1937 год. Именно тогда была опубликована повесть Яна Леопольдовича Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали". Многие десятилетия и дети и взрослые читают о похождениях профессора Енотова и двух его юных спутников, Карика и Вали, в мире насекомых, который очень похож на другую планету, настолько удивительные его обитатели. Любопытно, что иллюстратор первого издания этой книжки использовал технику фотоколлажа, совмещая реальные фотографии людей и насекомых.

С. Мочалов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Тайна двух океанов". Изображение взято из открытых источников
С. Мочалов. Иллюстрация к роману Григория Адамова "Тайна двух океанов". Изображение взято из открытых источников

Переместимся в 1939 год, который порадовал читателей книгой Григория Борисовича Адамова "Тайна двух океанов". Советскому писателю удалось создать отечественный "Наутилус", подводную лодку "Пионер", экипаж которой не только разгадывает загадку гибели морских торговых судов, но и проникает в тайны океанической жизни. Разумеется, без приключений не обходится и именно они сделали эту книгу неувядающей, несмотря на то, что многие научные сведения и технические детали безусловно устарели.

Евгений Рачев. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Пылающий остров". Изображение взято из открытых источников
Евгений Рачев. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Пылающий остров". Изображение взято из открытых источников

СОРОКОВЫЕ ГОДЫ

От наступающего 1941 года советские люди ждали только хорошего. Не их вина, что он принес начало самой тяжелой и страшной в нашей истории войны, в которой наши дедушки и бабушки победили, несмотря на все потери и разрушения. Однако было и в этом роковом году хорошее. Например, роман Александра Петровича Казанцева, будущего классика нашей фантастики, "Пылающий остров", блистательно завершивший эпоху советской довоенной НФ.

Анатолий Шпир. Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Звездные корабли". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Шпир. Иллюстрация к повести Ивана Ефремова "Звездные корабли". Изображение взято из открытых источников

И во время Великой Отечественной войны, приближая Победу, советские люди не переставали мечтать о будущем. И хотя это нелегкое время не способствовало появлению крупномасштабных НФ-произведений, сама научная фантастика продолжала развиваться. Всего через два года, после войны, в журнале "Знание - сила" публикуется повесть "Звездные корабли", поразившая воображение советских читателей. Ее автор, Иван Антонович Ефремов, через десять лет напишет главный утопический роман советской литературы "Туманность Андромеды".

Владимир Тамби, Нина Петрова. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "220 дней на звездолете". Изображение взято из открытых источников
Владимир Тамби, Нина Петрова. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "220 дней на звездолете". Изображение взято из открытых источников

ПЯТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Не оставляла советская фантастика и мечту о космосе. В 1955 году любители этого вида литературы в нашей стране получили возможность приобщиться к нему в повести Георгия Сергеевича Мартынова "220 дней на звездолете". С этого момента фантасты СССР не оставят тему освоения, сначала - межпланетного, а затем и - межзвездного пространства, без внимания. А писатель, который возродил к ней интерес, станет одним из ведущих советских фантастов.

Анатолий Елисеев, Михаил Скобелев. Иллюстрация к повести Виталия Мелентьева "33 марта". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Елисеев, Михаил Скобелев. Иллюстрация к повести Виталия Мелентьева "33 марта". Изображение взято из открытых источников

Не только Ефремов и Мартынов в пятидесятые писали о будущем. В 1958 году вышла повесть Виталия Григорьевича Мелентьева "33 марта", которая стал первой частью трилогии о приключениях советских школьников Васи Голубева и Юры Бойцова. Автору удалось показать привлекательное будущее глазами ребенка, что было в то время довольно смелым ходом. Впоследствии к этому приему прибегали многие именитые советские фантасты, но Мелентьев был первым.

В. Конюхов. Иллюстрация к повести Вадима Шефнера "Девушка у обрыва". Изображение взято из открытых источников
В. Конюхов. Иллюстрация к повести Вадима Шефнера "Девушка у обрыва". Изображение взято из открытых источников

ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

В шестидесятых советская фантастика делала своим читателям так много подарков, что всех даже не перечислишь, но можно и нужно вспомнить о некоторых из них. Например - о замечательно смешной и грустной повести поэта и прозаика Вадима Сергеевича Шефнера "Девушка у обрыва", впервые опубликованной в 1964 году. История любви Андрея Светочева, гениального изобретателя аквалида, изложена его приятелем Ковригиным, который втайне считает себя гораздо более талантливым, нежели герой его собственного повествования.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников

И уж кончено одним из лучших подарков стала повесть Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких "Понедельник начинается в субботу", опубликованная в 1965 году. Кстати, эта повесть имеет к Новому году самое непосредственное отношение, ибо на новогоднюю ночь приходятся события второй части повести "Суета сует", которую авторы первоначально хотели назвать "Ночь перед Рождеством". И хотя лучшие сотрудники НИИЧАВО ни выходных, ни праздников не признают, писателям удалось создать атмосферу новогодней сказки даже в самом сказочном из всех НИИ Советского Союза.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Девочка, с которой ничего не случится". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Кира Булычева "Девочка, с которой ничего не случится". Изображение взято из открытых источников

И уж конечно одним из самых замечательных фантастических подарков шестидесятых годов стала небольшая повесть Кира Булычева "Девочка, с которой ничего не случится", опубликованная в 1965 году. Алиса Селезнева здесь еще совсем маленькая, но вскоре ей предстоит вырасти до подросткового, а следовательно - самого активного возраста, и радовать своими приключениями читателей нескольких поколений.

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Сергея Павлова "Лунная радуга". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Сергея Павлова "Лунная радуга". Изображение взято из открытых источников

СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Семидесятые принесли советским читателям немало подарков. В 1976 году была опубликована первая книга из короткого цикла Сергея Ивановича Павлова "Лунная радуга". Читателя заворожили не только приключения космодесантников, которые оказались заражены некой инопланетной субстанцией, но и мастерски описанное автором Внеземелье, с огромным трудом и потерями осваиваемое человечеством будущего.

Николай Кошкин. Иллюстрация к книге Сергея Снегова "Посол без верительных грамот". Изображение взято из открытых источников
Николай Кошкин. Иллюстрация к книге Сергея Снегова "Посол без верительных грамот". Изображение взято из открытых источников

В 1977 году вышла книга Сергея Александровича Снегова "Посол без верительных грамот". Это сборник научно-фантастических детективов, объединенный главными героями, братьями Роем и Генрихом Васильевыми, которые расследует разные загадочные, а порою и трагические происшествия, что случаются, порой, даже в добром XXV веке. Более масштабные события этого же столетия происходят в трилогии "Люди как боги", которая создавалась писателем почти двадцать лет.

Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников
Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников

Не забывали советские фантасты и о детской аудитории. В 1975 году вышла повесть Анатолия Ивановича Мошковского "Пятеро в звездолете". Ее герои живут в светлом будущем, но им кажется, что взрослые слишком уж ограничивают их свободу, не позволяя самостоятельно летать в космос. А что если взять и угнать звездолет?! Сказано - сделано. И вот четверо мальчишек и одна девчонка отправляются в далекое путешествие, чтобы в конечном итоге многое понять и духовно повзрослеть.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к роману Владислава Крапивина "Голубятня на желтой поляне". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к роману Владислава Крапивина "Голубятня на желтой поляне". Изображение взято из открытых источников

ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Героями своих книг сделал детей и Владислав Петрович Крапивин. В 1985 году увидела свет его знаменитая трилогия "Голубятня на желтой поляне", которую можно считать одним из лучших подарков, из сделанных советскими фантастами своим читателям. Приключения скадермена Ярослава Родина на планете, которая почти такая же как его родная Земля, но все же отличается от нее и не в лучшую сторону, стали возможны благодаря четверым ребятам, рискнувшим, вопреки суеверию, включить в свою группу пятого, да еще - взрослого.

Евгения Стерлигова. Иллюстрация к роману Владимира Фирсова "Срубить крест". Изображение взято из открытых источников
Евгения Стерлигова. Иллюстрация к роману Владимира Фирсова "Срубить крест". Изображение взято из открытых источников

Не просто подарком, а своего рода откровением стало публикация в 1980 году повести Владимира Николаевича Фирсова "Срубить крест". В советской фантастике не так уж часто встречались элементы фэнтези, а здесь и принцесса Изумрудной звезды Ганелона и злодей Рюдель и рыцарские турниры и истинный рыцарь Алексей Северцев, прилетевший с далекой Земли. Удивительная книга, которая, к сожалению, давно не переиздается.

Дмитрий Литвинов. Иллюстрация к повести Ольги Ларионовой "Чакра Кентавра". Изображение взято из открытых источников
Дмитрий Литвинов. Иллюстрация к повести Ольги Ларионовой "Чакра Кентавра". Изображение взято из открытых источников

Рыцари и принцессы есть и в повести Ольги Николаевны Ларионовой "Чакра Кентавра", опубликованной в 1988 году. Планета Джаспер заселена людьми, живущими в некоем подобии высокотехнологичного средневековья, но людьми - слепыми. Зрение им дают разумные птицы крэги, которые редко покидают своих напарников. Вот только, если ты смотришь на мир чужими глазами, далеко ли до беды?

Советская новогодняя открытка. Изображение взято из открытых источников
Советская новогодняя открытка. Изображение взято из открытых источников

Такова поневоле краткая история подарков, которые делали советские фантасты своим читателям на протяжении, минимум, шестидесяти лет. Разумеется, список этот далеко не полон. Я намеренно взял от каждого упомянутого автора по одной книге, а сколько авторов и книг я не упомянул! Очень хочется верить в то, что и в будущем фантасты нас будут одаривать не хуже, но... Впрочем, ни к чему говорить о грустном в канун Нового года.

Советская новогодняя открытка. Изображение взято из открытых источников
Советская новогодняя открытка. Изображение взято из открытых источников

С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ! ДОБРОЙ ФАНТАСТИКИ!