В основе нынешнего относительного благополучия народа лежит Брежневская эпоха застоя. Было время, когда мы не сомневались во всесокрушающей мощи нашего государства. И было это не так уж давно. Всего каких-нибудь сорок лет назад. Те годы у нас сегодня принято называть застоем.
Однако я считаю, что никакого застоя тогда не было. Мы просто жили не по средствам. Тратили намного больше, чем имели доходов. Ряд современных политологов утверждает, что советская власть все стоящие перед ней проблемы решила к пятидесятым годам. Следовательно перестройка должна была начаться сразу после смерти Сталина.
Я думаю, что если бы Горбачёв появился у нас тогда, нас бы никого уже не было. Если бы на той базе у нас рухнуло государство, новая гражданская война была бы неизбежна. Дело даже не в том, что советский народ тогда ещё не перестал верить в коммунизм. Дело в том, что советский народ на тот момент ещё не вышел из бараков.
Если бы приватизация самых жирных кусков государственной собственности началась на фоне коммуналок и бараков социального взрыва было бы не миновать. Сначала Хрущёв, а потом и Брежнев строили не только военную и экономическую мощь СССР. Они ведь ещё и социальную базу будущего капитализма создавали.
Когда много позже гайдар с Чубайсом растаскивали лучшие государственные предприятия, они и народу тоже свою сахарную косточку кинули. Этой косточкой и стали те квартиры, которые были построены в годы так называемого застоя. Людям стало не до борьбы за справедливость.
Они занялись освоением своей доли в общей массе приватизируемого имущества, своих кровных квадратных метров. Идея владеть своим жильём так понравилась народу, что он стал бояться коммунистов ничуть не меньше, чем Березовский или Гусинский с Ходорковским. Получается, что в годы правления Леонида Ильича у нас ковалась будущая социальная база капитализма.
Люди, поучившие свою малую долю в государственном имуществе, уже не чувствовали себя ограбленными. Более того, они боялись потерять то, что получили в случае возвращения коммунистов к власти. Поэтому несмотря на то, что Зюганов клятвенно пообещал не отбирать приватизированные квартиры, его неизменно прокатывают на всех выборах.
В результате сегодня мы имеем самое большое количество собственников жилья в мире. Собственная квартира стала для нашего человека той базой, которая не позволила ему пропасть в девяностые годы. Она же которая держит его на плаву сегодня.
Я считаю, что брежневские годы не только не были застойными, они были наиболее продуктивными за весь период советской власти. В те годы была заложена социальная база общества на сотни лет вперёд.
Конечно, брежневские дома сотни лет не простоят. Однако по мере их обветшания будет производиться реновация жилья подобная той, которая уже полным ходом проводится в Москве. Этот опыт будет распространяться на всю Россию.
В противном случае московская реновация станет источником социального взрыва в стране. Поскольку государство ни в коем случае допустить этого не может, ему придётся вкладывать десятки триллионов рублей в реновацию жилья по всей стране. Именно жилищный вопрос станет основным для нашего народа.
В зависимости от того, как решается этот вопрос, люди будут оценивать эффективность властей на всех уровнях. Это станет отличительной чертой нашего общества и государства на фоне всего остального мира. Однако тут тоже будут свои подводные камни и один из них – это жильё, приобретённое в ипотеку уже в постсоветское время. Рано или поздно встанет вопрос: распространять или не распространять на него правила реновации?