«Скучаю по ней. Сильно. Она была для меня совершенством…» (с) из к/ф «Мой создатель».
Здравствуйте. Не так давно я посмотрел кинокартину «Мой создатель», которая вышла в 2020 году. Фильм заявлен как научная фантастика, и тут нам снова предлагают проникнуться историей про бедных роботов, которые тоже чувствуют. Попробуем разобраться что к чему?
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.
Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.
***
Начинаю просмотр… И с первых же минут меня настигает жёсткое дежавю! Причём оно гарантировано и для неискушённого зрителя (каким я и являюсь). Где-то всё это уже было... Может быть, в половине НФ-фильмов последних десяти лет? Да ладно там десяти… Но этот фильм ещё и обозвали новым, цифровым «Солярисом»! Спорное заявление. Здравое зерно в нём проглядывается, но ведь книжный «Солярис» был не только о любви! Или в принципе не о любви. Нам же тут опять предлагают историю про любовную любовь.
Спокойный голос из головы подсказывает: а может быть, автор статьи про цифровой «Солярис» оказалась и не столь уж далека от истины?
Итак, у нас есть: Супер Секретная Лаборатория в лесах Японии (привет, фильм «Из машины»!), один Учёный-На-Все-Руки (выглядит как прокачанная версия Бимы Дилана), Драматическое Прошлое Учёного (в автокатастрофе погибли жена и ребёнок), а также несколько опытных Образцов разумных роботов.
Как вы думаете, что может произойти дальше? Ну естественно: пресловутая любовная любовь, ой, то бишь разборки человека с искусственным интеллектом. Добрую половину хронометража зритель наблюдает, как железный Образец №2 (поглупее, пострашнее, похож на улучшенную тумбочку) ревнует своего кожаного Создателя к Образцу №3 (который уже почти как человек). Ближе к середине фильма мы понимаем, что ревность робота не приводит ни к чему хорошему.
К слову, Создатель — мужчина (спасибо авторам, что фильм не обращает наше внимание на белую кожу и гетеросексуальность Учёного), а все Образцы — женщины-роботы, которые отличаются уровнем самосознания. Так, первый Образец остановился на уровне развития в 5 лет, второй — 15, третий же достиг уровня взрослой женщины.
Но зачем Создатель навинтил себе аж трёх роботов женского пола? А затем, что некая Корпорация дала ему Важное Задание: за три года, пока финансируется проект, Создателю необходимо разработать такой искусственный интеллект, который будет гораздо круче, чем все разработки агрессивных фирм-конкурентов. Капитализьм-с, батенька, и никак иначе.
Начальники Корпорации думают, что дела у Создателя идут так себе: за два с лишним года он собрал только одного робота, тот самый Образец №1 с интеллектом пятилетнего ребёнка и грацией ведра с картошкой. Иными словами, на взгляд больших боссов Создатель конкретно облажался. Начальство рвёт и мечет, грозится судами и штрафами за долгую и непродуктивную работу...
Но только утаил Создатель от своих начальников, что разработал ещё два поколения искусственных людей, и планирует нелегально загрузить в Образец №3 сознание недавно погибшей жены... Чтобы — что? Натянуть на робожену искусственную кожу и вместе убежать в закат, подальше от злобных акул капитализма? Личные цели у Создателя странные, на пару ходов вперёд думать он, кажется, не умеет.
***
Небольшое отступление: почему в современной научной фантастике популярна тема одинокого учёного? Разве работа по созданию искусственного человека не требует слаженных усилий группы людей, больших бюджетов, обязательного контроля со стороны государства? Ясен красен, что требует. Но почему-то в массовой культуре до сих пор живёт стереотип: мол, науку способны двигать гениальные одиночки, пусть и с регулярными отчётами о работе. Может, оно так и было лет пятьсот назад, но сейчас-то куда?
Кроме того, почему в современной фантастике так необходима Секретная Лаборатория, желательно в какой-то глуши? Я не смотрел всю современную фантастику, и конкретно утверждать не берусь, но и двух-трёх фильмов хватает, чтобы заметить эту деталь. Кстати, фильм «Из машины» тоже страдает этими недостатками, и, несмотря на мою высокую оценку, претензии к нему все те же.
Режиссёры, вам ещё не надоели Секретные Лаборатории, а? Те самые, с азиатскими иероглифами на стенах, а ещё лучше — расположенные где-нибудь в сверхсовременной азиатской стране? Что-то мне подсказывает, что большая часть «умной» научной фантастики идёт по пути, который давным-давно уже предсказал польский фантаст Станислав Лем: «Будущее всегда выглядит иначе, нежели мы способны его себе вообразить».
***
Но ладно. Вернёмся к фильму. На протяжении 109 минут экранного времени мы наблюдаем, как один человек пытается победить в заранее проигрышной со всех сторон ситуации. И это очень по-лемовски, знаете ли. Пытаться победить, зная, что проиграешь — это достойно для человека, потому что абсурдно. Всё как писал Альбер Камю в «Мифе о Сизифе».
И всё-таки насчёт избитости сюжета… Согласен, фильм можно было бы назвать вторичным говнецом, суррогатом и симулякром, киношкой, похожей на туеву хучу других научно-фантастических произведений, если бы не одно жирное «НО»: концовка переворачивает всё с ног на голову, и многие зрители точно будут сидеть с раскрытым ртом!
Видимо, человеческий мозг не готов умирать ни при каких условиях, и поэтому способен на всё, лишь бы сохранить иллюзию стабильного бытия…
Фильм также поднимает множество тем: тут тебе и злобные корпорации, и цифровизация сознания, и возможность общения с умершими людьми, и даже несчастная любовь: любовь очеловеченного робота к своему Создателю… Я неумело перефразирую слова классика и скажу: «Мы в ответе за тех, кого породили». Но, конечно, для прожжённых киноманов финал «Моего создателя» — очевидная, тупая и скучная банальщина.
Последние минуты получились очень неожиданными лично для меня (говорю же, зритель я неискушённый), и у меня случился отвал башки. Конец фильма мощный и внезапный, именно он сделал половину моей итоговой оценки. Однако, если вспомнить, здесь неуловимо (как жареной рыбой в подъезде девятиэтажки) попахивает сериалом «Чёрное зеркало»… Вторичность или творческий реверанс? Решать каждому зрителю самостоятельно.
***
Итак, что у меня по итогам? Несмотря на всё сказанное, я хочу сделать такой вывод: кино определённо заслуживает просмотра, просмотра неоднократного и более вдумчивого. Что я и сделал несколько месяцев спустя.
Фильм есть за что критиковать, но мне он всё-таки понравился. Самое главное, что он не показывает нам всякие там приключения драконов, будни суперсемейки, проблемы супергероев и прочие наивные сказки для детей и взрослых с мозгом ребёнка. Думаю, иногда я буду пересматривать этот фильм. Неожиданно для меня он оказался приятным. Спасибо за ваше внимание.
«Человек создаёт машины, чтобы исправить свои ошибки». (с) из к/ф «Мой создатель».
***
Ссылки на мой проект «Болтовня буквоеда»:
- Группа ВКонтакте: https://vk.com/bookwoed
- Канал Дзен: https://dzen.ru/bookwoed1
- Канал YouTube: https://www.youtube.com/@bookwoed2
***
Использованные картинки (в порядке появления):
- Баннер с сайта КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/film/1055319/
- Кадры из фильма «Мой создатель» (2020 г.): https://www.kinopoisk.ru/film/1055319/