Сегодня мы рассмотрим основные причины и разберемся, что снижает ресурс аккумулятор на холоде и почему он садится.
Важные советы по зимней эксплуатации автомобиля
Зима - это время, когда автомобиль подвергается повышенным нагрузкам. Холод, снег, гололед - все это может привести к различным проблемам с машиной. Чтобы избежать неприятностей, важно соблюдать некоторые правила зимней эксплуатации автомобиля.
Аккумулятор
Аккумулятор - это один из наиболее уязвимых узлов автомобиля в зимний период. При температурах ниже нуля емкость аккумулятора снижается, а напряжение на его клеммах падает. Это связано с тем, что химические реакции, протекающие в аккумуляторе, замедляются при низких температурах.
Чтобы избежать проблем с аккумулятором зимой, необходимо соблюдать следующие правила:
* Регулярно проверяйте состояние аккумулятора. Если на клеммах появился налет ржавчины, очистите его. Также необходимо следить за тем, чтобы клеммы были надежно затянуты.
* Перед наступлением зимы зарядите аккумулятор до полной емкости.
* Если вы планируете оставлять автомобиль без движения на длительное время, периодически подзаряжайте аккумулятор.
— при температурах ниже "нуля" емкость любого свинцово-кислотного аккумулятора уменьшается от 20% до 50%, в зависимости от возраста самого АКБ, его состояния и температуры окружающей среды. Чем холоднее на улице и старше батарея тем "меньше" она становится. Обычный закон химии: при понижении на 10°С — скорость химических реакций замедляется в 2 раза. В сравнении с летним периодом разница в 30-40°С даст замедление скорости токообразующих реакций в аккумуляторе в 6-8 раз. И принимать заряд и отдавать батарея будет хуже. В целом это и сказывается на меньшей емкости батареи зимой.
— напряжение на клеммах даже у полностью заряженного аккумулятора на морозе падает с 12,7 Вольт вплоть до 12,4 Вольт. Неприятность состоит в том, что при таком низком напряжении в десятки раз увеличивается саморазряд да и запас емкости зимой меньше (если летом машину можно было оставлять на недели без движения то в морозы на 1-3 дня)
— короткие поездки в зимнее время из-за большого количества включенных электроприборов практически не заряжают аккумулятор, так как понижено напряжение в сети да и аккумулятор не успевает "отогреться". Ток заряда по сравнению с летним периодом ниже в 2-3 раза. Тем, кто использует автомобиль в таком режиме, необходимо раз в 2 недели АКБ подзаряжать.
— зимой желательно эксплуатировать машину каждый день и не допускать простоев больше 1-2 дней, особенно если авто ночует на улице. Если машина будет стоять без движения на срок более долгий: рекомендуем в таких случаях забирать аккумулятор в теплое помещение. Для тех, у кого машины находятся в гаражах, снимите как минимум клемму с АКБ.
Правильнее всего никогда не допускать разрядку аккумулятора более чем на 1/4 полной зарядки. Уровень заряженности определяем или по плотности электролита или по напряжению на токовыводах:
Заряжен на 100%: плотность электролита (ПЭ) 1,285; НРЦ 12,7 В; замерзнет при — 65°С
75%: ПЭ 1,252; НРЦ 12,5 В; — 50°С
50%: ПЭ 1,210; НРЦ 12,35 В; — 29°С
25%: ПЭ 1,180; НРЦ 12,2 В; — 18°С
Полностью разряжен: ПЭ 1,140; НРЦ 11,9 В; — 12°С
Критически разряжен: ПЭ ниже 1,140; НРЦ 8-11В; электролит замерзнет при любых морозах.
Что зимой с аккумуляторной батареей делать категорически НЕЛЬЗЯ:
1. Не оставляйте аккумулятор на морозе
Батарея автомобиля чувствительна к низким температурам, поэтому не стоит оставлять ее на улице на ночь или на время длительного простоя. Если аккумулятор замерзнет, то его емкость и пусковые характеристики значительно ухудшатся, что может привести к сложностям при запуске двигателя.
Если вы все же оставили АКБ на морозе, то перед началом эксплуатации автомобиля обязательно прогрейте батарею. Для этого достаточно включить зажигание и дать мотору поработать на холостых оборотах несколько минут.
2. Не заряжайте аккумулятор сразу после мороза
После длительного простоя автомобиля на морозе не стоит сразу заряжать АКБ. Сначала нужно прогреть автомобиль, а затем дать аккумулятору “отойти” в теплом помещении. Иначе резкое повышение температуры может вызвать деформацию пластин и утечку электролита.
3. Не используйте “быстрые” зарядки
Некоторые автомобилисты в зимнее время прибегают к использованию “быстрых” зарядных устройств, которые якобы помогают быстрее восстановить заряд АКБ. Однако такое решение может привести к перегреву аккумулятора и его преждевременному выходу из строя. Используйте только специализированные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.
4. Не проверяйте уровень электролита в аккумуляторе
В зимнее время проверять уровень электролита в АКБ не рекомендуется, так как это может привести к его замерзанию и повреждениям батареи. Лучше всего проводить эту процедуру весной или летом, когда температура воздуха становится выше.
5. Не заводите автомобиль “с толчка”
Многие автомобилисты зимой пытаются завести машину “с толчка”, полагая, что это поможет быстрее запустить двигатель. Однако такой метод является неэффективным и даже опасным для АКБ, так как может вызвать перегрев и деформацию пластин. Заводите автомобиль только с помощью стартера и только после прогрева автомобиля.
6. Не храните аккумулятор в багажнике
Еще одно популярное заблуждение – хранение АКБ в багажнике автомобиля. Это приводит к тому, что аккумулятор постоянно находится в холодном состоянии, что негативно сказывается на его работе. Храните аккумулятор только в специальном отсеке автомобиля.
Зимой с аккумуляторной батареей вашего автомобиля необходимо обращаться особенно бережно. Категорически нельзя оставлять аккумулятор на морозе, заряжать его сразу после мороза, использовать “быстрые” зарядные устройства, проверять уровень электролита и заводить автомобиль “с толчка”. Соблюдение этих простых правил поможет вам сохранить работоспособность АКБ и избежать дорогостоящего ремонта.
Очень хотелось бы увидеть в комментариях, как именно вы,справляетесь с проблемами аккумулятора на морозе!?