Стройные ряды рабочих и фабрик, отравляющие выбросы в атмосферу, умирающие реки и голос за кадром: “Каждый день вы ходите на одуряющее бессмысленную работу, и все, чем вы занимаетесь — с каждым часом приближаете гибель планеты. Вы страдаете от неврозов, ищете защиты у психоаналитиков и не знаете, зачем вы поднимаетесь каждый день с кровати. Все это результаты “благословенного” технологического прогресса”. С такого неутешительного документального фильма начинается лекция одного из самых интересных, по отзывам мирового журналистского сообщества, мыслителя нашего времени, анархиста-примитивиста Джона Зерзана.
В Россию Джон, как и другие писатели, критики, поэты, приехал на IV Московский международный книжный фестиваль для того, чтобы поговорить о будущем не только литературного процесса, но политического устройства мира, мировой экономики, культуры, языка. А заодно и презентовать свою первую переведенную на русский книгу “Первобытный человек будущего”. На его презентацию принесли дополнительные стулья, скамейки, но их не хватило всем желающим: люди заполнили цех арт-центра “Винзавод” и стояли вдоль стен все четыре часа лекции.
— Малолетние дети сидят на антидепрессантах, количество психических расстройств среди молодежи за последние 20 лет выросло более чем в два раза, — начал Зерзан. — Коэффициент подростковых самоубийств с 1970-х годов увеличился в три раза. Недавние исследования показали, что треть студентов уходит в запой, как минимум, раз в месяц. Внешние проявления шокирующего и ужасающего феномена обусловливаются распадом общества. Мы живем в пространстве пустоты, горя, стресса, скуки и беспокойства, где наша человеческая природа настолько деградирует, насколько что-либо исчезает из естественного мира. Символическая культура атрофировала наши чувства, уничтожила непосредственный опыт и привела нас, как предсказывал Фрейд, к состоянию “постоянного внутреннего несчастья”. Мы унижены и доведены до такого предела, что вынуждены задаться вопросом, почему человеческая деятельность стала столь враждебной человечеству, не говоря уже о других формах жизни на этой планете…
Наибольшую известность американский философ, собирающий сегодня полные аудитории слушателей, получил, когда выступил в защиту Теда Качинского, или, как его прозвали СМИ, Унабомбера. Профессор математики Качинский, скрывшийся в лесах Монтаны и считающий величайшим злом технократическое общество, около 17 лет рассылал посылки с бомбами тем, кого он считал виновным в экоциде. За это Качинского в 1998 году приговорили к четырем пожизненным заключениям, что не помешало ему стать культовой фигурой: террорист стал прототипом героя книги Чака Паланика “Бойцовский клуб”. Джон Зерзан, осуждая такие методы, тем не менее выступил в защиту манифеста Теда, где тот критиковал развитие технологий, уничтожающих природу планеты и естественную суть человека.
Впоследствии Зерзан стал одним из теоретиков и практиков анархопримитивизма. Примитивисты утверждают, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству дал начало расслоению общества, принуждению и отчужденности. По их мнению, для того чтобы заставить свободных людей года и десятилетия работать на не любимой работе, надо было подчинить их сознание и выстроить всю систему так, чтобы не оставалось выбора. Примитивисты считают, что только отказ от цивилизации и индустриализации, ликвидация разделения и специализации труда, упразднение технологии могут вернуть человеку чистое счастье нового мира, в котором всех ждет экономическое, социальное и политическое равенство.
— Примитивизм основан в том числе на достижениях культурной антропологии и археологии. За последние полвека академики переоценили те общества, которые ранее считались варварскими, — продолжил Джон. — Многие ученые сейчас считают, что древний человек жил в относительном мире и процветании. Например Фрэнк Хоул, специалист по раннему сельскому хозяйству, и Кент Флэннери, специалист по месоамериканской цивилизации, отмечали, что никто на Земле не имел столько свободного времени, как охотники и собиратели, которые тратили его в первую очередь на игры, беседы и отдых. Да и сейчас мы можем видеть примеры, что сама природа встает на защиту людей, живущих в единении с ней. Это не чудо, это факт: в декабре 2004 года, во время цунами в Таиланде не пострадал ни один человек из тамошних племен, только цивилизованные люди.
Подлинным Золотым веком Зерзан считает образ жизни бушменов и других сообществ, где не получили развитие одомашнивание животных, выращивание табака, возникновение обрядов. Там у людей осталось безграничное единение с природой и ее глубокое, непосредственное понимание. Сам мыслитель почти в полном соответствии со своей теорией проживает с семьей в лачуге где-то в Орегоне. Он бросил перспективное образование и долгое время зарабатывал на жизнь тем, что сдавал кровь. Теоретические работы Джона Зерзана произвели настоящий фурор в интеллектуальных кругах США. Сейчас у него появилось множество поклонников из творческой среды, которые зачастую выступают спонсорами его поездок по миру и организации лекций. Его идеи стали настолько популярными, что на основе интервью с Зерзаном было снято несколько красивых документальных фильмов о возвращении человека к своим истокам.
Слушая лекцию, москвичи сидели с мечтательными выражениями на лицах, но когда им дали возможность задать вопросы, приоритеты расставились сами собой. “Не кажется ли вам, что стремление к комфорту — это естественное состояние человека, от которого он никогда не откажется?”, “Как вы можете убедить современного человека отречься от потребления, к которому он привык?”, “Не думаете ли вы, что племенной образ жизни с отказом от электричества и водопроводов для нас слишком труден?” — вопросы сыпались на Джона со всех сторон. А он устало (философу 60 лет) отвечал, что мы просто должны задуматься о том, что привычный образ жизни в очень скором времени может привести планету к гибели, и только формирование новой культуры и сознания сделает уход от убивающих благ цивилизации естественным делом. И советовал вспомнить популярный лозунг “зеленых” в 60-е: “Под асфальтом — пляж!”. Зерзан не учел только одного: в Америке его взгляды так популярны потому, что общество уже успело пресытиться и технологиями, и бесконечным потреблением. В России этот процесс проходил слишком недолго, и, судя по тихим разговорам слушателей после лекции, вопрос о том, стоит ли спешить обменивать свои мобильники и неврозы на незамутненное счастье племенной жизни, для них все еще открыт.
Текст Нина Фатеева
Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №96 от 3 июля 2009 года.