Найти тему
RuBaltic.Ru

С постсоветского пространства на просторы большой Евразии: с чем ЕАЭС вступает в 2024 год

В начале этой недели в Санкт-Петербурге состоялся саммит Евразийского экономического союза. Это было заключительное мероприятие года, на котором подвели итоги российского председательства в организации — в следующем году оно перейдет к Армении. К слову, появление на саммите Никола Пашиняна стало одной из главных новостей на фоне циркулирующих слухов о том, что Ереван собирается покинуть и ЕАЭС, и ОДКБ.

Зона свободной торговли с Ираном

Пожалуй, главным событием саммита оказалось подписание Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

«Это действительно знаковое мероприятие по своему содержанию, и оно открывает очень большие возможности для дальнейшей работы не только в рамках взаимной торговли, но и как целое новое направление сотрудничества. Мы полагаем, что те преференции, которые получат в результате работы этого соглашения наши компании, позволят как минимум в ближайшие годы удвоить объемы взаимного товарооборота. И это радует», — заявил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.

Подписание этого документа стало результатом длительной подготовительной работы.

В 2019 году в силу вступило Временное соглашение между ЕАЭС и Ираном, которое ввело режим свободной торговли на определенные виды промышленной и сельскохозяйственной продукции. Даже в результате такого ограниченного договора уже удалось существенно нарастить взаимный товарооборот — с 2,4 млрд долларов США в 2019 году до 6,2 млрд в 2022-м.

Новый договор устранит ввозные таможенные пошлины в отношении почти 90% товарной номенклатуры, на долю которой приходится более 95% взаимной торговли между Ираном и государствами ЕАЭС.

Соглашение не исчерпывается зоной свободной торговли и предполагает расширение сотрудничества в рамках широкого круга отраслей — энергетики, добычи полезных ископаемых, исследований и инноваций, образования, медицины, телекоммуникаций и многого другого.

Особое внимание также будет уделено развитию транспортного коридора «Север — Юг», который является основным связующим звеном между ЕАЭС и Ираном.

Подписание данного договора означает, что ЕАЭС выходит на качественно иной уровень международного взаимодействия, превращаясь в интеграционную платформу, выходящую за рамки постсоветского пространства. Собственно, само слово «Евразийский» в названии организации указывает, что она открыта для всех игроков большой Евразии, а не только для республик бывшего СССР.

Соглашение о зоне свободной торговли с Ираном может стать первой ласточкой на этом пути и иметь далеко идущие геополитические последствия, в первую очередь в Кавказском регионе.

Во-первых, это может привести к более плотному вовлечению в евразийские интеграционные процессы Азербайджана, который в настоящее время остается вне ЕАЭС. Однако подписанный с Ираном договор и связанное с этим развитие транспортного коридора «Север — Юг» непосредственно затрагивают интересы закавказской республики, по территории которой проложат новую логистическую артерию.

В частности, после завершения строительства железной дороги Астара — Решт — Кавзин (ожидается в 2028 году) транзитный коридор между Россией и Ираном сможет заработать в полную силу, а Азербайджан станет важнейшим транспортным хабом на Кавказе.

Армения остается

Свою выгоду от зоны свободной торговли с Тегераном получит и Ереван. Иран давно является важнейшим торгово-экономическим партнером для Армении и выходом во внешний мир в условиях острых противоречий с Турцией и Азербайджаном.

Появление Никола Пашиняна на встрече в Санкт-Петербурге развеяло слухи о том, что Армения готовится выйти из ЕАЭС, которые особенно усилились после того, как Ереван проигнорировал саммит ОДКБ в Минске, а до этого уклонился от участия в ряде мероприятий организации.

Действительно, складывалось впечатление, что ценой отказа от претензий на Нагорный Карабах Пашинян рассчитывал прорвать геополитическую блокаду со стороны Азербайджана и Турции и развернуть внешнеполитический вектор Армении в сторону ЕС, который в 2020–2023 годах перехватил инициативу в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта.

Однако при вдумчивом размышлении становится очевидно, что подобный курс был бы для Армении самоубийством.

Рассчитывать на полноценную нормализацию отношений с Турцией и Азербайджаном вряд ли уместно — в лучшем случае можно ожидать некоторой разрядки. Что касается Евросоюза, то для него Кавказ лежит на периферии интересов, и предложить полноценную альтернативу ЕАЭС он не сможет. Хотя, конечно, в Брюсселе особо не скрывают, что хотели бы «выключить» Армению из процессов евразийской интеграции.

Вот как резюмировал эту геополитическую дилемму для Еревана белорусский лидер Александр Лукашенко: «Кто им поможет? Там Европа, Франция пытается что-то сделать. Вы видите, что происходит во Франции. Им бы у себя разобраться, а потом уже лезть на Кавказ и там пытаться что-то сделать. Они у себя разобраться не могут. Это армяне видят».

Таким образом, уходящий год заканчивается для ЕАЭС на высокой ноте.

По словам президента Беларуси, главным достижением организации стали стабильно функционирующие общий внутренний рынок и единое таможенное пространство. В условиях геополитической турбулентности ЕАЭС доказывает свою жизнеспособность.

Всеволод Шимов, советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований, старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН