Найти в Дзене

Из чего складывается зарплата водителя-дальнобойщика? Принципы расчета, мотивация и штрафы

Чтобы транспортная компания получала от работы прибыль, важно иметь не только хорошую технику, но и профессиональных водителей. Вряд ли кому-то нужно объяснять, что водить легковой автомобиль и грузовик, груженный ценными товарами, — это кардинально разные задачи, при этом не каждый водитель-профи выдержит труд дальнобойщика. На этом отпустим капитана “Очевидность” и перейдем к рассуждениям посложнее. Будем исходить из логичной мысли, что привлечь и удержать квалифицированных водителей невозможно без адекватной оплаты труда. Как выстроить систему финансовой мотивации, которая устроит и сотрудников, и компанию? Некоторые рекомендации — в сегодняшней статье. Варианты расчета зарплаты водителей Существует три основных способа расчета заработной платы дальнобойщиков: временная, сдельная или комбинированная. Предусматривает оплату за отработанные дни или часы, километраж не учитывается. Эта форма оптимальна для компаний, которые работают на коротких маршрутах. Базируется на учете километра
Оглавление

Чтобы транспортная компания получала от работы прибыль, важно иметь не только хорошую технику, но и профессиональных водителей. Вряд ли кому-то нужно объяснять, что водить легковой автомобиль и грузовик, груженный ценными товарами, — это кардинально разные задачи, при этом не каждый водитель-профи выдержит труд дальнобойщика. На этом отпустим капитана “Очевидность” и перейдем к рассуждениям посложнее.

Будем исходить из логичной мысли, что привлечь и удержать квалифицированных водителей невозможно без адекватной оплаты труда. Как выстроить систему финансовой мотивации, которая устроит и сотрудников, и компанию? Некоторые рекомендации — в сегодняшней статье.

Варианты расчета зарплаты водителей

Существует три основных способа расчета заработной платы дальнобойщиков: временная, сдельная или комбинированная.

  • Временная система

Предусматривает оплату за отработанные дни или часы, километраж не учитывается. Эта форма оптимальна для компаний, которые работают на коротких маршрутах.

  • Сдельная оплата

Базируется на учете километража, пройденного водителем. Его зарплату рассчитывают исходя из ставки за 1 км пути. Такой подход выгоден, когда компания имеет постоянные заказы и техника работает без простоев. Причем выгоден обеим сторонам: у водителя есть мотивация больше проехать, а компания увеличит прибыль от заказов.

  • Комбинированная система

Совмещает элементы сдельной и временной оплаты с возможностью премирования за хорошую работу. Подходит компаниям, которые хотят повысить мотивацию своих водителей, заинтересовать их продолжать сотрудничество и не искать лучших работодателей.

Доплаты: обязательные…

Трудовой кодекс предусматривает обязательные доплаты:

  • за работу ночью — если водитель пребывает в рейсе с 22 до 06 часов, ему положена доплата в 20% оклада;
  • за совмещение обязанностей — водители могут, например, дополнительно выполнять функции механика или экспедитора. В этом случае им полагается доплата, размер которой фиксируют в доп.соглашении к трудовому договору.

…и дополнительные

Владельцы транспортных предприятий могут устанавливать для водителей надбавки и премии — чтобы стимулировать их интерес к работе и поддерживать лояльность к компании.

  • Надбавки за стаж — выплачиваются ежемесячно к основному окладу. Их размер определяется по количеству лет, отработанных водителем. Каждые 5 или 10 лет их обычно повышают.
  • Премии за аккуратное вождение и безаварийную езду — отличный способ поощрить водителей, которые не совершают аварий, не имеют штрафов за нарушение ПДД, бережно эксплуатируют машину.
  • Надбавка за класс — некоторые компании вводят квалификационные категории среди водителей. Чем выше качество работы, тем более высокий класс присваивается. Решение принимает специальная комиссия из сотрудников ТК.
  • Премиальные за сэкономленное топливо — обычно фиксируются в размере определенного процента от сэкономленных расходов.

О штрафах и удержаниях

В контракте дальнобойщика могут предусматриваться и штрафные санкции. Обычно их вводят за:

  • нарушение ПДД;
  • провоцирование аварийной ситуации;
  • несоблюдение правил стоянки;
  • сдачу грязного грузовика после завершения смены.

В заключение

Выводы опять слегка очевидные, но, к сожалению, не всегда реализуемые на практике. Достойная оплата — это не только улучшение финансового положения водителей (что само по себе хорошо) и здоровая атмосфера в коллективе. В конечном итоге это выгодно для самой компании.

Опыт подтверждает, что именно ощущение несправедливости часто становится причиной хитростей, которыми водители хотят компенсировать недоплату. Установив понятную и честную систему оплаты, компания перестанет терять на сливах топлива и подобных убытках. Кстати, это работает и в обратную сторону: если таких потерь много, это сигнал присмотреться к системе оплаты. Контролировать топливные расходы поможет приложение Топливо+.

И наконец, предприятие, где сотрудники остаются годами, а не бегут из-за низкой оплаты, может стабильно работать, вовремя выполнять заказы клиентов и успешно развиваться на конкурентном рынке грузоперевозок.

Водители, поделитесь в комментариях, есть ли у вас премии от компании и за что вас штрафуют?