29 декабря 2023 года
Новогодние праздники для цирковых артистов - как для лошади свадьба: грива в цветах, всё остальное в мыле. Несколько недель цирковым приходится работать по три спектакля в день и постоянно держать себя в форме. Вероятно, сейчас самое подходящее время, чтобы посвятить этот фотоальбом людям, которые выбрали своей профессией приносить зрителям смех и радость. Иногда без выходных и праздников.
Цирк на Цветном бульваре был основан в 1880 году предпринимателем и цирковым артистом Альбертом Саламонским, при советской власти национализирован и стал Первым государственным цирком. Историческое здание архитектора Августа Вебера несколько раз перестраивалось, то превращаясь в безликую бетонную коробку, то принаряжаясь элементами сталинского ампира, пока не было полностью снесено под видом реконструкции. В 1989 году на месте старого цирка выросло другое здание, лишь имитирующее фасад 1950-х годов и частично повторяющее планировку зрительного зала.
Смотрите старые фотографии. Цирк Альберта Саламонского. 1904-1910 гг.:
Первый государственный цирк. 1935 год:
Цирк на Цветном бульваре. 1960 год:
Строительство цирка на Цветном бульваре. 1988 год:
Площадь новостройки была ограничена соседними домами и подземными коммуникациями. Пять сменных манежей здесь не предусмотрены, зал вмещает 2000 зрителей, а не 3340, как у коллег-конкурентов с Вернадки. Архитекторы удлинили здание в глубину двора, разместив в нём всё необходимое для работы цирка - зрительный зал с манежем, репетиционный манеж, административные кабинеты, гримёрные комнаты, технические помещения, а недавно ещё и гостиница открылась. Благодаря сравнительно небольшим размерам и некоторой винтажности зрительного зала, кажется, что Цирк Никулина это всё тот же атмосферный старый цирк из далёкого детства.
Юрий Никулин:
«Всё тот же купол и фасад
И каждый зритель видеть рад
Огни знакомых фонарей
И пару вздыбленных коней».
В цирке всё напоминает об одном из самых любимых советских артистов - Юрии Владимировиче Никулине. На Цветном бульваре прошла вся его цирковая жизнь. Как ни странно, ВГИК и ГИТИС не разглядели его талант, а вот в студию разговорных жанров при цирке молодой фронтовик был зачислен. С 1948 по 1981 год Юрий Никулин выходил на этот манеж вместе со своим постоянным партнёром Михаилом Шуйдиным, а после завершения артистической карьеры стал сначала главным режиссёром, а затем и директором цирка.
Дети артистов зачастую буквально живут в цирке рядом с родителями и затем продолжают их дело, образуя семейные династии. Максима Никулина родители с собой не брали и его воспитывала бабушка. Хотя в кино он однажды снялся в одном фильме с папой и на съёмочной площадке стал партнёром Андрея Миронова - когда в «Бриллиантовой руке» Геша Козодоев столкнул в воду мальчика с сачком. Максим Никулин не стал артистом, но преуспел в журналистике, а с 1997 года возглавляет Московский цирк на Цветном бульваре.
Пришедшие на спектакль зрители попадают в просторный вестибюль с гардеробом, буфетом, фотозонами. Для интерьеров зданий советского модернизма были характерны подобные многоступенчатые пространства с панорамным остеклением.
Сердце цирка - круглый манеж диаметром 13 метров, окружённый невысоким бортиком. Форма и размер манежа оптимально подходят для выступлений наездников, эти параметры сложились исторически и неизменны во всех цирках мира. Обычно в качестве основания используется грунт и опилочная масса, накрытые ковром. У цирковых есть немало примет и одна из самых главных - не садиться спиной к манежу.
Высота купола цирка - 25 метров, в некоторых экстремальных аттракционах артист совершает воздушный полёт с этой высоты в натянутую над манежем сетку.
В проходах смонтированы технологические устройства, обеспечивающие безопасность выступлений воздушных гимнастов.
Для содержания животных в цирке предусмотрены отдельные помещения - вольеры для хищников, слоновник, конюшня для лошадей, вольеры для собак, обезьян и других дрессированных артистов. Кстати, тигр питается один раз в день, при этом съедая до 12 килограммов мяса. Кормление происходит с утра, чтобы к моменту выхода на манеж зверь не был голодным и поэтому раздражённым и в то же время не был объевшимся и ленивым.
Перед аттракционом с хищниками униформисты прокладывают безопасный решётчатый тоннель от вольера до форганга - выхода на манеж.
По периметру манежа для безопасности зрителей поднимается защитная сетка.
Дрессированные животные на манеже - это давняя цирковая традиция, в наши дни вызывающая упрёки защитников дикой природы. Канадская компания «Цирк дю Солей» принципиально отказалась от номеров с животными и доказала, что можно добиться коммерческого успеха другими жанрами циркового искусства. Но в России немного другая ситуация - отечественный цирк славится семейными династиями дрессировщиков со времён Владимира Дурова, который, кстати, занимался зоопсихологией и разработал систему ненасильственной дрессуры. Дуровы, Филатовы, Запашные, Корниловы, Багдасаровы за десятилетия накопили колоссальный опыт работы и теперь им предлагают всё бросить, потому что этическая концепция в мире поменялась. Наши зрители с восторгом наблюдают гастрольные спектакли «Цирка дю Солей», но это уникальный проект, создание которого не могут себе позволить российские цирки.
Дрессировщик хищников Гия Эрадзе обратился к журналистам-критикам: «Пожалуйста, вы можете зайти за кулисы, посмотреть на содержание наших животных, на огромные вольеры и замечательные условия. Дрессировщики – люди, которые живут рядом с животными в полном смысле этого слова, люди, которые выкармливают малышей, воспитывают и потом с ними работают». Примерно то же самое могут сказать Сергей Нестеров, Николай Павленко, Эдгард Запашный, Андрей Дементьев-Корнилов, Василий Тимченко и другие профессионалы. При этом проблема жестокого обращения с животными не выдумана зоозащитниками, она реально существует и решение спорной ситуации видится в государственном контроле за цирками и зоопарками, наблюдением за содержанием животных.
В лабиринтах коридоров на нескольких этажах здания расположены кабинеты администрации, гримёрные, пошивочный цех и другие служебные помещения.
Для клоунов зарезервирована гримёрная рядом с выходом на манеж. «Клоунов сейчас очень мало, их не хватает. Это самая сложная специальность, которой нельзя научить», - признаётся Максим Никулин. Действительно, имена артистов, способных своими репризами рассмешить публику, можно пересчитать по пальцам: Игорь «Харри» Яшников, Владимир Дерябкин, Алекс и Белла Шер (Александр и Елена Червоткины), Оксана Нескладная (Ксения Зубова), трио «Без носков» (Артём Бабинов, Константин Копейкин и Максим Карпов). «Если хороши клоуны в цирке, то сборы обеспечены», - это, кстати, сказал Альберт Саламонский, основатель цирка на Цветном бульваре.
Игорь Яшников
Владимир Дерябкин
Алекс и Белла Шер
Оксана Нескладная
«Без носков»
Репетиционный манеж расположен вблизи форганга и используется артистами для ежедневной работы. Особенно многолюдно здесь перед началом спектакля - участники представления проводят разминку в ожидании своего выхода на основной манеж.
Вокруг цирковой арены под зрительскими трибунами предусмотрен кольцевой служебный коридор с несколькими выходами на манеж. Это рабочее место униформы - коллектива сотрудников, которые готовят реквизит для очередного номера, в нужный момент быстро выносят его на манеж и снова исчезают в коридоре. Униформист - крайне ответственная должность, ведь от правильного монтажа оборудования зависит безопасность артистов.
В коридоре есть ещё несколько важных артефактов - пульт управления, большое зеркало, доска объявлений и монитор, по которому транслируется происходящее на манеже. И ещё существует примета: нельзя переходить дорогу артисту, который готовится выйти на манеж.
Если в театре за сезон ставят несколько новых спектаклей, то в цирке премьера программы случается обычно один раз в год. Премьера становится событием для цирковой Москвы, за кулисами встречаются приглашённые гости, друзья, коллеги, родственники, которые поздравляют виновников торжества традиционным приветствием - «С началом!»
Юрий Никулин:
«Мой старый цирк опять со мной.
Мой старый цирк, бульвар Цветной.
Мой старый цирк из детских снов –
Моя судьба, моя любовь».
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #цирк #юрийникулин #закулисами