Найти тему
6000 миль до Голливуда

Треск пацанских "бубнов". Нашумевшая криминальная сага.

("Слово пацана. Кровь на асфальте", 2023, Россия; сериал, 1 сезон)

- Далеко, а надо, - сказал однажды Семен Семеныч Горбунков, отправляясь ночью за хлебом "на проспект в дежурный".
- Неохота, а надо, - сказал давеча я, глядя на нехилый ажиотаж, разгоревшийся вокруг "
Слова пацана" Жоры Крыжовникова. И при всей моей нелюбви к "бригадной" романтизации тупой отечественной уголовщины, всё же уселся смотреть эту телесенсацию 2020-х.

Вова Адидас (Иван Янковский, справа) намекает жадным буржуям из Adidas, что за рекламу их бренда на протяжении аж 6,5 часов надо бы, короче, раскошелиться, сечёте, чушпаны?
Вова Адидас (Иван Янковский, справа) намекает жадным буржуям из Adidas, что за рекламу их бренда на протяжении аж 6,5 часов надо бы, короче, раскошелиться, сечёте, чушпаны?

Первое, что бросилось не в глаза, а в уши, ибо я давно на это не натыкался, наивно думая, что подобная фигня в российском кино наконец-то себя изжила: удручающая сценическая дикция многих молодых актеров. Или, точнее, полное ее отсутствие, поскольку считать ею бубнеж и мямленье - все равно что рассчитывать всерьез герметичность решета.
Ага, размечтались - "изжила"... Цветет и пахнет гладиолусом в майский день!

- Кшть прхыт можт дмн гашмт? - спрашивает частенько кого-нибудь героиня А. Красовской, или Ю. Александровой, самых косноязычных участниц этого спектакля; у второй еще и ГИТИС за плечами, к слову.
- Дын афн жушч грмт ащчо зрбыт, - отвечает ей на столь же великом и могучем языке собеседник.
- А ну чтыш когот мзын чулф, - соглашается героиня А. Крсвск, или Ю. Алксндр.
И тотчас же после этого, словно бы издеваясь над ними, "логопед" Юра Шатунов своим звонким голосом учит их, непутевых, как надо правильно звучать с экрана:
- И снова седая ночь, и только ей доверяю я!..

К счастью, сколиозом языка в "Слове пацана" болеют не все. Да и его народно-дворовые диалоги просты и понятны настолько, что их смысл уловим даже в откровенно бубнительной форме.
Иными словами, - с легким зубовным скрежетом, но терпимо.

"Есл тбе кымсмлц им, им кырп длми свми!" - ну как-то так она бы это здесь и сказала.
"Есл тбе кымсмлц им, им кырп длми свми!" - ну как-то так она бы это здесь и сказала.

Впрочем, снял Крыжовников свою ностальгическую безнадегу казанских улиц очень даже живенько и мастерски. Но это как раз ожидаемо: все-таки и он в своей профессии давно не новичок, и культовыми сделанные на тяп-ляп сериалы в одночасье явно не становятся. Разве что снимали здешнюю Казань в Ярославле, зато скрупулезный подход к декорациям и антуражу конца 80-х вызывает исключительно похвалу. А там, где в кадр все же влезали порой современные стеклопакеты и сантехника, первые демонстрировали только издали, дабы не заострять на них наше внимание, а вторую стыдливо прикрывали якобы сохнущими на ней полотенцами/тряпочками.
Зато, уж коли творцы "
Слова пацана" находили где-то старую, грубо покрашенную деревянную раму, дверь или мебель, вот их-то нам непременно покажут не на бегу и крупным планом. Так же как позднесоветские одежду, бытовую технику и автотранспорт.

Зато психологическая аутентичность гопоты 80-х часто вызывает недоуменные вопросы. Порой и вовсе доходит до легкого маразма, когда она вдруг озвучивает вещи, типичные, скорее, для лексикона махровых комсоргов, нежели уличной шпаны.
К примеру, с трудом верится, что последняя вообще слушала группу
Kiss. А тем более стала бы выговаривать кому-то, что, дескать, это "аморальная западная грязь"©, и что две молнии в её логотипе - отсылка к СС. Ага, прямо шпарят, не краснея, по легендарным комсомольским "методичкам". Тем, где Iron Maiden обзывали религиозными мракобесами, AC/DC неофашистами, Scorpions насильниками, Элиса Купера вандалом, а Pink Floyd извращенцами... внешней политики СССР. И кто же здесь это "шпарит"? Прожженный гопник с разбитым "таблом" из подворотни, а вовсе не член обкома ВЛКСМ.
Верим, ага.
Даже главгерой Вова Суворов по кличке Адидас, вернувшись из Афгана, жестко предъявляет своему корешу "за импортный шмот" - во как! На что, разумеется, кореш ему ничего не возразил, хотя мог бы аннулировать все вовины доводы одним простым вопросом: "Слышь, а ты сам-то после таких слов свою позорную импортную кликуху сменить не желаешь?".

Короче, не знаю, какие гоп-стоп-нравы царили именно в Казани, поэтому спорить с Жорой не буду. Однако в наших "сибирях" градус "патриотичности" шпаны 80-х был примерно нулевой. А если она тебе на улице за что-то и "предъявляла", то только с целью это "что-то" у тебя отобрать. С попутным набивом морды, ясен хук. И уж точно не потому что шпане при взгляде на твои заграничные кроссовки стало "за державу обидно".
Последнее было характерно, скорее, для более сложной идеологии люберов, "патриотично" гонявших тогда же неформалов в Москве и других городах. Но это уже молодежное явление иного толка, к теме данного сериала отношение не имеющее.

Как говорится, всю неделю на спорт забивай, но перед субботней дискотекой разомнись!
Как говорится, всю неделю на спорт забивай, но перед субботней дискотекой разомнись!

По поводу романтизации героев "Слова пацана", главные из которых, это братья Адидасы старший и младший (И. Янковский и Р. Минекаев), а также неофит их банды по кличке Пальто (Л. Кемстач), думаю, тоже спорить не о чем. Возможно, Крыжовников попробовал чуток облагородить конкретно этих трех персонажей. Затем, чтобы они не вызывали у вас совсем уж откровенной неприязни. Однако сами бесчинства молодежных банд Казани и разборки между ними уж точно не выглядят робин-гудовщиной.
А выглядят они именно той животной дикостью, которой и являлись в действительности. Особенно, если вы вообразите себя на месте обычного казанца той эпохи, идущего домой с работы и видящего мчащуюся вам навстречу, эту разъяренную стаю двуногих гиен.
Просто представляйте такое почаще на просмотре сериала - и никакое романтическое послевкусие от него вам на дух не померещится.

Благодаря чему, кстати, и Адидасам с Пальто так и не удастся вызвать у вас явной симпатии, как только ни смотрят они порой с экрана жалостливыми глазами котика из "Шрека" (особенно Пальто). Да просто потому, что за каждым из них тянется персональный шлейф отборной уголовной мерзости, о которой зритель ни на минуту не забывает. И даже когда кто-то из "пацанов" пытается совершить благородный поступок, или наладить с девушками лирические отношения, их родных и глупых подруг становится элементарно жаль. Ведь сразу ясно, что ничем хорошим преступная нон-стоп-чехарда Адидасов и Пальто не закончится. И ладно бы только для них самих, - черт бы с ними. Но то, что они доведут до беды заодно всех невиновных и непричастных близких, - здесь тоже не надо быть Вангой, дабы предугадать такой исход.
Дикий народ, дети улиц.

Посмотрел из любопытства оба варианта финального эпизода "Слова пацана". Чем именно был плох изначальный - так и не понял. Но раз авторы решили, что переделанный лучше, что ж, им виднее. Все равно для переброски мостика во второй сезон - надо полагать, с гордо поднятой головой сериал теперь так просто с экранов не уйдет, - придется делать сценарные натяжки, а кое-кого, вероятно, даже воскресить. И, естественно, превращать героев в злостных рецидивистов, ведь покаянцами, вставшими на путь исправления, они своим фанатам даром не нужны.

" - Вовочка, а ну-ка ответь на вопрос: что сказал Суворов про пулю и штык? - А какой из братьев Суворовых, Марь-Иванна? Старший или младший?" (Позвольте вбросить в народ анекдот на модную сериальную тему).
" - Вовочка, а ну-ка ответь на вопрос: что сказал Суворов про пулю и штык? - А какой из братьев Суворовых, Марь-Иванна? Старший или младший?" (Позвольте вбросить в народ анекдот на модную сериальную тему).

***

В общем, чем конкретно была вызвана нездоровая шумиха вокруг "Слова пацана", историкам и культурологам еще только предстоит разобраться. Однако на поверку никакая инфернальная магия из него не фонтанирует, - в отличие от настроения эпохи 80-х, которое тут столь густое, что его хоть ложкой ешь. Как и все моральные акценты расставлены в сериале правильно, плюс-минус пара градусов туда-сюда... Конечно, при условии, что вы осознаете: реальная цена всем этим "словам пацана" в реальной жизни - пшик из-под пивной пробки. Как и всему воровскому пафосу, с которым эти слова здесь произносятся и столь же легко нарушаются.
Короче говоря, перед нами - крепкий и суровый криминальный мрачняк, явно достойный того, чтобы с ним ознакомиться. Хотя бы в целях избавления от романтических иллюзий насчет того безвременья, по которому некоторые индивидуумы ностальгически вздыхают и поныне.

P. S. А вот местный саундтрек какого-либо вау-впечатления на меня совершенно не произвел. Дежурная попса и русский рок конца 80-х, только и всего. Да, уместные, но не более.
Правда, к ним невесть зачем примкнула резко зазвездившаяся теперь "Пыяла" группы Аигел. То есть типичная песня в ритме 2020-х, звучащая на фоне остального "старья" весьма чужеродно, - что немудрено, ведь она хитам Ласкового Мая и Миража почти во внучки годится.
Странный набор. Но раз уж ему все притопывают, да прихлопывают, то кто я такой, чтобы наезжать на эту вашу любимую "флэшку с музычкой"?

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):