("Слово пацана. Кровь на асфальте", 2023, Россия; сериал, 1 сезон)
- Далеко, а надо, - сказал однажды Семен Семеныч Горбунков, отправляясь ночью за хлебом "на проспект в дежурный".
- Неохота, а надо, - сказал давеча я, глядя на нехилый ажиотаж, разгоревшийся вокруг "Слова пацана" Жоры Крыжовникова. И при всей моей нелюбви к "бригадной" романтизации тупой отечественной уголовщины, всё же уселся смотреть эту телесенсацию 2020-х.
Первое, что бросилось не в глаза, а в уши, ибо я давно на это не натыкался, наивно думая, что подобная фигня в российском кино наконец-то себя изжила: удручающая сценическая дикция многих молодых актеров. Или, точнее, полное ее отсутствие, поскольку считать ею бубнеж и мямленье - все равно что рассчитывать всерьез герметичность решета.
Ага, размечтались - "изжила"... Цветет и пахнет гладиолусом в майский день!
- Кшть прхыт можт дмн гашмт? - спрашивает частенько кого-нибудь героиня А. Красовской, или Ю. Александровой, самых косноязычных участниц этого спектакля; у второй еще и ГИТИС за плечами, к слову.
- Дын афн жушч грмт ащчо зрбыт, - отвечает ей на столь же великом и могучем языке собеседник.
- А ну чтыш когот мзын чулф, - соглашается героиня А. Крсвск, или Ю. Алксндр.
И тотчас же после этого, словно бы издеваясь над ними, "логопед" Юра Шатунов своим звонким голосом учит их, непутевых, как надо правильно звучать с экрана:
- И снова седая ночь, и только ей доверяю я!..
К счастью, сколиозом языка в "Слове пацана" болеют не все. Да и его народно-дворовые диалоги просты и понятны настолько, что их смысл уловим даже в откровенно бубнительной форме.
Иными словами, - с легким зубовным скрежетом, но терпимо.
Впрочем, снял Крыжовников свою ностальгическую безнадегу казанских улиц очень даже живенько и мастерски. Но это как раз ожидаемо: все-таки и он в своей профессии давно не новичок, и культовыми сделанные на тяп-ляп сериалы в одночасье явно не становятся. Разве что снимали здешнюю Казань в Ярославле, зато скрупулезный подход к декорациям и антуражу конца 80-х вызывает исключительно похвалу. А там, где в кадр все же влезали порой современные стеклопакеты и сантехника, первые демонстрировали только издали, дабы не заострять на них наше внимание, а вторую стыдливо прикрывали якобы сохнущими на ней полотенцами/тряпочками.
Зато, уж коли творцы "Слова пацана" находили где-то старую, грубо покрашенную деревянную раму, дверь или мебель, вот их-то нам непременно покажут не на бегу и крупным планом. Так же как позднесоветские одежду, бытовую технику и автотранспорт.
Зато психологическая аутентичность гопоты 80-х часто вызывает недоуменные вопросы. Порой и вовсе доходит до легкого маразма, когда она вдруг озвучивает вещи, типичные, скорее, для лексикона махровых комсоргов, нежели уличной шпаны.
К примеру, с трудом верится, что последняя вообще слушала группу Kiss. А тем более стала бы выговаривать кому-то, что, дескать, это "аморальная западная грязь"©, и что две молнии в её логотипе - отсылка к СС. Ага, прямо шпарят, не краснея, по легендарным комсомольским "методичкам". Тем, где Iron Maiden обзывали религиозными мракобесами, AC/DC неофашистами, Scorpions насильниками, Элиса Купера вандалом, а Pink Floyd извращенцами... внешней политики СССР. И кто же здесь это "шпарит"? Прожженный гопник с разбитым "таблом" из подворотни, а вовсе не член обкома ВЛКСМ.
Верим, ага.
Даже главгерой Вова Суворов по кличке Адидас, вернувшись из Афгана, жестко предъявляет своему корешу "за импортный шмот" - во как! На что, разумеется, кореш ему ничего не возразил, хотя мог бы аннулировать все вовины доводы одним простым вопросом: "Слышь, а ты сам-то после таких слов свою позорную импортную кликуху сменить не желаешь?".
Короче, не знаю, какие гоп-стоп-нравы царили именно в Казани, поэтому спорить с Жорой не буду. Однако в наших "сибирях" градус "патриотичности" шпаны 80-х был примерно нулевой. А если она тебе на улице за что-то и "предъявляла", то только с целью это "что-то" у тебя отобрать. С попутным набивом морды, ясен хук. И уж точно не потому что шпане при взгляде на твои заграничные кроссовки стало "за державу обидно".
Последнее было характерно, скорее, для более сложной идеологии люберов, "патриотично" гонявших тогда же неформалов в Москве и других городах. Но это уже молодежное явление иного толка, к теме данного сериала отношение не имеющее.
По поводу романтизации героев "Слова пацана", главные из которых, это братья Адидасы старший и младший (И. Янковский и Р. Минекаев), а также неофит их банды по кличке Пальто (Л. Кемстач), думаю, тоже спорить не о чем. Возможно, Крыжовников попробовал чуток облагородить конкретно этих трех персонажей. Затем, чтобы они не вызывали у вас совсем уж откровенной неприязни. Однако сами бесчинства молодежных банд Казани и разборки между ними уж точно не выглядят робин-гудовщиной.
А выглядят они именно той животной дикостью, которой и являлись в действительности. Особенно, если вы вообразите себя на месте обычного казанца той эпохи, идущего домой с работы и видящего мчащуюся вам навстречу, эту разъяренную стаю двуногих гиен.
Просто представляйте такое почаще на просмотре сериала - и никакое романтическое послевкусие от него вам на дух не померещится.
Благодаря чему, кстати, и Адидасам с Пальто так и не удастся вызвать у вас явной симпатии, как только ни смотрят они порой с экрана жалостливыми глазами котика из "Шрека" (особенно Пальто). Да просто потому, что за каждым из них тянется персональный шлейф отборной уголовной мерзости, о которой зритель ни на минуту не забывает. И даже когда кто-то из "пацанов" пытается совершить благородный поступок, или наладить с девушками лирические отношения, их родных и глупых подруг становится элементарно жаль. Ведь сразу ясно, что ничем хорошим преступная нон-стоп-чехарда Адидасов и Пальто не закончится. И ладно бы только для них самих, - черт бы с ними. Но то, что они доведут до беды заодно всех невиновных и непричастных близких, - здесь тоже не надо быть Вангой, дабы предугадать такой исход.
Дикий народ, дети улиц.
Посмотрел из любопытства оба варианта финального эпизода "Слова пацана". Чем именно был плох изначальный - так и не понял. Но раз авторы решили, что переделанный лучше, что ж, им виднее. Все равно для переброски мостика во второй сезон - надо полагать, с гордо поднятой головой сериал теперь так просто с экранов не уйдет, - придется делать сценарные натяжки, а кое-кого, вероятно, даже воскресить. И, естественно, превращать героев в злостных рецидивистов, ведь покаянцами, вставшими на путь исправления, они своим фанатам даром не нужны.
***
В общем, чем конкретно была вызвана нездоровая шумиха вокруг "Слова пацана", историкам и культурологам еще только предстоит разобраться. Однако на поверку никакая инфернальная магия из него не фонтанирует, - в отличие от настроения эпохи 80-х, которое тут столь густое, что его хоть ложкой ешь. Как и все моральные акценты расставлены в сериале правильно, плюс-минус пара градусов туда-сюда... Конечно, при условии, что вы осознаете: реальная цена всем этим "словам пацана" в реальной жизни - пшик из-под пивной пробки. Как и всему воровскому пафосу, с которым эти слова здесь произносятся и столь же легко нарушаются.
Короче говоря, перед нами - крепкий и суровый криминальный мрачняк, явно достойный того, чтобы с ним ознакомиться. Хотя бы в целях избавления от романтических иллюзий насчет того безвременья, по которому некоторые индивидуумы ностальгически вздыхают и поныне.
P. S. А вот местный саундтрек какого-либо вау-впечатления на меня совершенно не произвел. Дежурная попса и русский рок конца 80-х, только и всего. Да, уместные, но не более.
Правда, к ним невесть зачем примкнула резко зазвездившаяся теперь "Пыяла" группы Аигел. То есть типичная песня в ритме 2020-х, звучащая на фоне остального "старья" весьма чужеродно, - что немудрено, ведь она хитам Ласкового Мая и Миража почти во внучки годится.
Странный набор. Но раз уж ему все притопывают, да прихлопывают, то кто я такой, чтобы наезжать на эту вашу любимую "флэшку с музычкой"?
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):